Ремонт и проверка воздухораспределителя 292
38.2.1 Детали воздухораспределителя следует осмотреть, резиновые прокладки и уплотнения, проработавшие более установленного срока или поврежденные, заменить новыми.
Втулку магистрального поршня следует проверить индикатором-нутромером. При наличии овальности более 0,04 мм, конусности более
0,06 мм или задиров на поверхности втулки следует проверить разверткой с последующей доводкой притиром и приработкой по месту. Воздухораспределитель, имеющий втулку диаметром более 90,5 мм, необходимо заменить.
Обработка втулок разверткой в зависимости от износа по диаметру производится по следующим ремонтным градациям (мм):
- I градация – 89,25;
- II градация – 89,50;
- III градация – 89,75.
Допуск на все градации должен быть равен +0,07 мм. В соответствии с размерами втулок следует подобрать по диаметру кольца магистрального поршня.
38.2.2 Зазор в замке кольца, вставленного во втулку магистрального поршня, должен быть не более 1,5 мм, нового - не более 0,4 мм и не менее 0,01 мм. Кольцо необходимо плотно пригнать по втулке и канавке поршня, чтобы оно свободно перемещалось и полностью прилегало к рабочей поверхности втулки.
38.2.3 Магистральный поршень с биением хвостовика штока более
1 мм следует выправить. При разработке канавки под кольцо более 3,2 мм поршень следует заменить.
38.2.4 Риски и местные износы на золотниках и втулках следует вывести абразивными брусками с последующей доводкой и притиркой по месту. При отсутствии рисок и местных износов детали следует притереть по месту.
38.2.5 Переключательную пробку и золотники необходимо притереть к соответствующим втулкам. При сборке притертые поверхности втулок и золотников, а также посадочные поверхности клапанов следует смазать смазкой ЖТ-79Л.
38.2.6 Дроссельные отверстия и воздушные каналы в деталях
(таблица 16) необходимо прочистить и продуть сжатым воздухом.
38.2.7 Проверка плотности кольца магистрального поршня в сборе с золотниками производится на специальном приспособлении. Кольцо следует не смазывать, а втулку необходимо смазать тонким слоем смазки ЖТ-79Л. При проверке поршень следует устанавливать поочередно в крайнее отпускное положение, но с перекрытием питательного отверстия, в среднее положение и крайнее тормозное положение на расстоянии 3 мм от прокладки.
Если снижение давления в резервуаре объемом 8 л в каждом из трех положений не превышает 0,1 МПа (1 кгс/см2) (измеряется с 0,5 до 0,4 МПа (с 5 до 4 кгс/см2) в течение 70 с, то плотность поршня считается удовлетворительной.
Поршень с золотниками должен перемещаться во втулке под усилием не более 6 кгс.
38.2.8 Проверка плотности переключательной пробки воздухораспределителя производится при давлении не менее 0,6 МПа (6 кгс/см2) методом обмыливания в положениях «К», «Д» и «УВ». При этом между корпусом и втулкой пропуск воздуха не допускается, а между втулкой и пробкой допускается образование мыльного пузыря, удерживающегося не менее 10 с. Одновременно необходимо проверить открытие каналов переключательной пробки при всех ее положениях.
Таблица 16 – Размеры отверстий в деталях воздухораспределителей
292 и 292М
Местоположение отверстия | Диаметр отверстия, мм | Число отверстий |
Поршень 292.322 ускорительной части (воздухораспределители 292 и 292М) | Æ0,8±0,04 с переходом на Æ1,5±0,1 | |
Пробка переключательная 292.116 (воздухораспределитель 292) | Æ2,5±0,1 Æ3,0 –0,2 Æ5,5±0,1 | |
Ниппель атмосферный 292.151 (воздухораспределители 292 и 292М) | Æ6,5+0,36 | |
Главный золотник 292.014 (воздухораспределители 292 и 292М) | Æ1,0+0,12 Æ2,0+0,12 Æ4,5+0,16 | |
канал Æ3,5+0,16 | ||
Магистральный поршень 292.015 (воздухораспределитель 292) и 292М.200 (воздухораспределитель 292М) | Æ2+0,12 | |
Втулка поршневая в корпусе магистральной части 292.020 (воздухораспределитель 292) | Æ1,25+0,05 | |
Втулка поршневая в корпусе магистральной части 292М.210 (воздухораспределитель 292М) | Æ0,5±0,03 с переходом на Æ1,25+0,05 | |
Æ1,25+0,05 |
38.3 Ремонт и проверка воздухораспределителя 292М
38.3.1 Все детали воздухораспределителя следует очистить, протереть ветошью без ворса, осмотреть. Неисправные детали необходимо заменить или отремонтировать.
