Корректировка выпуска автобусов на маршрут
Исходные данные
Мощность пассажиропотока в час пик Qmax = 2200
Часы суток | Коэффициенты неравномерности пассажиропотоков по часам суток нi |
5–6 | 0,4 |
6–7 | 0,8 |
7–8 | 1,0 |
8–9 | 0,8 |
9–10 | 0,6 |
10–11 | 0,4 |
11–12 | 0,3 |
12–13 | 0,3 |
13–14 | 0,5 |
14–15 | 0,6 |
15–16 | 0,6 |
16–17 | 0,8 |
17–18 | 0,95 |
18–19 | 0,7 |
19–20 | 0,6 |
20–21 | 0,5 |
21–22 | 0,4 |
22–23 | 0,3 |
23–0 | 0,2 |
0–1 | 0,1 |
Таблица 1. Распределение коэффициентов неравномерности по часам суток
Таблица 2. Показатели маршрута
Количество промежуточных остановок (за оборот), ед | |||
Протяжённость маршрута (за оборот), км | |||
Техническая скорость, км/ч | |||
Коэффициент дефицита автобусов | 0,96 | ||
Нулевой пробег, км | |||
Время простоя на промежуточном пункте, с | |||
Суммарное время отстоя на конечных пунктах, мин | |||
Себестоимость перевозок | |||
Распределить мощность пассажиропотока по часам суток
Qпасс = Qmax* ŋнi
Таблица 3
Часы суток | Коэффициенты неравномерности пассажиропотоков по часам суток нi | Мощность пассажиропотока Qпасс |
5–6 | 0,4 | |
6–7 | 0,8 | |
7–8 | 1,0 | |
8–9 | 0,8 | |
9–10 | 0,6 | |
10–11 | 0,4 | |
11–12 | 0,3 | |
12–13 | 0,3 | |
13–14 | 0,5 | |
14–15 | 0,6 | |
15–16 | 0,6 | |
16–17 | 0,8 | |
17–18 | 0,95 | |
18–19 | 0,7 | |
19–20 | 0,6 | |
20–21 | 0,5 | |
21–22 | 0,4 | |
22–23 | 0,3 | |
23–0 | 0,2 | |
0–1 | 0,1 | |
Всего: |
Расчет времени оборота
где Lм – протяженность маршрута, км
Vт – техническая скорость движения, км/ч
nп.о. – количество промежуточных остановок
tп.о. – время промежуточной остановки, мин
tк.о. – время конечной остановки, мин
4.Расчет по времени рейса
Рейсом – называется пробег автобуса в одном направлении от начального пункта до конечного.
Существует плановое число рейсов и фактическое.
Плановое число рейсов – число рейсов по расписанию движения автобуса.
Фактическое число рейсов – число рейсов, фактически проехавших за рабочий день.
Время рейса – время, затрачиваемое на пробег по каждому из направлений маршрута. Во время рейса включается так же время отстоя на конечном пункте маршрута по окончании рейса. Два рейса, выполненные последовательно в обоих направлениях маятникового маршрута, называются оборотным рейсом.
Расчет эксплуатационной скорости
Графоаналитический метод по выбору типа и определения числа
Автобусов по часам суток
В настоящее время пассажирские автомобильные перевозки играют большую роль в общественной жизни страны. Городской транспорт – один из основных элементов благоустройства городов. Поэтому его развитие неразрывно связано с ростом местности городского населения и его материальным благосостоянием, т.к. пользование транспортом позволяет экономить время для поездок на работу, учебу и по культурно – бытовым целям.
Развитие автобусных перевозок определяется рядом основных факторов. К ним относятся:
· рост числа городов и поселков городского типа;
· рост городов по площади и числу жителей;
· увеличение выпуска автобусов промышленностью;
· реконструкция сети дорог и строительство новых автомагистралей и автодорог.
Городские маршруты – это проходящие в пределах черты города (другого населенного пункта), пригородные – проходящие за пределы черты города на расстоянии до 50 км включительно, к междугородным – за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстоянии более 50 км. Городские маршруты подразделяются на:
– постоянные, действующие в течение всего года;
– временные, действующие на определенный период года.
По характеру маршруты могут быть маятниковыми и кольцевыми.
