Инструкция по подготовке к работе и техническому обслуживанию электровозов в зимних условиях, утвержденная МПС России 12.06.1993 г.
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра путей сообщения Российской Федерации
В.Н. Пустовой
10 апреля 2001 г.
№ ЦТ-814
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ К РАБОТЕ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ЭЛЕКТРОВОЗОВ
В ЗИМНИХ И ЛЕТНИХ УСЛОВИЯХ
Москва 2001
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 3
2. ПОДГОТОВКА ЭЛЕКТРОВОЗОВ К РАБОТЕ В ЗИМНИХ И ЛЕТНИХ УСЛОВИЯХ.. 6
2.1. Перевод узлов трения оборудования и деталей электровозов на сезонные сорта смазок. 6
2.2. Системы вентиляции и кузова.. 7
2.2.1. Требования к системе вентиляции. 7
2.2.2. Работы по подготовке системы вентиляции и кузовов к зимним и летним условиям эксплуатации. 9
2.2.3. Перевод системы вентиляции на зимние условия работы.. 11
2.2.4. Перевод системы вентиляции на летние условия работы.. 14
2.3. Электрические машины.. 16
2.4. Электрические аппараты и цепи.. 18
2.5. Механическое и пневматическое оборудование. 21
3. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОВОЗОВ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ.. 22
3.1. Общие требования. 22
3.2. Отстой в ожидании работы.. 27
3.3. Работа электровозов со снегоочистителями и снегоуборочными машинами.. 28
3.3.1. Работа со снегоочистителями. 28
3.3.2. Работа со снегоуборочной машиной СМ-2. 29
3.4. Особенности технического обслуживания и эксплуатации электровозов при гололеде на токоприемниках и проводах контактной сети.. 30
4. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИНЕЯ НА КОЛЛЕКТОРАХ И ОБМОТКАХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ПРИ ОТТЕПЕЛЯХ.. 32
5. ПОСТАНОВКА ЭЛЕКТРОВОЗОВ В ОТАПЛИВАЕМЫЕ УЧАСТКИ ДЕПО.. 33
6. СУШКА ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ.. 34
Приложение 1. 36
Приложение 2. 37
Приложение 3. 38
Приложение 4. 38
Приложение 5. 40
Приложение 6. 41
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция регулирует порядок проведения в локомотивных депо (далее — депо) основных мероприятий по подготовке к работе и техническому обслуживанию электровозов в зимних и летних условиях.
Соблюдение требований настоящей Инструкции работниками, выполняющими ремонт и техническое обслуживание электровозов, и локомотивными бригадами должно обеспечить высокую эксплуатационную надежность электровозов и безопасность движения.
Требования настоящей Инструкции распространяются на эксплуатируемые на сети железных дорог электровозы постоянного и переменного тока серий ВЛ (кроме серий ВЛ8 и ВЛ22М), серий ЧС, электровозы двойного питания серий ВЛ82, ВЛ82М, а также на пассажирские электровозы серии ЭП1.
1.2. Перечень и объемы работ, приведенные в настоящей Инструкции, в зависимости от местных условий, конструктивных особенностей электровозов, срока их службы, технической оснащенности депо могут быть дополнены в депо при условии обеспечения безопасности движения.
Отступления от перечня и объемов работ, сроков их проведения, предусмотренные в настоящей Инструкции, могут быть разрешены Департаментом локомотивного хозяйства МПС России по представлению обоснованных предложений службы локомотивного хозяйства железной дороги.
1.3. Подготовка электровозов к работе в зимних условиях должна осуществляться в соответствии с указанием МПС России о подготовке федерального железнодорожного транспорта к работе в зимних условиях, планом основных организационно-технических мероприятий Департамента локомотивного хозяйства МПС России по подготовке к работе в зимних условиях, Инструкцией по подготовке локомотивного хозяйства к работе в зимних условиях, требованиями настоящей Инструкции, а также приказами, планами (мероприятиями), местными инструкциями, разрабатываемыми в депо, отделениях и управлениях железных дорог.
