Вид обучения: 5 лет заочное
Цели и задачи дисциплины
Целью дисциплины "Общий курс железнодорожного транспорта" является фундаментальная профессиональная подготовка в составе других базовых дисциплин цикла "Профессиональный цикл" в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом (приказ Минобрнауки России от 17.01.2011 № 71) для формирования у выпускника общекультурных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности: производственно-технологическая, организационно-управленческая, проектно-конструкторская, научно-исследовательская.
Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:
- подготовка студента по разработанной в университете основной образовательной программе к успешной аттестации планируемых конечных результатов освоения дисциплины;
- подготовка студента к освоению дисциплин "Подвижной состав железных дорог", "Производство и ремонт подвижного состава", "Теория тяги поездов";
- подготовка студента к защите выпускной квалификационной работы;
- развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.
Место дисциплины С.З.Ф01.1 "Общий курс железнодорожного транспорта" в структуре образовательной программы
Дисциплина отнесена к циклу (разделу): С3 - профессиональный цикл. Дисциплина входит в состав базовой части (Ф).
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин (практик), в т.ч. предметы по программе среднего (полного) общего образования: "Математика", "Физика", "Черчение", "Учебная практика".
Нормативный срок освоения Основной образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.
Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: МВС, МРС, МСС, МТС, МЭС.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения данной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- ОК-1 - знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии; владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- ОК-8 - осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
- ПК-13 - владением основами расчета и проектирования элементов и устройств различных физических принципов действия;
- ПК-15 - владением основами устройства железных дорог, организации движения и перевозок; умением различать типы подвижного состава и его узлы, определять требования к конструкции подвижного состава; владением правилами технической эксплуатации железных дорог, основными методами организации работы железнодорожного транспорта, его структурных подразделений, основами правового регулирования деятельности железных дорог; владеет методами расчета организационно-технологической надежности производства, расчета продолжительности производственного цикла, методами оптимизации структуры управления производством, методами повышения эффективности организации производства, обеспечения безопасности и экологичности производственных процессов, применяемых на железнодорожном транспорте; ориентируется в технических характеристиках, конструктивных особенностях и правилах ремонта подвижного состава, способностью оценивать его технический уровень.
В результате изучения данной дисциплины студент должен:
Знать (обладать знаниями)
- современные методы регулирования локомотивного парка;
- характеристики вагонного парка, его классификацию и перспективы развития, новые типы грузовых и пассажирских вагонов;
- методы выбора типов и параметров вагонов;
- основные понятия о транспорте, транспортных системах;
- типы подвижного состава.
Уметь (обладать умениями)
- различать типы вагонов, ориентироваться в их технических характеристиках;
- выбирать параметры высокоскоростного транспорта;
- демонстрировать основные сведения о транспорте, транспортных системах, характеристиках различных видов транспорта, об организации работы, системах энергоснабжения, инженерных сооружениях железнодорожного транспорта;
- различать типы подвижного состава и его узлы.
Владеть (овладеть умениями)
- способами производства вагонов и выбора их параметров;
- основами устройства железных дорог, организации движения и перевозок.
Кафедра установила следующие особенности проектируемых результатов освоения дисциплин:
Знать (обладать знаниями).
- основные понятия о железнодорожном транспорте и транспортных системах.
- организацию работы железнодорожного транспорта, системы энергоснабжения, инженерные сооружения, системы управления.
- нормативные документы ОАО «РЖД» по обеспечению качества предоставляемых услуг.
Уметь (обладать умениями).
- анализировать и интерпретировать явления и процессы в сфере профессиональной деятельности.
Владеть (овладеть умениями).
- навыками и методами описания и выбора технических средств и технологий железнодорожного транспорта для конкретного применения.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид обучения: 5 лет очное
Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 102 часа.
Виды учебной работы | Всего часов | Число часов в семестре |
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | ||
Лекции | ||
Практические, семинары | ||
Лабораторные | ||
Консультации у преподавателя | ||
Самостоятельная работа всего и в т.ч. | ||
Контрольная работа, реферат, эссе | ||
Расчетно-графическая работа | ||
Курсовая работа | ||
Курсовой проект | ||
Прочее (самоподготовка и др.) | ||
Экзамен | ||
Зачет | ||
Тест-контроль в ЦМКО | ||
Общая трудоемкость: Часы | ||
Зачетные единицы |
Вид обучения: 5 лет заочное
Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 102 часа.
Виды учебной работы | Всего часов | Число часов в заезде | |
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | |||
Лекции | |||
Практические, семинары | |||
Лабораторные | |||
Консультации у преподавателя | |||
Самостоятельная работа всего и в т.ч. | |||
Контрольная работа, реферат, эссе | |||
Расчетно-графическая работа | |||
Курсовая работа | |||
Курсовой проект | |||
Прочее (самоподготовка и др.) | |||
Экзамен | |||
Зачет | |||
Тест-контроль в ЦМКО | |||
Общая трудоемкость: Часы | |||
Зачетные единицы |
Содержание разделов дисциплины в виде дидактических единиц и в полном объеме для очной формы обучения
Семестр № 1
1. Общие сведения о железнодорожном транспорте. Структура управления железнодорожным транспортом.