Маятниковым называют такой маршрут, при котором путь следования подвижного состава в прямом и обратном направлениях проходит по одной и той же трассе.
Кольцевым называется такой маршрут, при котором путь следования составляет замкнутый контур.
Движение пассажиров в одном направлении маршрута называется пассажиропотоком. Пассажиропоток может быть в прямом направлении и в обратном направлении.
Изучение пассажиропотоков на отдельных маршрутах проводиться с целью повышения качества транспортного обслуживания пассажиров. Колебание мощности пассажиропотока по часам дня обычно характеризуется четырьмя периодами:
· предшествует началу работы трудящихся первой смены (утренний час пик)
· предшествует началу работы трудящихся с момента наиболее позднего начала работы (дневной час пик)
· вечерний час пик
· вечерний после пиковый период.
Пассажировместимость – число пассажиров, которое разрешено одновременно перевозить в авто. Пассажировместимость является критерием различия между автобусами и легковыми автомобилями.
Для перевозки пассажиров, в зависимости от пассажиропотока, могут использоваться автобусы различных моделей и вместимости. Использование автобусов малой вместимости при большой мощности пассажиропотоков увеличивает потребное количество транспортных средств, тем самым повышает загрузку улиц потребность в водителях. Если же использованы автобусы большей вместимости с меньшим пассажиропотоком, то это приведет к значительным интервалам движения автобусов и к излишним затратам времени пассажиров на ожидание.
Для того, чтобы выбрать тип и число автобусов по часам суток, используется графоаналитический метод. Берется мощность пассажиропотока в час пик.
Таблица 4
Пассажиропоток, чел. час | Вместимость автобуса, чел. |
200–1000 | |
1000–1800 | |
1800–2600 | |
2600–3800 | |
3800 и выше |
Так же номинальную вместимость автобуса можно определить по формуле:
Затем по Таблице 5 выбираются два типа автобусов, условно названных
автобусами большей (q1) и меньшей (q2) вместимости, по которым ведется сравнение.
Таблица 5
Марка и модель автобуса | Число мест для сидения, qс,пасс | Общая вместимость автобуса qн, пасс. |
ПАЗ‑672(3205) | ||
ЛиАЗ‑677 | ||
ЛиАЗ‑5256 | ||
Икарус‑260 | ||
Волжанин-6270 | ||
Волжанин-5270 | ||
Икарус‑280 |
По данным Таблицы 5, так как номинальная пассажировместимость 110 чел., выбираем автобус марки Волжанин-5270 с меньшей вместимостью q2=117 мест, и большей вместимости автобуса марки Волжанин-6270 с вместимостью q1=145 мест, которая соответствует меньшей вместимости.
Связь между пассажиропотоком и количеством автобусов на маршруте рассчитывается по формуле:
;
Где Qmax- максимальная мощность пассажиропотока, пасс/ч;
qн- номинальная вместимость автобуса, пасс;
toб- время оборота на маршруте, мин;
Количество автобусов малой вместимости:
Количество автобусов большой вместимости:
Рассчитаем интервал движения
Интервалом движения – называется время между приходом на остановочный пункт, следующих один за другим автобусов. Интервал определяют отношением времени оборотного рейса в минутах к количеству автобусов, работающих на маршруте. На городских маршрутах интервал движения предусматривается различным, в зависимости от пассажиропотока по периодам суток. Время интервала связано напрямую с количеством рейсов автобусов на маршруте.