1.4. Для обеспечения надежной работы электровозов в депо должны быть своевременно и качественно выполнены мероприятия по подготовке электровозов к работе в зимних и летних условиях, создан зимний запас оборудования, запасных частей и материалов, обучены локомотивные бригады и работники, выполняющие ремонт и техническое обслуживание, учтены недостатки в содержании электровозов в предшествующие периоды работы.
1.5. В соответствии с Инструкцией по подготовке локомотивного хозяйства к работе в зимних условиях железные дороги Российской Федерации подразделяются на две группы.
Октябрьская, Горьковская, Северная, Приволжская, Куйбышевская, Свердловская, Южно-Уральская, Западно-Сибирская. Красноярская, Восточно-Сибирская, Забайкальская, Дальневосточная, Сахалинская железные дороги относятся к первой группе.
Калининградская, Московская, Северо-Кавказская, Юго-Восточная железные дороги относятся ко второй группе.
Мероприятия по подготовке электровозов к работе в зимних условиях должны быть выполнены:
для железных дорог первой группы — не позднее 1 октября;
для железных дорог второй группы — не позднее 1 ноября.
На железных дорогах первой группы в зависимости от погодных условий, с разрешения начальника службы локомотивного хозяйства железной дороги, допускается установка воздухоочистительных фильтров на боковые и крышевые воздухозаборные устройства электровозов до 15 октября.
1.6. Подготовка электровозов к работе в зимних и летних условиях должна, как правило, выполняться соответственно при осеннем и весеннем комиссионном осмотре на очередных текущих ремонтах ТР-1 и ТР-2, а также при выполнении текущего ремонта ТР-3.
В случае, если электровоз в период проведения комиссионного осмотра, не попадает по графику на ТР-1 или ТР-2, разрешается производить подготовку электровоза к работе в зимних или летних условиях на техническом обслуживании ТО-3, а отдельные работы такие, например, как установка воздухоочистительных фильтров, и на ТО-2.
1.7. Результаты выполнения мероприятий по подготовке электровоза к работе в зимних или летних условиях заносятся мастерами участков депо в книгу записи ремонта локомотива формы ТУ-28 и отмечаются на специальном графике-экране для приписного парка электровозов. В график-экран заносятся все основные мероприятия по подготовке электровозов к работе в зимних или летних условиях.
График-экран должен находиться у старшего мастера участка текущего ремонта электровозов или у диспетчера по ремонту электровозов, или у заместителя начальника депо по ремонту.
При вводе в эксплуатацию электровозов, поступивших с электровозостроительных или электровозоремонтных заводов, после производства текущего ремонта ТР-3, при выдаче из запаса МПС России и резерва железной дороги они должны быть подготовлены к работе в зимних или летних условиях. Об этом делается соответствующая отметка в книге записи ремонта локомотива формы ТУ-28.
1.8. Конкретные сроки подготовки электровозов к работе в зимних или летних условиях устанавливаются начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги для каждого депо с учетом требований настоящей Инструкции и местных условий эксплуатации.
При эксплуатации электровозов, обращающихся на двух железных дорогах, сроки подготовки к работе в зимних или летних условиях должны быть установлены в совместном приказе начальников этих железных дорог с учетом требований Инструкции по техническому обслуживанию электровозов и тепловозов в эксплуатации.
В приложении 1 к настоящей Инструкции для сведения приведены (по данным метеостанций) даты наступления средних суточных температур воздуха ниже и выше 0°С для железнодорожных станций, расположенных на основных электрифицированных участках железных дорог Российской Федерации.
1.9. Электровозы, выпускаемые заводами с капитального ремонта в период с 1 сентября по 15 марта, должны быть подготовлены к работе в зимних условиях, а с 16 марта по 1 сентября — к работе в летних условиях. Подготовка на заводах по ремонту электровозов к работе в зимних или летних условиях производится в соответствии с требованиями настоящей Инструкции за отдельную плату по договорам между железными дорогами и заводами (если эти работы не учтены в стоимости капитального ремонта электровозов).