38.3.2 Резиновые прокладки и уплотнения, проработавшие более установленного срока или поврежденные, необходимо заменить новыми.
При этом следует обратить внимание на состояние рабочих кромок манжеты магистрального поршня, а также манжет переключательной пробки.
Не допускаются забоины, вмятины и риски на рабочих поверхностях деталей, уплотненных манжетами, а также на седлах клапанов.
38.3.3 Риски и местные износы на золотниках и втулках следует вывести абразивными брусками с последующей доводкой и притиркой по месту. При отсутствии рисок и местных износов детали необходимо притереть по месту. При сборке притертые поверхности втулок и золотников, а также посадочные поверхности клапанов следует смазать смазкой ЖТ-79Л.
38.3.4 Дроссельные отверстия, воздушные каналы в деталях
(таблица 16) следует прочистить и продуть сжатым воздухом. Размеры входных и выходных отверстий каналов, дроссельные отверстия деталей воздухораспределителя следует проверить калибрами.
38.3.5 Разжимное кольцо манжеты магистрального поршня следует проверить. Зазор между торцами кольца должен быть (10+2) мм. После троекратного обжатия кольца до соприкосновения торцов у него не должно быть остаточной деформации.
38.3.6 Проверить плотность манжет магистрального поршня и переключательной пробки в соответствии с пунктами 38.2.7 и 38.2.8.
38.3.7 Переключательную пробку необходимо вставлять в корпус, используя специальную оправку (рисунок 24).
Рисунок 24 – Оправка для монтажа переключательной пробки в корпусе воздухораспределителя 292М |
38.4. Ремонт и проверка электровоздухораспределителя 305
38.4.1 После разборки корпуса электрической части все детали следует тщательно осмотреть, очистить и продуть сжатым воздухом. Просроченные и имеющие повреждения резиновые уплотнения следует заменить новыми. Дроссельные отверстия, диаметр которых должен быть в седле отпускного клапана (2+0,12) мм, в седле тормозного клапана (1,8+0,12) мм, следует прочистить, продуть сжатым воздухом и проверить калибрами.
38.4.2 Металлические мембраны не должны иметь прогиба от регулировочного винта вентиля. При ослаблении клапана отпускного вентиля седло необходимо развальцевать и припаять к мембране оловом.
38.4.3 Исправность обмоток катушек электромагнитных вентилей и выводных проводов следует определять по величине сопротивления. Сопротивление катушек должно быть (370±50) Ом при температуре (20±5)ОС после выдержки при этой температуре не менее 1 часа. Сопротивление изоляции проводов катушек от корпуса необходимо проверить мегаомметром напряжением 1000 В, которое должно быть не менее 1 МОм.
При обнаружении отколов, отпайки выводных концов и других неисправностей, а также в случае провертывания катушки вокруг сердечника электромагнита вентиль следует разобрать и отремонтировать.
38.4.4 Сопротивление диода необходимо проверить тестером в прямом и обратном направлениях. Соотношение сопротивлений в прямом и обратном направлениях должно быть не менее 1:200.
38.4.5 После устранения всех неисправностей следует собрать электрическую часть. Перед сборкой все детали и каналы корпуса необходимо продуть сжатым воздухом. При сборке следует проверить размер (8,5+0,2) мм в якоре отпускного вентиля (рисунок 25). Этот размер допускается регулировать металлическими шайбами толщиной 0,1 мм с отверстием диаметром не более 5 мм, подкладываемыми под клапан. В соответствии с этим должен быть выдержан размер (9-0,1) мм между мембраной 1 (рисунок 26) и торцом седла 2 отпускного клапана.
38.4.6 Выводные концы диода и катушек необходимо присоединять к контактным зажимам планки электрической части по схеме, приведенной на рисунке 27, в соответствии с маркировкой на корпусе.
38.4.7 Собранную электрическую часть необходимо отрегулировать и проверить на приспособлении. При этом следует проверить:
- плотность отпускного и тормозного клапанов (пропуск воздуха не допускается);
- напряжение, при котором происходит притяжение и отпадание якорей электромагнитных вентилей.
