Охрана труда и окружающей среды при производстве работ экскаватором
Эксплуатация должна производиться в соответствии с настоящим руководством, а также нормативными актами, регламентирующими правила дорожного движения, меры безопасности в строительстве и др., действующими в стране, где используется экскаватор.
2.1. Меры безопасности при работе на экскаваторе
2.1.1. Персонал, обслуживающий экскаватор, должен обладать необходимой квалификацией и иметь документ, дающий право на управление и обслуживание этой машины.
2.1.2. Все работы по смазке необходимо произвести перед началом эксплуатации экскаватора.
2.1.3. Работать можно только на полностью исправном экскаваторе, заправленном топливом, рабочей жидкостью, охлаждающей жидкостью двигателя и смазкой в соответствии с Указаниями по смазке.
2.1.4. ЗАПРЕЩАЕТСЯ работа на экскаваторе при установившейся температуре рабочей жидкости, превышающей значение, указанное для данной марки масла. Контролировать температуру рабочей жидкости необходимо по табло на электронной панели приборов.
2.1.5. ВНИМАНИЕ! При подъеме или опускании левого пульта управления в кабине КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ держаться за рукоятку блока управления. Откидывание пульта осуществляется при помощи ручки (поз. 24, рис. 2).
2.1.6. ЗАПРЕЩАЕТСЯ установка сменных видов рабочего оборудования и рабочих органов, не предусмотренных заводом-изготовителем для данной модели экскаватора.
2.1.7. Перевозка пассажиров ЗАПРЕЩЕНА.
2.1.8. Не производите земляные работы в зоне подземных коммуникаций без разрешения их владельца. В случае обнаружения при копании неизвестных коммуникаций работа должна быть приостановлена до получения необходимых сведений.
2.1.9. Убедитесь в отсутствии людей в рабочей зоне. Прежде, чем начать движение машины, подайте звуковой сигнал. Нахождение людей ближе 15 м от работающего экскаватора не допускается.
2.1.10. Следите за состоянием откосов котлованов и траншей! При появлении трещин срочно примите меры против внезапного обрушения грунта, заблаговременно удалив людей и машины из опасных мест.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ остановка экскаватора под проводами любого напряжения.
2.1.14. Если при копании произошло неожиданное соприкосновение с токопроводными частями, необходимо сохранять спокойствие.
Экскаваторщик должен ОСТАВАТЬСЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ и отвести рабочее оборудование в сторону, затем выехать из опасной зоны либо передать информацию о необходимости отключения тока.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ людям, находящимся вне экскаватора, приближаться к машине и касаться ее.
2.1.15. При погрузке грунта в автомашины не проносите ковш над кабиной водителя. Если над кабиной нет защитного устройства, водитель при погрузке должен покинуть автомобиль.
2.1.16. При движении над кузовом автомобиля ковш экскаватора не должен задевать ни кузова, ни находящегося в нем грунта. Для удобства разгрузки и уменьшения просыпания ковш следует подавать на разгрузку с боковой стороны кузова.
Для равномерного распределения грунта в кузове расстояние от плоскости борта до режущей кромки ковша должно составлять 1/3 ширины кузова.
2.1.17. Загрузку транспортных средств производите равномерно, чтобы избежать перегрузки заднего моста.
2.1.18. При парковке включите стояночный тормоз, расположите рабочее оборудование вдоль продольной оси экскаватора и опустите на землю, исключив самопроизвольное перемещение его при стоянке под действием собственного веса. Втяните штоки внутрь цилиндров, чтобы уменьшить коppозию. Не оставляйте без присмотра экскаватор с работающим двигателем или поднятым рабочим оборудованием!
2.1.19. В случае аварии немедленно остановите двигатель перемещением рычага останова двигателя вверх вперед и отключите «массу» аккумулятора.
2.1.20. ЗАПРЕЩАЕТСЯ передвижение экскаватора своим ходом при снижении давления воздуха в пневмосистеме ниже 0,5 МПа (5 кгс/см2), что может привести к снижению эффективности торможения, и при давлении в системе гидpоупpавления ниже 2,0 МПа (20 кгс/см2).
2.1.21. При переезде откидные опоры должны быть механически зафиксированы в транспортном положении, ковш опущен как можно ниже, чтобы обеспечить максимальный обзор и устойчивость. ЗАПРЕЩАЕТСЯ передвигаться с заполненным ковшом, производить рабочие операции и передвижение экскаватора поперёк крутых (свыше 5°) склонов, разгонять экскаватор при движении под уклон, а также двигаться на второй передаче под уклон свыше 7°.