1.10. Стойла участков, предназначенные для выполнения технических обслуживании ТО-3, ТО-4, текущих ремонтов ТР-1 и ТР-2 и непланового ремонта электровозов, должны быть оборудованы устройствами для подогрева и сушки увлажненной изоляции обмоток тяговых двигателей (далее — сушка изоляции обмоток), в том числе стационарными калориферными установками, изготовленными по технической документации проектно-конструкторского бюро Департамента локомотивного хозяйства МПС России (далее — ПКБ ЦТ МПС), источниками постоянного тока напряжением 200—250 В, розетками трехфазного тока промышленной частоты напряжением 380 В для включения двигателей вентиляторов электровозов переменного тока серий ВЛ, ЭП1 и 260 В переменного тока для электровозов переменного тока серий ЧС.
Стойла указанных участков должны иметь также устройства для подогрева и сушки изоляции вспомогательных электрических машин и аппаратов.
Пункты технического обслуживания локомотивов (далее — ПТОЛ), депо должны быть оснащены передвижными калориферными установками для сушки изоляции обмоток тяговых двигателей горячим воздухом.
Число стойл, оснащенных калориферными установками для сушки изоляции обмоток тяговых двигателей, должно обеспечивать потребность в них для своевременного выпуска электровозов с планового и непланового ремонта.
Все указанные устройства должны быть отремонтированы с проверкой их действия не позднее 1 сентября.
1.11. Должны быть измерены температура и расход воздуха в каждом тяговом двигателе, поступающего от калориферной установки. Расход воздуха определяется по методике, изложенной в приложении 2 к настоящей Инструкции. Температура горячего воздуха на входе в тяговые двигатели должна быть 90—100°С через 30 мин после включения калорифера.
1.12. Начальник депо назначает обученных работников, ответственных за содержание изоляции тяговых двигателей и вспомогательных машин в депо, ПТОЛ и пунктах отстоя электровозов в ожидании работы.
На этих работников возлагаются обязанности по подогреву, сушке и измерению сопротивления изоляции обмоток тяговых двигателей (вспомогательных машин), электрических цепей электроотопления вагонов пассажирских поездов, а также других электрических цепей (в случае необходимости) и записи результатов измерений в специальный журнал (форма журнала приведена в приложении 3 к настоящей Инструкции). Сопротивление изоляции электрических цепей и оборудования должно соответствовать нормам, установленным правилами текущего ремонта и технического обслуживания электровозов.
1.13. В депо, на ПТОЛ и в местах отстоя электровозов в ожидании работы следует организовать наблюдение за изменением температуры наружного воздуха для принятия решения о подогреве электрических машин при оттепелях в целях предупреждения образования инея на коллекторах и обмотках. Наблюдение осуществляется дежурными по депо или другими работниками, назначенными начальником депо. Запись температуры производится через каждые три часа в настольных журналах дежурного по основному депо (формы ТУ-1 или ТУ-1 ВЦЕ) или дежурного по оборотному депо (форма ТУ-2).
1.14. Отстой электровозов в ожидании работы разрешается в основных и оборотных депо, ПТОЛ, а также в пунктах, имеющих необходимые условия для обеспечения их сохранности и штат для технического обслуживания. Для отстоя электровозов в ожидании работы должны быть выделены и подготовлены специальные пути, очищенные от снега, имеющие устройства для подачи на электровоз сжатого воздуха давлением 500—600 кПа и розетки напряжением 50 В постоянного тока для питания цепей управления и освещения электровозов.
1.15. Установки для подогрева и сушки изоляции оборудования после окончания зимних условий работы осматриваются и консервируются. Гибкие брезентовые патрубки для подвода горячего воздуха к тяговым двигателям снимаются, ремонтируются и сдаются в кладовую на хранение. Воздухопроводы в местах присоединения брезентовых патрубков заглушаются.
1.16. Начальники депо устанавливают контроль за соблюдением габарита на тракционных путях депо, ПТОЛ и экипировки. Локомотивным бригадам и работникам, выполняющим ремонт и техническое обслуживание, при всех видах технического обслуживания и текущего ремонта электровозов необходимо обращать особое внимание на состояние кожухов тяговой зубчатой передачи и принимать меры по устранению выявленных неисправностей.