В момент притяжения якорей напряжение на катушках должно быть не более 30 В, в момент отпадания - не менее 10 В. Для электровоздухораспределителей с раздельным возбуждением вентилей напряжение притяжения должно быть не более 35 В. При несоответствии напряжений этим величинам следует отрегулировать магнитную систему, регулировку необходимо производить регулировочными винтами с последующей их фиксацией. В первую очередь следует регулировать отпускной вентиль, а затем тормозной. Напряжение срабатывания тормозного клапана должно быть не более 30 В, момент срабатывания фиксируется появлением давления в рабочей камере. Напряжение отпадания отпускного клапана должно быть не ниже 10 В, что фиксируется по началу падения давления в рабочей камере. При регулировке отпускного клапана допускается установка паронитовой прокладки с последующей регулировкой отпускного и тормозного вентиля.
1 - клапан; 2 - регулировочная шайба; 3 - якорь
Рисунок 25 – Якорь отпускного вентиля
1 - мембрана; 2 - седло клапана
Рисунок 26 – Мембрана и седло отпускного вентиля
1-3 - контактные зажимы; VD – диод; ТВ - катушка тормозного вентиля;
OB - катушка отпускного вентиля
Рисунок 27– Монтажная схема электрической части электровоздухораспределителя |
38.4.8 В отпускном вентиле зазор от верха якоря до поверхности соприкосновения корпуса с мембраной должен быть в пределах 1,1-1,4 мм.
В тормозном вентиле ход клапана должен составлять 0,8-1,6 мм.
38.4.9 Необходимо зачистить рабочие поверхности пружинных контактов на изоляционной колодке, проверить высоту контактов, которая должна составлять (8±1) мм. При обнаружении сдвига контактов их следует закрепить, у просевших контактов следует заменить или подогнуть пружины.
38.4.10 Корпус пневматического реле необходимо очистить внутри, каналы продуть сжатым воздухом и протереть. Нижнюю крышку, тормозной клапан и пружину необходимо очистить и протереть. Все детали следует тщательно осмотреть.
38.4.11 Резиновую диафрагму пневматического реле следует заменить при наличии остаточного прогиба более 3 мм, порезов и расслоений, а также по истечении установленного срока службы независимо от состояния.
38.4.12 При наличии порезов или вмятин глубиной более 0,3 мм резиновые уплотнения необходимо заменить. Резиновую манжету при неисправности или при истекшем сроке ее годности независимо от состояния следует заменить новой.
38.4.13 После устранения всех неисправностей пневматическое реле необходимо собрать и испытать на приспособлении. При этом следует проверить плотность манжеты и чувствительность реле при торможении. В собранном реле следует проверить ход диафрагмы и клапана вниз от исходного положения, который должен быть не менее 2,5 мм.
38.4.14 У переключательного клапана все детали следует тщательно осмотреть. Резиновые детали с порезами или вмятинами, нарушающими работоспособность клапана, необходимо заменить.
38.4.15 После устранения неисправности переключательный клапан необходимо собрать. При сборке все трущиеся поверхности деталей следует смазать.
38.4.16 Необходимо проверить действие переключательного клапана на специальном приспособлении или на стенде, контролируя:
- переключение клапана при переходе с электрического управления тормозом на пневматическое и обратно;
- плотность соединения крышек с корпусом при электрическом и пневматическом управлении. При обмыливании образование мыльных пузырей в соединении не допускается;
- плотность переключательного клапана в обоих положениях. При электрическом управлении и давлении в тормозном цилиндре
0,5 кгс/см2 [0,05 МПа] следует обмылить отверстие для сообщения с воздухораспределителем, а при пневматическом – с электро-
воздухораспределителем. Допускается образование мыльного пузыря удерживающегося не менее 5 с.
Разрешается проверять плотность крышек и клапана в обоих положениях по падению давления в корпусе после зарядки его до давления 0,35 МПа (3,5 кгс/см2). Снижение давления допускается не более чем на 0,02 МПа (0,2 кгс/см2) за 1 мин.
38.5 Ремонт и проверка воздухораспределителей 242
38.5.1 Все детали воздухораспределителя следует очистить, протереть ветошью без ворса, осмотреть. Неисправные детали необходимо заменить или отремонтировать.
38.5.2 Резиновые прокладки и уплотнения, проработавшие более установленного срока или поврежденные, необходимо заменить новыми. При этом следует обратить внимание на состояние рабочих кромок манжеты магистрального поршня. Не допускаются забоины, вмятины и риски на рабочих поверхностях деталей, уплотненных манжетами, а также на седлах клапанов.
