Непроверяемые безударные гласные

1. Грамматическая сказка.

Досадное недоразумение.

Решил как-то один художник провести отпуск в деревне. Взял лишь самое необходимое. Но вот беда: в спешке забыл захватить с собой из дома пастель (мягкие цветные карандаши-мелки). Вот и вынужден был дать жене телеграмму с просьбой немедленно выслать пастель.

Какова же была его досада, когда через несколько дней вместо необходимой коробки с пастелью ему вручили на почте громоздкий тюк, в котором оказались матрац, одеяло, подушка.

Недоумевающий художник решил проверить текст посланной телеграммы. Когда ему подали бланк, он увидел, что в слове пастель чьей-то рукой буква А переправлена на О.

- Кто же это сделал?

- Я, - спокойно ответила телеграфистка.

- Зачем? – возмутился художник.

- А как же? Ведь была ошибка…

Пришлось художнику объяснять, что никакой ошибки не было. А девушка, извинилась, простодушно призналась:

- Я и не подозревала, что есть такое слово пастель.

Очень важно, чтобы в словах каждая буква имела своё место. Всякое бывает, если на место одной буквы встанет другая.

Как убедиться в правильности написания того или иного слова?

Нужно орфограмму поставить в сильную позицию: если звук безударный, то нужно изменить слово так, чтобы он был ударным. Проверочное слово можно найти путём изменения формы слова или подбором родственного слова. (Но иногда родственники бывают и очень дальними.) В слове садовник, в корне, пишем А, так как проверочное слово – сад. «Велика ли трудность?» - скажите вы.

Но, увы, так бывает не всегда. Во-первых, проверочные слова должны быть родственными, а не просто похожими.

Во-вторых, проверять удаётся не все буквы. Возьмём слово единица. Одну орфограмму мы можем проверить – единый, а вот написание первой буквы проверить никак нельзя. И такое случается довольно часто. Что же делать? Такие слова названы словарными, и их надо просто запоминать школьнику, учить по словарику.

2. Угадайте, что это за слова:

Крндш, сткн, джрнй, двчк, млк, брз, рсскй, Мскв, срк.

( Карандаш, стакан, дежурный, девочка, молоко, берёза, русский, Москва, сорока.)

3. Замените, одним словом.

Его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить. (Язык)

Ящичек для ручек, карандашей. (Пенал)

Помещение, где хранятся и выдаются для чтения книги. (Библиотека)

Коллективная поездка, посещение чего-нибудь. (Экскурсия)

Верхняя одежда. (Пальто)

Средство передвижения. (Машина)

Аппарат для полёта в космос. (Ракета)

Подземный вид транспорта. (Метро)

Где можно посмотреть спектакль? (Театр)

4. Замените одну букву в словах. Запишите и запомните их орфографию.

Сорока – (строка), салют – (салат), долото – (болото), сирень – (сирена).

5. Выпишите словарные слова. Запомните их написание.

Два медведя в одной берлоге не живут.

Худ обед, когда хлеба нет.

Мельница сильна водой, а человек едой.

Дорога ложка к обеду.

Без капусты щи не густы.

У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз.

На вкус и цвет товарища нет.

Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.

Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.

Пустили козла в огород.

Не дорог обед, а дорог привет.

Не молот железо куёт, а кузнец что молотом бьёт.

Красна река берегами, а обед пирогами.

Крут бережок, да рыбка хороша.

Берёза не угроза: где стоит там и шумит.

И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут.

Красно поле пшеном, а беседа умом.

Не море топит корабли, а ветры.

Не бросай слова на ветер.

Куда ворона летит, туда и глядит.

Смелость города берёт.

По погоде и урожай.

Зелен помидор, не вкусен, млад человек, не искусен.

Посуда любит чистоту.

У ленивого всегда праздник.

Пшеница – среди хлебов царица.

Всякая работа мастера хвалит.

Растения тянутся к свету, а люди к миру.

Человек без Родины – что соловей без песни.

Портной без кафтана, сапожник без сапог.

Семена не отберёшь – урожай не соберёшь.

И собака помнит, кто её кормит.

Кто тонет тот и за соломинку хватается.

Сорока на хвосте принесла.

Спасибо в карман не положишь.

Москвой – столицей весь народ гордится.

Покажи свои тетрадки, и я скажу кто ты.

Сам погибай, а товарища выручай.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Трактор в колхозе – хлеб в обозе.

Ужин не нужен, был бы обед.

Будет и на нашей улице праздник.

Рано в поле выезжай – лучше будет урожай.

6. Выпишите в первый столбик слова с проверяемой безударной гласной в корне, во второй – слова с непроверяемой гласной в корне. Вставьте пропущенные буквы.

Л…пата, п…нал, в…левой, б…лить, гр…бник, учит…ль, х…р…шо, в…дро, ж…ра, к…р…ндаш, б…льной, ч…тверг, п…том, л…жат, ст…лица.

7. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Из _________- получают сливки, сметану. В мебельном __________ продают диваны, __________, шкафы, столы, стулья.Семь дней в недели - ________, вторник, __________, __________, ___________, суббота, _____________.

8. Вспомните и напишите словарные слова на тему: «Огород», «Школа», «Посуда» и т.д.

9. Напишите отгадки.

Сам худ, голова с пуд. (Молоток)

С подругами и сёстрами она приходит к нам, рассказы, вести новые приносит по утрам. (Газета)

Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (Корова)

Рукавом махнул, дерево погнул. (Ветер)

Наши рекомендации