1.17. В депо и на ПТОЛ создается запас антигололедной смазки ЦНИИ-КЗ, трансформаторного масла, а также запас пневматических вибраторов (далее — вибропантограф), гололедоочистительных устройств с пневмоприводом (далее — пневмобарабан) для борьбы с гололедом на токоприемниках и контактной
сети в количестве согласно указанию начальника отделения железной дороги или заместителя начальника железной дороги.
Данные о механических средствах для борьбы с гололедом: вибропантографах и пневмобарабанах приведены в приложении 4 к настоящей Инструкции.
1.18. Электровозы, находящиеся в запасе МПС России и резерве железной дороги, должны быть подготовлены к содержанию их в надлежащем техническом состоянии, как в зимних, так и в летних условиях, в соответствии с Инструкцией по постановке, консервации и содержанию локомотивов и моторвагонного подвижного состава в запасе МПС России и резерве железной дороги.
1.19. Порядок эксплуатации, ремонта и технического обслуживания электровозов в зимних и летних условиях должен быть отражен в приказах по депо, отделению железной дороги, железной дороге. Приказы доводятся до причастных должностных лиц и ответственных исполнителей под роспись. Выписки из приказов, инструкций и другой нормативно-технической документации должны быть оформлены в виде наглядных пособий и должны находиться в учебных классах, технических кабинетах, комнатах инструктажа локомотивных бригад, участках и отделениях по ремонту электровозов, помещениях дежурных по депо и других помещениях с учетом их назначения.
1.20. Ежегодно в марте—апреле, августе—октябре необходимо проводить изучение настоящей Инструкции и местных инструкций, приказов, касающихся особенностей технического обслуживания, ремонта и эксплуатации электровозов в зимних и летних условиях, с работниками, выполняющими ремонт и техническое обслуживание, локомотивными бригадами и другими причастными работниками с последующей проверкой их знаний.
1.21. При подготовке электровозов к работе в зимних или летних условиях, техническом обслуживании, ремонте и эксплуатации электровозов должны соблюдаться требования следующих правил и инструкций по охране труда:
правила по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава;
правила по охране труда при техническом обслуживании и текущем ремонте тягового подвижного состава и грузоподъемных кранов на железнодорожном ходу;
типовая инструкция по охране труда для слесарей по ремонту электроподвижного состава;
типовая инструкция по охране труда для локомотивных бригад;
правила электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных линиях.
2. ПОДГОТОВКА ЭЛЕКТРОВОЗОВ К РАБОТЕ В ЗИМНИХ И ЛЕТНИХ УСЛОВИЯХ
2.1. Перевод узлов трения оборудования и деталей электровозов на сезонные сорта смазок
2.1.1. Сорта смазок и масел, применяемые в узлах трения оборудования и деталей электровозов, количество смазки, закладываемой в каждый узел, сроки или виды ремонта (технического обслуживания) электровозов, при которых производится полная замена смазки, периодичность и количество добавления смазки, допускаемые заменители сортов смазок устанавливаются Инструкцией по применению смазочных материалов на локомотивах и моторвагонном подвижном составе. Показатели и порог браковки смазок устанавливаются указанной в этом пункте Инструкцией, ГОСТами, техническими условиями на смазки.
Применение опытных смазок на локомотивах допускается с разрешения Департамента локомотивного хозяйства МПС России.
2.1.2. Перевод узлов трения с летних сортов смазок на зимние сорта смазок и наоборот должен производиться одновременно во всех депо и ПТОЛ участка, на котором обращаются локомотивы, в соответствии с требованиями пункта 1.8 настоящей Инструкции. Сорта смазок и масел должны быть одинаковыми во всех депо, участвующих в совместной эксплуатации электровозов.
Для локомотивных депо, которые осуществляют ремонт, ТО-3 и ТО-2 приписных локомотивов и не связаны с ремонтом и техническими обслуживаниями ТО-3 и ТО-2 с другими депо, сроки перевода с летних сортов смазки на зимние и наоборот устанавливаются начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги.
