Воздушный транспорт
Материальная база транспортных услуг на воздушном транспорте включает в себя следующие основные компоненты: аэропорты, воздушные суда и воздушные трассы.
Аэропорт представляет собой сложный комплекс сооружений, обеспечивающих прием и отправку воздушных судов, перевозку пассажиров, багажа, грузов и почты, а также техническое обслуживание и безопасность полетов воздушных судов. По назначению аэропорты подразделяются на международные, внутренние и местных сообщений.
Аэродром – основная часть аэропорта, включающая летное поле, на котором располагаются одна или несколько летных полос, рулевые дорожки, места стоянки воздушных судов, взлетно- посадочные полосы (ВПП), концевые и боковые полосы безопасности.
Воздушные суда – летательные аппараты тяжелее воздуха, к которым относятся самолеты и вертолеты.
Самолет представляет собой воздушное судно, осуществляющее полеты в атмосфере с помощью двигателей и крыла, на котором при движении воздуха создается аэродинамическая подъемная сила. Если подъемная сила превышает взлетную массу самолета, то происходит набор высоты; если подъемная сила равна полетной массе, то самолет летит горизонтально; если она меньше полетной массы, то самолет летит со снижением. Тяга двигателей преодолевает силу лобового сопротивления. Самолеты классифицируются по двум основным признакам: по назначению – на транспортные (грузовые и пассажирские) и специальные; по типу двигателя – на поршневые, турбовинтовые и турбореактивные.
Основными технико-эксплуатационными характеристиками самолетов являются: взлетная масса, дальность полета, крейсерская скорость и компоновочная схема.
Взлетная масса – масса полностью снаряженного, заправленного топливом и загруженного самолета.
Дальность полета – измеренное по поверхности земли расстояние, которое самолет может пролететь при расходе необходимого количества топлива. Дальность полета определяется запасом топлива, удельным расходом топлива на 1 км пути при заданной полетной массе, скорости полета и аэродинамики самолета.
Крейсерская скорость – расстояние, проходимое в единицу времени при равномерном, прямолинейном, горизонтальном полете самолета и работе двигателей на крейсерском режиме и расчетных высоте полета и массе самолета. Крейсерская скорость современных транспортных самолетов с турбореактивными двигателями составляет от 750 до 950 км/ч, а турбовинтовыми двигателями – от 500 до 750 км/ч.
Компоновочная схема самолета определяется взаимным расположением фюзеляжа, крыла, оперения и двигателей.
При этом воздушный транспорт имеет свои отличительные эксплуатационные особенности:
- высокая скорость доставки пассажиров и грузов;
- преимущественное использование в перевозках пассажиров;
- возможность перевозки регулярными и чартерными рейсами;
- мобильность при организации новых маршрутов;
- высокая себестоимость перевозки грузов и пассажиров.