При разработке схем транспортного узла и оптимизации режимов взаимодействия различных видов транспорта часто не учитываются косвенные эффекты.
При оценке вариантов развития транспортных узлов и оптимизации процессов взаимодействия следует учитывать организационный эффект от снижения эксплуатационных затрат в результате совершенствования организации работы, повышения производительности труда и т.п.; социальный эффект, который проявляется в улучшении условий расселения, увеличении свободного времени трудящихся за счет сокращения продолжительности поездок и др.; эффект развития — в создании резерва перерабатывающей и пропускной способностей узла и ею роли в транспортной системе, обеспечении «ресурсов вариантов» для правильного решения проблем развития и планировки транспортного узла в процессе последующего его проектирования; эффект технической прогрессивности, отражающий возможности автоматизации и типизации схем устройств. Методы оценки общей эффективности довольно сложны и нуждаются в дальнейшей разработке.
Принцип комплексной оптимизации.В основе этого принципа лежит утверждение, что независимая оптимизация отдельных подсистем не обеспечивает оптимальности режимов функционирования узла как системы в целом. Этот принцип препятствует узковедомственному подходу к проблеме развития узлов и оптимизации режимов взаимодействия, предупреждает ошибки при решении задач долгосрочного прогнозирования.
Принцип концентрации— один из главных при создании планировочной схемы узла, в значительной степени определяющей его развитие. Он предполагает концентрацию операций, объединение станций, обслуживающих промышленные предприятия; создание мощных специализированных баз; ликвидацию малодеятельных подъездных путей; концентрацию транспортно-экспедиционной работы в рамках одной организации и создание объединенных транспортных хозяйств на базе маломощных и разрозненных транспортных цехов.
Различают следующие формы транспортного обслуживания:
объединенные транспортные комбинаты, выполняющие перевозки грузов автомобильным и железнодорожным транспортом;
объединенные транспортные предприятия, на которых сосредоточены все погрузочно-разгрузочные механизмы, устройства по ремонту и текущему содержанию пути и подвижного состава и которые выполняют работу по обслуживанию подъездных путей и грузовых станций;
частичное объединение некоторых однородных функций по обслуживанию предприятий и их обслуживание автотранспортом.
В конкретных условиях выбор формы объединенных транспортных хозяйств осуществляется на основе технико-экономических расчетов.
Принцип децентрализации.Наряду с принципом концентрации этот принцип играет важную роль при формировании структуры узла. Тенденция к децентрализации вызвана следующими причинами: уменьшением затрат, связанных с пробегом подвижного состава, сокращением времени пассажиров на передвижение и т. п.; невозможностью повышения концентрации, вызванной отсутствием свободных площадок, возможностями системы управления; несовместимостью разнородных транспортных потоков и другими требованиями и ограничениями.
Учитывая, что современный этап развития транспортных узлов характеризуется их усложнением и резким возрастанием объемов работы, необходимо уделять особое внимание выбору рационального соотношения между концентрацией и децентрализацией на основе - оценки всей совокупности факторов эффективности.
Принцип специализации.Создание специализированных станций, грузовых дворов, баз в узле способствует внедрению передовой техники, повышению уровня механизации и автоматизации транспортных процессов, обеспечивает высокую производительность труда и является предпосылкой для снижения транспортных издержек. Осуществление принципа специализации тесно связано с концентрацией, так как применение специализированных устройств возможно только при мощных и устойчивых транспортных потоках. Поэтому высокая степень концентрации транспортных потоков является необходимой предпосылкой для специализации.
В крупнейших транспортных узлах создаются специализированные станции по выгрузке однородных тарно-штучных грузов. В перспективе следует ожидать дальнейшего развития этого процесса, так как при этом сокращаются транспортные расходы и появляется возможность использовать специализированный подвижной состав со всеми его преимуществами.
Принцип сохранения равновесия и пропорциональности развития отдельных элементов и подсистем узла.На этом принципе основываются комплексные расчеты транспортного узла: любой его элемент согласовывается с другими по своим эксплуатационным показателям и прежде всего по пропускной и перерабатывающей способности. Несоблюдение принципа пропорциональности создает «узкие места» и диспропорции, пропускная способность отдельных элементов оказывается недостаточной и тормозит дальнейшее развитие системы. Например, опережающее развитие новых селитебных и промышленных районов по сравнению с сетью городского пассажирского транспорта создает в ряде городов значительные транспортные затруднения.
Принцип открытого роста элементов и подсистем узла, так как развитие транспортных узлов происходит во взаимодействии с развитием промышленных предприятии города и его селитебной территории, важно обеспечивать возможности их дальнейшего роста за счет создания системы бронируемых территорий. К сожалению, этот принцип при разработке генеральных схем транспортных узлов не всегда учитывается, что приводит к осложнениям. Так, часто транспортные сооружения оказываются зажатыми селитьбой, индивидуальными гаражами и другими сооружениями.
Принцип дальности перспективы.Этот принцип требует согласования решений проектируемых транспортных узлов для разных временных уровней прогнозирования. Принцип дальности перспективы предполагает координацию ведущих тенденций развития узла с поиском новых принципов организации перевозочного процесса, соответствующих условиям научно-технической революции.
Принцип конструктивной и технологической унификации.Предполагает широкое использование, методов стандартизации, конструктивной типизации. При этом сокращается число анализируемых схем, планировочных решений и сроки их разработки. Технологическая унификация предусматривает внедрение единых технологических процессов работы транспортных узлов. В результате технологической унификации возникают предпосылки для расширения сферы механизации и автоматизации, внедрения поточных методов работы.