В зависимости от погодных условий разрешается корректировать сроки замены смазок. При работе электровозов на двух железных дорогах корректировка сроков замены смазок должна быть согласована начальниками служб локомотивного хозяйства этих железных дорог.
При использовании в узлах трения всесезонных смазок их замена при переходе на летние или зимние условия работы не производится при нормальном действии узлов и отсутствии превышения норм браковки показателей смазки.
2.1.3. Замена летних сортов смазок на зимние и наоборот осуществляется, как правило, при очередном текущем ремонте или техническом обслуживании ТО-3 в основном депо.
При замене должно быть исключено смешивание смазок разных марок на участках обращения электровозов.
2.1.4. В книге записи ремонта локомотива формы ТУ-28 делается отметка о дате замены и марке смазки в узлах трения электровоза.
Кроме того, на последних страницах журнала технического состояния локомотива формы ТУ-152 делается аналогичная отметка о замене смазки в моторно-осевых подшипниках и кожухах тяговой зубчатой передачи.
2.2. Системы вентиляции и кузова
2.2.1. Требования к системе вентиляции
2.2.1.1. На электровозах применяются принудительные системы вентиляции, предназначенные для охлаждения электрического оборудования в целях более полного использования их мощности, обеспечения требуемого избыточного давления в кузове с целью защиты от проникновения в него пыли, песка, влаги и снега во время движения электровоза, а также для снижения температуры воздуха в кузове в летних условиях работы.
На электровозах серий ВЛ постоянного тока, серий ЧС, а также на электровозах переменного тока серий ВЛ80С, ВЛ80К, ЭП1 и других, оснащенных системой автоматического регулирования частоты вращения вентиляторов (далее — САУВ), предусматриваются две ступени регулирования расходов охлаждающего воздуха, соответствующих низкой и высокой частоте вращения электродвигателей привода вентиляторов.
2.2.1.2. В соответствии с технической документацией заводов-изготовителей электровозов в летних условиях системы вентиляции должны обеспечивать номинальный расход воздуха на охлаждение оборудования и на выброс воздуха в кузов, необходимый для создания избыточного давления в нем. Применение высокой или низкой частоты вращения электродвигателей вентиляторов осуществляется машинистами вручную в соответствии с режимными картами вождения поездов или автоматически на электровозах, оборудованных САУВ, или другими средствами автоматического регулирования частоты вращения вентиляторов с учетом местных условий эксплуатации и конструктивных особенностей электровозов.
2.2.1.3. На электровозах серий ВЛ80С, ВЛ80К при включении САУВ должна автоматически обеспечиваться производительность вентиляторов МВ1—МВ4 в размере 1/3 от номинальной величины при превышении температуры нагрева якорей тяговых двигателей по отношению к температуре окружающей среды (далее — превышение температуры нагрева) до 85 °С или диодов выпрямительной установки — до 35 °С.
На электровозах ЭП1 питание электродвигателей вентиляторов МП—М13, а также маслонасоса М17 осуществляется либо напряжением частотой 50 Гц непосредственно от выводов АЗ—ХЗ обмотки собственных нужд тягового трансформатора через соответствующие контакторы КМ11—КМ13, либо напряжением частотой 16 2/3 Гц от преобразователя частоты и числа фаз через соответствующие контакторы КМ7—КМ9. Переключение с одной системы питания на другую осуществляется автоматически в соответствии с токовой нагрузкой тяговых двигателей.
2.2.1.4. На электровозах ВЛ 10, ВЛ10У, оборудованных автоматизированной системой управления вентиляторами (далее — АСУВ), автоматически обеспечивается (при включении АСУВ) переход на низкую или высокую частоту вращения вентиляторов в зависимости от превышения температуры нагрева якорей тяговых двигателей (уставка перехода на высокую частоту вращения t = 80 °С, возврат на низкую частоту вращения t = 75 °С).
2.2.1.5. Для поддержания нормальной температуры воздуха в кабине машиниста в зависимости от температуры наружного воздуха и конструкции электровозов локомотивные бригады используют обогрев, естественное или искусственное охлаждение воздуха с помощью электрических печей, электрических калориферов и кондиционеров.