2.1.22. Торможение экскаватора следует производить путем нажатия на педаль тормоза с последующим переводом рычагов управления передвижением в нейтральное положение. Торможение реверсом запрещается. В экстренных случаях для остановки экскаватора можно тормозить рабочим оборудованием путем опускания его на землю.
2.1.23. Экскаватор снабжен аварийной системой рулевого управления, обеспечивающей управление движущейся своим ходом машиной при внезапной остановке двигателя. При этом поворот управляемых колес на
заданный угол происходит при вращении рулевого колеса с возросшим усилием на ободе и при большем количестве оборотов. Управление не зависит от времени и количества ходов.
Проверка функционирования аварийного режима рулевого управления проводится на твердой горизонтальной площадке при неработающем двигателе. При вращении рулевого колеса должен осуществляться поворот колес.
2.1.24. Во время погрузки на трейлер и разгрузки с него экскаватор и транспортная платформа должны располагаться на ровной площадке. Застопорите транспортную платформу так, чтобы она не могла двигаться. Очистите платформу и шины от грязи, масла и других скользких материалов.
Надежно зафиксируйте экскаватор на платформе во избежание непреднамеренных движений во время транспортирования. Подложите под колеса упоры и закрепите экскаватор на платформе растяжками.
2.2. Меры безопасности при техническом обслуживании и текущем ремонте экскаватора
2.2.1. Обслуживание и ремонт экскаватора должны проводиться на ровной, специально оборудованной площадке, исключающей возможность загрязнения окружающей среды, свободной от ненужных предметов, или в специальном помещении.
2.2.2. На экскаваторе не должны находиться посторонние лица, не участвующие в проведении работ и не обученные должным образом.
2.2.3. Перед обслуживанием экскаватора убедитесь, что двигатель выключен, ковш опущен, рычаги управления находятся в нейтральном положении, включен стояночный тормоз, отключено электрооборудование. Заблокируйте колеса, чтобы предупредить непроизвольное движение машины.
2.2.4. Запускать двигатель можно лишь в случаях, специально оговоренных в руководствах по обслуживанию и ремонту экскаватора и двигателя, строго выполняя изложенные в них указания. Проверку и регулировку механизмов при работающем двигателе следует проводить вдвоем, при этом в кабине должен находиться обученный работник, задачей которого является обеспечение безопасности механика, выполняющего проверку или регулировку.
2.2.5. Перед началом каких-либо работ по обслуживанию двигателя или электрооборудования отсоедините от аккумуляторной батареи отрицательный провод, идущий на “массу”.
2.2.6. При ремонте и обслуживании экскаватора используйте только рекомендуемые заводом-изготовителем детали и материалы, запасные части
заводского производства либо изготовленные самостоятельно с разрешения завода-изготовителя.
Нарушение этих правил связано с риском для безопасности персонала, технического состояния экскаватора и его надежности.
2.2.7. Внимание! При необходимости проведения сварочных ремонтных работ непосредственно на экскаваторе следует: заглушить двигатель, отключить провода от аккумуляторных батарей, генератора и электронной панели приборов.
Подключать заземляющий кабель необходимо возможно ближе к месту сварки таким образом, чтобы сварочный ток не проходил через подшипники или через монтажные опоры узлов (при прохождении тока эти детали будут повреждены).
Сварку элементов гидросистемы (трубопроводы, гидробак и т.п.) производите только после их тщательной очистки от масла.
2.2.8. Неправильное пользование домкратом может быть опасным. Домкраты должны быть грузоподъемностью не менее 5 т и полностью исправны. Под экскаватором устанавливайте домкраты только в специально предназначенных местах.
Перед началом подъема экскаватора убедитесь в том, что домкрат стоит устойчиво, заблокируйте колеса, которые не будут подниматься.
При поддомкрачивании экскаватора двигатель не должен работать.
2.2.9. Нельзя проводить никаких работ и даже кратковременных инспекций под экскаватором, который приподнят на домкратах или с помощью рабочего оборудования. В этих случаях экскаватор должен быть установлен на надежные опоры.
2.2.10. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ использовать рабочее оборудование экскаватора для подъема людей.
Список литературы:
В.А. Родичев «Тракторы»
Е.А. Пучин, Л.И. Кушнарев, А.Н. Петрищев и др. «Техническое обслуживание и ремонт тракторов»
Н.П. Проничев «Справочник механизатора»
В.В. Курчаткин, В.М.Тараторкин, А.Н. Батищев и др.
«Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве»
В.А. Родичев «Учебник тракториста категории «С»»
К.К. Шестопалов «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование
М.Д. Полосин «машинист дорожных и строительных машин
Э.Г. Ронинсон, М.Д. Полосин «Машинист бульдозера»