1.1. Характеристика железнодорожного транспорта и его место в единой транспортной системе: 1) История развития железных дорог в России. 2) Комплекс устройств и сооружений и структура управления на железнодорожном транспорте. 3)Габариты на железных дорогах. 4) Категории железнодорожных линий. 5) Понятие о трассе, плане и продольном профиле пути.
1.2. Общие принципы и стадии проектирования железных дорог: 1) Основные элементы пути. 2) Устройство земляного полотна на насыпях. 3) Устройство земляного полотна на выемках. 4) Водоотводные устройства. Укрепление откосов земляного полотна. Деформация земляного полотна и борьба с ним.
1.3. Путь и путевое хозяйство: 1) Верхнее строение пути и его элементы. 2) Рельсы. Назначение и требования, предъявляемые к ним. Типы рельсов. 3) Шпалы. Назначение и требования, предъявляемые к ним. Типы шпал. 4) Балласт и рельсовые скрепления, их виды. Борьба с угоном пути. 5) Бесстыковой путь, его преимущества и особенности. 6) Рельсовая колея на прямых и кривых участках пути. Согласование размеров рельсовой колеи и колесных пар подвижного состава. 7) Путевое хозяйство, назначение и характеристика.
2. Стрелочные переводы и стрелочные улицы, их назначение и устройство.
2.1. Типы стрелочных переводов: 1) Обыкновенный стрелочный перевод,его устройство и размеры. 2) Типы стрелочных переводов. 3) Марка крестовины одиночного стрелочного перевода,применяемая на железных дорогах РФ.
2.2. Стрелочные улицы: 1) Назначение и классификация стрелочных улиц. 2)Элементы конструкции стрелочной улицы. 3) Методика расчета координат основных точек стрелочной улицы.
3. Локомотивы и локомотивное хозяйство. Вагоны и вагонное хозяйство.
3.1. Локомотивное хозяйство: 1) Классификация локомотивов, их характеристика и КПД. 2) Электровозы. Понятие об их устройстве. 3)Тепловозы. Понятие об их устройстве и особенностях 4) Общие сведения о силе тяги локомотива и тяговых расчетах.
3.2. Вагонное хозяйство: 1)Классификация грузовых вагонов. 2) Классификация пассажирских вагонов. 3)Устройство вагонов (рама полувагона, устройство и принцип работы автосцепки). 4)Устройство и принцип работы автотормозов. 5)Устройство и принцип работы электропневматических тормозов.
4. Раздельные пункты. Понятие о железнодорожных узлах. Автоматика и телемеханика и связь на железнодорожном транспорте.
4.1. Назначение и классификация раздельных пунктов: 1)Станционные пути и их классификация. 2) Полная и полезная длина пути назначение и схемы. 3)Разъезды, обгонные пункты и промежуточные станции, их назначение и схемы.
4.2. Транспортные и железнодорожные узлы: 1)Понятие о железнодорожных и транс-портных узлах.2)Схемы транспортных и железнолорожнцх узлов.
4.3. Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте: 1) Сигнализация на железных дорогах. 2)Устройство светофоров. 3)Полуавтоматическая блокировка. 4)Принцип действия автоблокировки при 3-х значной сигнализации. 5)Принцип действия автоблокировки при 4-х значной сигнализации. 6)Автоматическая локомотивная сигнализация и автостопы.
5. Габариты приближения строений на железнодорожном транспорте. Искусственные сооружения.
5.1. Габариты приближения строений: 1)Габарит приближения строений. 2)Габарит подвижного состава. 3)Габарит погрузки. 4)Устройство для проверки соблюдения габарита приближения строений.
5.2. Искусственные сооружения: 1) Назначение и характеристика желелезнодорожных искусственных сооружений. 2)Понятия о железнодорожных мостах. 3)Железнодорожные тоннели.
6. Электроснабжение железных дорог. Организация перевозок и график движения поездов. Материально-техническое снабжение железных дорог.
6.1. Электроснабжение железных дорог: 1)Устройство диспетчерского контроля и управления движением поездов. 2)Поездная диспетчерская связь. 3)Поездная межстанционная связь.
6.2. Организация перевозок и график движения поездов: 1)Организация вагонопотоков. 2)Планирование и организация перевозок и коммерческой работы. 3)Порядок разработки графика движения поездов. 4)Руководство движением поездов.
6.3. Материально-техническое снабжение железных дорог: 1)Материальное снабжение железных дорог. 2)Техническое снабжение железных дорог.
Разделы дисциплин и виды учебной работы
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | ||||
Всего | Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самостоятельная работа студента, индивидуальная | |
Итого | |||||
В т.ч. по интерактивным формам |
Лабораторный практикум
Не предусмотрено.
Практические занятия (семинары)
Вид обучения: 5 лет очное