2.2.1.6. Работы по переводу системы вентиляции с летних условий эксплуатации на зимние и наоборот должны осуществляться в соответствии с руководствами по эксплуатации заводов-изготовителей электровозов и требованиями настоящей Инструкции. При этом должны учитываться изменения в конструкции, осуществленные в процессе выпуска электровозов, а также при их модернизации, произведенной на заводах по ремонту локомотивов или в депо.
2.2.1.7. Воздухоочистительные фильтры, разработанные ПКБ ЦТ МПС для электровозов серий ВЛ, изготавливаются из одного слоя упаковочной ткани и одного слоя вазопрона.
Воздухоочистительные фильтры для электровозов серий ЧС, а также электровозов серий ВЛ60К и ВЛ60П/К с вертикальными лабиринтными жалюзи, модернизированными по проекту Э1147.00.00 ПКБ ЦТ МПС, изготавливаются из синтетического вазопрона (далее — вазопрон) в соответствии с чертежами заводов-изготовителей электровозов и ПКБ ЦТ МПС. Число слоев вазопрона в воздухоочистительных фильтрах должно соответствовать чертежам на фильтры, но не превышать двух слоев.
Допускается, в случае отсутствия вазопрона, изготавливать фильтры для электровозов серий ВЛ (кроме серий ВЛ60К и ВЛ60П/К, модернизированных по проекту Э1147.00.00) из двух слоев упаковочной ткани на всех железных дорогах, кроме Северо-Кавказской, на которой фильтры разрешается изготавливать из одного слоя упаковочной ткани.
Технические характеристики упаковочных тканей и вазопрона приведены в приложении 5 к настоящей Инструкции.
2.2.1.8. Очистка фильтров воздухозаборных устройств при текущем ремонте и техническом обслуживании ТО-3 осуществляется в соответствии с правилами текущего ремонта и технического обслуживания электровозов. Периодичность очистки фильтров воздухозаборных устройств электровозов серий ВЛ (кроме серий ВЛ60К и ВЛ60П/К, модернизированных по проекту Э1147.00.00) на ПТОЛ устанавливается начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги с таким расчетом, чтобы не допускать в зимний период работы уменьшения расхода вентилирующего воздуха через тяговые двигатели (при номинальной частоте вращения вентиляторов) ниже 80 % от номинального значения. Измерение расхода воздуха, вентилирующего тяговые двигатели, производится по методике, приведенной в приложении 6 к настоящей Инструкции.
Разрешается производить очистку наружных воздухоочистительных фильтров воздухозаборных устройств без снятия их с электровозов серий ВЛ, а также не производить в зимний период работы по очистке фильтров (тяговых двигателей и другого оборудования) электровозов всех серий, если при измерении расхода воздуха, вентилирующего тяговые двигатели (при номинальной частоте вращения вентиляторов), он будет не менее 80 % от номинального значения. Результаты замера расхода воздуха, вентилирующего тяговые двигатели, и напор воздуха в кузове должны быть занесены в книгу записи ремонта локомотива формы ТУ-28, а при измерении на ПТОЛ — в журнал технического состояния локомотива формы ТУ-152.
Во избежание снижения расхода воздуха, вентилирующего тяговые двигатели, фильтры воздухозаборных устройств, установленные снаружи кузова, должны очищаться от снега и наледи в порядке, устанавливаемом начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги.