38.5.3 Дроссельные отверстия, воздушные каналы в деталях (таблица 17) следует прочистить и продуть сжатым воздухом. Размеры входных и выходных отверстий каналов, дроссельные отверстия деталей воздухораспределителя следует проверить калибрами.
38.5.4 Разжимное кольцо манжеты магистрального поршня следует проверить. Зазор между торцами кольца должен быть (10+2) мм. После троекратного обжатия кольца до соприкосновения торцов у него не должно быть остаточной деформации.
38.5.5 Проверка плотности кольца магистрального поршня в сборе с золотниками производится на специальном приспособлении. Кольцо следует не смазывать, а втулку необходимо смазать тонким слоем смазки ЖТ-79Л. При проверке поршень следует устанавливать поочередно в крайнее отпускное положение, но с перекрытием питательного отверстия, в среднее положение и крайнее тормозное положение на расстоянии 3 мм от прокладки.
Если снижение давления в резервуаре объемом 8 л в каждом из трех положений не превышает 0,1 МПа (1 кгс/см2) (измеряется с 0,5 до 0,4 МПа (с 5 до 4 кгс/см2) в течение 70 с, то плотность поршня считается удовлетворительной.
Таблица 17 - Размеры отверстий в деталях воздухораспределителей 242.
Местоположение отверстия | Диаметр отверстия, мм | Число отверстий |
Дроссель 242.054 Заглушки 242.210 в корпусе переходника 242.130 (воздухораспределитель 242, 242-1, 242-1-01) | Ø 0,4±0,03 | |
Поршень в ускорителе 242.250 (воздухораспределитель 242, 242-1, 242-1-01) | Ø 1,5+0,25 Ø 0,7±0,03 | |
Клапан 242.240 в ускорителе (воздухораспределитель 242, 242-1, 242-1-01) | Ø 1,2+0,25 | |
Клапан 242.280 в переключателе (воздухораспределитель 242, 242-1, 242-1-01) | Ø 2,7±0,05 | |
Седло 242.056 в переключателе (воздухораспределитель 242, 242-1, 242-1-01) | Ø 0,5±0,03 | |
Питательный клапан и дополнительной разрядки 242.070 (воздухораспределитель 242, 242-1, 242-1-01) | Ø 1,0+0,25 | |
Втулка 242.021 органа дополнительной разрядки в корпусе 242.040 (воздухораспределитель 242, 242-1, 242-1-01) | Ø 1,0+0,25 | |
Поршень 242.080, 242.080-1 органа дополнительной разрядки (воздухораспределитель 242, 242-1, 242-1-01) | Ø 1,5±0,06 |
38.6 Порядок приемки отремонтированных воздухораспределителей и электровоздухораспределителей
38.6.1 Каждый воздухораспределитель и электровоздухораспре-
делитель после ремонта и проверки действия отдельных узлов на специальных приспособлениях должен быть испытан.
Испытание воздухораспределителей и электровоздухораспре-
делителей на стенде унифицированной конструкции производится в соответствии с разделом 39.
Испытательный стенд, схема которого отличается от схемы стенда унифицированной конструкции, должен быть допущен к применению в АКП в установленном порядке, а испытание на нем производится в соответствии с руководством по эксплуатации этого стенда.
Проведение испытаний на стенде с регистрацией параметров при выключенных регистрирующих устройствах запрещается.
38.6.2 Результаты испытания воздухораспределителей и электровоздухораспределителей должны быть отражены в учетной книге, установленной формы, за подписью руководителя ремонтного подразделения или другого должностного лица, на которое в соответствии с должностной инструкцией возложены эти обязанности, с указанием даты приемки приборов.
При испытании на стенде с регистрацией параметров результаты испытания должны быть сохранены в памяти ПЭВМ, а в учетной книге, установленной формы, необходимо записывать дату испытания, тип и номер принятого воздухораспределителя и электровоздухораспределителя с росписью исполнителя ремонта и руководителя ремонтного подразделения или другого должностного лица, на которое в соответствии с должностной инструкцией возложены эти обязанности.
38.6.3 На каждом отремонтированном и принятом воздухораспределителе и электровоздухораспределителе должна стоять пломба и бирка, а на переключательном клапане бирка. На бирке должны быть нанесены клеймо АКП и дата ремонта (число, месяц и две последние цифры года), на пломбе – клеймо АКП.