Устройство приборов системы питания
Топливный бак служит для хранения запаса топлива, необходимого для определенного пробега автомобиля. На автомобилях применяют сварные, штампованные из стали топливные баки с покрытием из свинца для предохранения от коррозии, или пластмассовые. Наполненный бензином бак обеспечивает пробег автомобиля 350...400 км.
Рис.4. Топливный бак
Бак (рис.4) сварен из двух корытообразных половин. В верхней части бак имеет наливную горловину, которая закрывается герметичной пробкой с прокладкой. В нижней части бака находится сливное отверстие с резьбовой пробкой. Количество топлива в баке контролируют указателем, датчик которого установлен внутри бака. Топливо забирается из бака через топливозаборную трубку, имеющую сетчатый фильтр, и через фильтр грубой очистки поступает в топливный насос. Связь внутренней полости бака с окружающей средой и ее вентиляция осуществляются через воздушную и вентиляционную трубки.
Топливные фильтры предназначены для очистки топлива от механических примесей. Для этого используют фильтр отстойник и фильтр тонкой очистки топлива.
Рис. 5 Топливным фильтр-отстойник:
1 — корпус; 2 и 5 — трубопроводы; 3 — болт; 4 — крышка; 6 — фильтрующий элемент; 7 — стойка; 8 — пружина; 9 — пробка сливного отверстия; 10 — пластина; 11 — отверстия; 12 — выступы
Фильтрующий элемент 6 (рис. 5) фильтра-отстойника собран на двух стойках 7 из большого числа кольцевых пластин 10 толщиной 0,15 мм. В пластинах сделаны отверстия 11, образующие в элементе ряд вертикальных каналов. Снизу фильтрующий элемент сжат пружиной 8 и закрыт плоской крышкой. На пластинах фильтрующего элемента выполнены два ряда выступов 12 высотой 0,05 мм. Поэтому в собранном элементе между пластинами образуются зазоры, равные высоте выступов. Между корпусом 1 и крышкой 4 установлена прокладка. Корпус прикреплен к крышке болтом 3. В фильтре-отстойнике топливо очищается в две ступени (эти фльтры применяются на грузовых автомобилях). При попадании топлива в корпус его скорость падает, вследствие чего наиболее крупные механические частицы и вода оседают на дне корпуса. Далее топливо проходит через зазоры фильтрующего элемента, оставляя на его поверхности твердые частицы.
Более тщательная очистка топлива производится в фильтрах тонкой очистки, имеющих фильтрующий элемент, выполненный из мелкой латунной сетки или из порошковых материалов или из картона (сменные – сейчас применяются чаще всего) (рис. 6 и 7).
Рис. 6. Фильтр тонкой очистки топлива: 1 — корпус; 2 — прокладка; 3 — элемент фильтрующий; 4 — пружина; 5 — стакан-отстойник; 6 — коромысло с винтом; 7 — гайка-барашек; 8 — держатель стакана; 9 — каркас фильтрующего элемента; 10 — сетка фильтрующего элемента; 11 — пружина поджимная сетки.
Рис. 7. Фильтр тонкой очистки топлива керамический:
1 — корпус; 2 — прокладка стакана; 3 — прокладка элемента; 4 — фильтрующий элемент; 5 — пружина; 6 — стакан-отстойник; 7 — коромысло.
Топливный насос подает необходимое количество топлива из бака в поплавковую камеру карбюратора. На отечественных автомобильных карбюраторных двигателях применяют мембранные топливные насосы, отличающиеся один от другого главным образом числом клапанов, а также формами корпуса и рычага привода.
На рис.8 показан топливный насос двигателя. Отлитые из цинкового сплава корпус 2, головка 7 и крышка 6 соединены между собой винтами. В корпусе на оси 14 установлен рычаг 13, прижимаемый пружиной 12 к эксцентрику распределительного вала двигателя. Вильчатым концом рычаг охватывает шток 10 диафрагмы 3, которая отжимается вверх пружиной 9. Края диафрагмы 3 зажаты между корпусом и головкой насоса. В центральной части диафрагмы закреплен шток. В головке насоса смонтированы клапаны: всасывающие и нагнетательные. Над всасывающими клапанами размещен сетчатый фильтр 5. Рычаг 7 ручной подкачки топлива закреплен неподвижно на валике 11 и удерживается в нижнем положении пружиной, установленной на валике между рычагом и корпусом насоса.
Когда рычаг 13, под действием кулачка, сжимая пружину 9, перемещает через шток 10 диафрагму вниз, над ней создаётся разрежение, под действием которого топливо поступает в полость над диафрагмой, проходя сетчатый фильтр и всасывающие клапаны. Вверх диафрагма перемещается под действием пружины 9, когда рычаг 13 не удерживает шток 10 (рычаг сошел с кулачка). Под давлением топлива открывается нагнетательный клапан 8 (всасывающие клапаны при этом закрыты), и топливо поступает в головку и затем в трубопровод, идущий к карбюратору.
Рис. 8. Топливный насос:
1 - рычаг ручной подкачки; 2 - корпус; 3 - диафрагма; 4 - всасывающий клапан;
5 - фильтр; 6 - крышка; 7 - головка; 8 - нагнетательный клапан; 9 - пружина мембраны; 10 - шток; 11 - валик рычага ручной подкачки; 12 - пружина рычага;
13 - рычаг; 14 -ось.
Карбюратор приготовляет горючую смесь, соответствующую по составу режиму работы двигателя. На большинстве современных двигателей установлены многокамерные эмульсионные карбюраторы с падающим потоком.
Применение вместо однокамерных карбюраторов многокамерных, имеющих две или четыре смесительные камеры, объединенные в общем корпусе, позволяет повысить мощность двигателей вследствие лучшей дозировки и распределения горючей смеси по цилиндрам. Смесительные камеры в двухкамерных карбюраторах имеют одинаковое устройство и могут работать одновременно (ЗМЗ). Такие карбюраторы называются карбюраторами с параллельным включением камер. В других двухкамерных карбюраторах сначала включается в работу одна, так называемая основная, или первичная камера, а при увеличении нагрузки подключается вторая, дополнительная, или вторичная камера. Эти карбюраторы называются карбюраторами с последовательным включением камер (ВАЗ) . Четырехкамерные карбюраторы представляют собой блок спаренных двухкамерных карбюраторов с последовательным включением камер.