Погрузочно-разгрузочные машины на ж.-д. транспорте и их классификация
В) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. Интернет сайт http://www.tgs-jd.ru
____________________________________________________
Общие сведения о транспорте (История техники, ОКТ) |
Сведения о грузах «Грузоведение» |
Образовательный процесс по дисциплине «ТГС» |
Общие знания (Электротехника, и др.) |
Общие сведения о ж.-д. пути |
Сведения о вагонах «Нетяговый подвижной состав» |
На дисциплину выделено 144 часа, в т.ч.:
ü аудиторных 68 часов (8 лекций (по 22 мая) и 21 (22) практических занятия (по 30 мая))
ü на самостоятельную подготовку 40 часов (36 из которых выделено на курсовую работу)
Контроль знаний – КР, экзамен.
Дополнительной формой контроля является: КЕЙС-метод (сбор раздаточного материала)
Транспортно-грузовые системы – совокупность транспортных (подвижной состав разных видов транспорта – грузовые вагоны, автомобили, суда) и перегрузочно-складских (складские здания, сооружения, погрузочно-разгрузочные, грузоподъемные и транспортирующие машины) объектов, предназначенных для выполнения грузовых операций (погрузка, выгрузка, сортировка), хранения груза и внутрискладских операций (взвешивание, комплектование, сортировка, формирование пакетов и др.).
Транспортно-грузовые системы представляют собой комплекс технических средств, взаимоувязанных единой технологией.
В настоящем курсе рассмотрим следующие ТГС:
ТГС также классифицируют по характеру работы (погрузочные, выгрузочные, погрузочно-выгрузочные, грузосортировочные и комбинированные) и по техническому уровню развития (с частичной автоматизацией и полностью автоматизированные).
Тема 1–Основные понятия о Транспортно-Грузовых системах (ТГС)
1. Погрузочно-разгрузочные машины (ПРМ) на ж.-д. транспорте и их классификация.
2. Склады и складские комплексы.
3. Грузовые операции. Понятие о механизации, комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ (КМАПРР).
4. Подразделения, выполняющие погрузочно-разгрузочные работы (ПРР) на ж.-д. транспорте.
5. Задачи и основные направления развития ж.-д. транспорта и транспортно-грузовых систем (ТГС).
Практическое занятие 1
Погрузочно-разгрузочные машины на ж.-д. транспорте и их классификация
Погрузочно-разгрузочные машины (ПРМ) используются на ж.-д. транспорте для производства операций, связанных с погрузкой грузов в вагоны и на различные виды транспорта, с выгрузкой их из вагонов, с перегрузкой, транспортировкой, сортировкой грузов в складских помещениях, грузовых дворах, а также при перевалке грузов.
Выбор средств механизации определяется следующими факторами:
ü видом груза и его физико-механическими свойствами;
ü типом транспортных средств;
ü объемом выполняемых работ.
ПРМ классифицируются по нескольким признакам:
а) по характеру движения грузонесущего (рабочего) органа
ПРМ по характеру движения грузонесущих (рабочих) органов |
периодического (циклического) или машины прерывного действия (МПД) |
машины непрерывного или почти непрерывного действия (МНПД) |
Период (рабочий цикл) – время от захвата груза до его следующего захвата, которое характеризуется временем цикла (Тц, сек).
ГРУЖЕНЫЙ РЕЙС |
Захват (зачерпывание, застропка) груза |
освобождение (отстропка) груза |
ПОРОЖНИЙ РЕЙС |
Время цикла - Тц, сек |
К МПД относят такие машины (установки) у которых грузонесущий орган перемещает груз поштучно или порциями, периодически останавливаясь для захвата и освобождения груза.
характеристика | МПД | ||
погрузчики периодического действия | краны | вагоноопрокидыватели | |
o электро- o авто- o тракторные | o козловые o мостовые o стреловые на ж.-д.ходу o стеллажные o и др. | o роторные o боковые o и др. | |
грузонесущий орган | ü вилы ü ковш ü штырь ü кантователь | ü универсальный 4-хзвенный строп ü грейфер ü ковш ü автостроп; ü спредер | ü ротор |
К МНПД относят такие машины (установки) у которых грузонесущий орган перемещает груз преимущественно непрерывным потоком, не останавливаясь для захвата и освобождения груза.
МНПД | |||||
конвейеры | элеваторы | гидравлические установки | пневматические установки | специальные | |
характеристика | ü ленточный (транспортер) ü скребковый ü винтовой (шнек) ü инерционный ü вибрационный ü гравитационный (рольганг) | ü ковшовый (нория) ü полочный ü люлечный | ü самотечные ü напорные (насосные) | ü всасывающего действия ü нагнетающего действия | ü бункерные установки ü С-492 (ковшовый элеваторный разгрузчик) ü ИРМ ВНИИЖТа ü МВС-4М |
грузонесущий орган | § лента § скребок § винт § сила инерции § сила вибрации § сила тяжести | § ковш § полка § люлька | § сила тяжести § разность давления | § воздух, разность давления | § сила тяжести § сила инерции § сила вибрации § составные части машин С-492, МВС-4 М |
б) по сфере применения
ПРМ по сфере применения |
Универсальные для широкой номенклатуры грузов (краны и погрузчики) |
Специальные для определенной группы грузов (МВС, ИРМ, бункеры) |
в) по мобильности
ПРМ по мобильности |
Передвижные передвигаются вдоль вагонов (краны и погрузчики) |
Стационарные вдоль которых передвигается подвижной состав (бункер, эстакады, вагоноопрокидыватель) |
г) по типу ходовой части
ПРМ по типу ходовой части |
на колесном ходу |
на рельсовом ходу |
на гусеничном ходу |
д) по типу силовой установки
ПРМ по типу силовой установки |
с электрическими двигателями (электропогрузчики, козловые и мостовые краны) |
с двигателями внутреннего сгорания на жидком топливе (стреловые краны и автопогрузчики) |
Лекция 1 (Продолжение)