2.2.2. Работы по подготовке системы вентиляции и кузовов к зимним и летним условиям эксплуатации
Для обеспечения нормального действия системы вентиляции, как в зимних, так и в летних условиях эксплуатации, выполняются следующие работы:
производится подтяжка деталей крепления блоков двигателей вентиляторов, воздуховодов к тяговым двигателям, тяговым трансформаторам, выпрямительным установкам, выпрямительно-инверторным преобразователям и другому оборудованию, на всех регулировочных заслонках, фиксация которых выполнена при контрольно-наладочных испытаниях на заводе;
прокручиваются вручную все вентиляторы, и проверяется отсутствие посторонних шумов, затираний рабочих колес. Проверяется зазор между входным патрубком и рабочим колесом, размер, определяющий положение колеса относительно улитки вдоль оси вентилятора, а также зазор между образующей колеса и отверстием в перегородке (для вентиляторов-воздухоочистителей). При отклонении указанных зазоров и размеров от требований чертежей производится их регулировка согласно рекомендациям завода-изготовителя электровозов. Колесо должно быть установлено соосно с улиткой и подвижным патрубком. Несоосность колеса и входного патрубка контролируется визуально по смещению входного отверстия на колесе относительно внутренней цилиндрической поверхности патрубка;
проверяются колеса вентиляторов. Погнутые лопатки выправляются, если не нарушена целость металла. Колеса, имеющие ослабленные заклепки, трещины деталей или сварных швов, заменяются;
проверяется состояние уплотнений между фланцами сопряжения воздуховодов и охлаждаемого оборудования. Устанавливаются исправные уплотнения взамен неисправных или отсутствующих;
контролируется состояние улиток вентиляторов, изготовленных из стеклопласта или металла. В случае обнаружения механических повреждений или отслоения стеклопласта производится наклейка в два-три слоя стеклоткани компаундом на основе эпоксидной смолы. Выявленные трещины в металлических улитках завариваются;
проверяется крепление колеса на валу двигателя вентилятора;
производится очистка от пыли и грязи доступных поверхностей колес и улиток щетками из синтетического материала с продувкой сжатым воздухом (при разборке блока мотор-вентилятора);
на электровозах серий ВЛ85, ВЛ65, ВЛ80Р, ВЛ80С, ЭП1 очищаются от грязи и пыли желобки лопаток рабочих колес вентиляторов-воздухоочистителей и прочищаются пылеотводящие патрубки;
осматриваются снаружи воздухозаборные устройства на стенках и крыше кузова и выбросные жалюзи, а также жалюзи компрессоров и их фильтры, где они предусмотрены конструкцией. Выправляются погнутые пластины жалюзи с соблюдением равномерных зазоров между ними. На электровозах серий ЧС, а также серий ВЛ60К, ВЛ60П/К (модернизированных по проекту ПКБ ЦТ МПС Э1147.00.00) проверяется исправность действия устройств для открытия или закрытия жалюзи (где они предусмотрены конструкцией), деталей крепления жалюзи, а также исправность действия привода жалюзи пусковых и пуско-тормозных резисторов на электровозах серий ЧС. Неисправные детали воздухозаборных устройств, а также фильтры компрессоров электровозов серий ЧС заменяются;
проверяется правильность направления вращения двигателей вентиляторов и центробежных вентиляторов.
На блоках центробежных вентиляторов с двумя концами валов проверяется правильность вращения двух противоположных по направлению вращения вентиляторов. Контролируется, чтобы в улитку одного направления вращения не попало колесо другого направления вращения. Для этого на крышке улитки и колесе нанесены стрелки, показывающие направление вращения. Проверки правильности направления вращения двигателей вентиляторов и центробежных вентиляторов должны производиться на плановом и неплановом ремонтах, при которых производится замена двигателей и их центробежных вентиляторов;
запрещается езда с открытыми дверями, окнами (в кузове) с целью предупреждения попадания в кузов пыли, песка, снега, влаги, а также езда с открытыми дверями форкамер (за исключением случаев работы с частичной рециркуляцией воздуха, вентилирующего оборудование);
определяются расходы воздуха, вентилирующего тяговые двигатели, и распределение воздуха между двигателями;
неисправные устройства для крепления фильтров воздухоочистительных устройств (кассет) ремонтируются;
на электровозах серии ЧС2 (до № 304) переключатели режима работы воздухозаборных устройств устанавливаются в открытое положение и закрепляются;
проверяется состояние дефлекторов и поворотных заслонок для выброса воздуха, расположенных на крыше, и в случае неисправности они ремонтируются;
проверяется отсутствие трещин, вмятин в металлических воздуховодах и патрубках. Выявленные трещины завариваются;
проверяется во всех доступных для осмотра местах, нет ли посторонних предметов в воздуховодах и форкамерах. При их наличии посторонние предметы убираются;