Интервал движения рассчитывается по следующей формуле:
Для автобусов малой вместимости:
Для автобусов малой вместимости:
Am, ед | Интервалы Ia, мин |
25,5 | |
12,7 | |
10,2 | |
8,5 | |
7,3 | |
6,4 | |
5,7 | |
5,1 | |
4,6 | |
4,3 | |
3,9 | |
3,6 | |
3,4 |
Таблица 6
Часы суток | Q | Ам (q2) | Ia(q2) | Ам (q1) | Ia(q1) |
5-6 | 8,5 | 10,2 | |||
6-7 | 4,3 | 5,1 | |||
7-8 | 3,4 | 4,3 | |||
8-9 | 4,3 | 5,1 | |||
9-10 | 5,7 | 7,3 | |||
10-11 | 8,5 | 10,2 | |||
11-12 | 10,2 | 12,7 | |||
12-13 | 10,2 | 12,7 | |||
13-14 | 6,4 | 8,5 | |||
14-15 | 5,7 | 7,3 | |||
15-16 | 5,7 | 7,3 | |||
16-17 | 4,3 | 5,1 | |||
17-18 | 3,6 | 4,3 | |||
18-19 | 4,6 | 5,7 | |||
19-20 | 5,7 | 7,3 | |||
20-21 | 6,4 | 8,5 | |||
21-22 | 8,5 | 10,2 | |||
22-23 | 10,2 | 12,7 | |||
23-00 | 25,5 | ||||
00-01 | 25,5 |
Для того чтобы построить номограмму, сначала рассчитаем по часам суток количество автобусов и интервал движения большей(q1) и малой вместимости(q2)
Таблица 7
По Таблице 7 строим номограмму рис.1:
Рис.1 Номограмма для определения потребного количества автобусов на маршруте
3,4 | 3,6 | 3,9 | 4,3 | 4,6 | 5,1 | 5,7 | 6,4 | 7,3 | 8,5 | 10,2 | 12,7 | 25,5 | ||
15 | 14 | 13 | 12 | 11 | 10 | 9 |
q=117
q=145
Корректировка выпуска автобусов на маршрут
Корректировка пиковых зон проводится в соответствии с возможностью ПАТП по выпуску автобусов , т.е. с учетом коэффициента дефицита автобусов:
Где - действительное (откорректированное) значение числа автобусов на маршруте;
s w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> -необходимое (расчетное) значение количества автобусов на маршруте;
- коэффициент дефицита автобусов 0,96
В часы пик совершаются преимущественно трудовые и учебные поездки. По интенсивности спроса часы пик делятся на зоны:
·«допиковая» зона (с начала движения до 7:00);
·«пиковая» зона (с 7:00 до 9:00);
·«межпиковая» (с 9:00 до 17:00);
·«послепиковая» (с 17:00 до окончания движения).
Минимальное количество автобусов, которое необходимо иметь на маршруте Аmin, определяется по предельно допустимому интервалу движения автобусов в часы спада пассажиропотоков по формуле:
Часы суток | Анм (Волжанин-5270) | Адм (Волжанин-5270) | Анб (Волжанин-6270) | Адб (Волжанин-6270) | |
5-6 | |||||
Утро пик | 6-7 | ||||
7-8 | |||||
8-9 | |||||
9-10 | |||||
10-11 | |||||
11-12 | |||||
12-13 | |||||
13-14 | |||||
14-15 | |||||
15-16 | |||||
Вечер пик | 16-17 | ||||
17-18 | |||||
18-19 | |||||
19-20 | |||||
20-21 | |||||
21-22 | |||||
22-23 | |||||
23-00 | |||||
00-01 | |||||
Всего: |
Таблица 8
Строим графики расчетного и скорректированного выпуска автобусов малой (q=117) (рис.2 а)и большой (q=145) (рис.2 б)вместимости на маршрут.
Рис. 2а корректировка выпуска автобусов на маршрут малой вместимости q=117
Рис. 2а корректировка выпуска автобусов на маршрут большей вместимости q=145
Коэффициент наполнения по часам суток в «межпиковой» зоне устанавливается с учетом уровня качества обслуживания пассажиров по формуле: =
Таблица 9
Часы суток | ﻻi Волжанин -5270 | ﻻi Волжанин -6270 |
5-6 | 1,5 | 0,72 |
6-7 | 0,86 | 0,84 |
7-8 | 1,07 | |
8-9 | 0,86 | 0,84 |
9-10 | 0,69 | 0,7 |
10-11 | 0,75 | 0,72 |
11-12 | 0,57 | 0,6 |
12-13 | 0,57 | 0,6 |
13-14 | 0,8 | 0,86 |
14-15 | 0,69 | 0,78 |
15-16 | 0,69 | 0,78 |
16-17 | 0,93 | 0,91 |
17-18 | 1,07 | |
18-19 | 0,85 | 0,82 |
19-20 | 0,75 | 0,78 |
20-21 | 0,89 | 0,86 |
21-22 | 0,67 | 0,84 |
22-23 | 0,67 | 0,6 |
23-00 | 0,6 | 0,4 |
00-01 | 0,4 | 0,34 |