Субъекты таможенного права
Субъектами таможенного права являются участники таможенно-правовых отношений, т.е. физические и юридические лица, наделенные правами и обязанностями в таможенной сфере.
К числу субъектов таможенного права относятся: таможенные органы; служащие таможенных органов; граждане – физические лица; организации, учреждения, предприятия и т.д.
Каждый из перечисленных выше субъектов обладает определенной спецификой.
Собственно таможенное дело ведет единая система таможенных органов, которые, относясь к исполнительной власти, имеют конкретные цели формирования, осуществляют государственные исполнительно-распорядительные функции, наделены определенной компетенции, образуются вышестоящими органами управления, подотчетны и подконтрольны им и ответственны за свою деятельность перед государством и гражданином.
Таможенный орган представляет собой федеральный государственный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия внешней торговли.
Таможенные органы составляют единую, иерархически построенную систему, в которую входят:
1) Федеральная таможенная служба;
2)региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
В таможенную систему входят также учреждения, подведомственные непосредственно ФТС (таможенные лаборатории, учебные заведения, вычислительные центры и др.). В ведении ФТС могут находиться государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.
Все звенья системы являются федеральными и не подчиняются органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления и общественным объединениям. Каждый нижестоящий таможенный орган подчинен по вертикали только вышестоящим таможенным органам, контролирующим его деятельность.
Места нахождения таможенных органов определяются исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников ВЭД, а также иных факторов.
Таможенным органам присущи следующие основные признаки.
Во-первых, будучи органами исполнительной власти, входящими в структуру федеральных органов, они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность. Конституционные нормы предопределяют публично-правовой характер деятельности таможенных органов.
Исполнительно-распорядительные отношения в государстве нацелены на исполнение законов и решений представительных органов. С помощью исполнительной власти ведется исполнительно-распорядительная деятельность государственного аппарата. Как органы исполнительной власти таможенные органы выполняют государственные задачи.
Исполнительная деятельность таможенных органов основывается на общественных отношениях, складывающихся в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Такие отношения касаются правового регулирования таможенного режима, порядка таможенного оформления, взимания таможенных платежей и других институтов таможенного права. Именно таможенно-правовое регулирование общественных отношений, являющихся основой таможенного дела, позволяет ориентировать действия служащих таможенных органов в соответствии с общепринятым принципом деятельности государственных органов: «то, что не разрешено законом, — запрещено».
Во-вторых, согласно ч. 3 ст. I ТК, деятельность таможенных органов происходит под общим руководством Правительства РФ, перед которым ФТС отчитывается о своей деятельности. Президент России полномочен создавать, реорганизовывать, ликвидировать любом центральный федеральный орган исполнительной власти, в том числе и федеральное таможенное ведомство, а также назначать и освобождать от должности его руководителя. Правительство РФ, согласно п.«б» ч. I ст. 114 Конституции РФ, обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики. Оно наделено большими полномочиями и в области таможенного дела (осуществляет общее руководство, обеспечивает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с другими государствами).
В-третьих, являясь органами специальной компетенции, таможенные органы реализуют свои полномочия в сфере перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Исполнительные органы государственной власти по содержанию своей деятельности дифференцируются на органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции выполняют все общие административные функции, а специальной — осуществляют отраслевое или межотраслевое управление. Для рассматриваемых органов осуществление таможенной деятельности является главнейшей производственной задачей, которую они исполняют на постоянной и систематической основе.
В-четвертых, таможенные органы отнесены законодательством к числу правоохранительных, так как они пресекают неправомерные деяния и привлекают к ответственности виновных. Правоохранительный характер деятельности этих органов обусловлен их соответствующими функциями, регламентированными ст. 403 ТК: они ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил, пресекают незаконный оборот через границу предметов, запрещенных к перемещению, оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом.
В-пятых, таможенные органы выступают как федеральные органы исполнительной власти, аккумулирующие в себе административно-правовой и финансово-правовой статусы. В зависимости от того, из какого бюджета финансируется государственный орган, в науке принято различать федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации. Финансирование таможенных органов осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета. Следует отметить, что федеральные органы, в свою очередь, подразделяются на центральные (министерства, ведомства) и территориальные. В качестве центрального выступает Федеральная таможенная служба, территориальными же являются региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.
В-шестых, немаловажной особенностью таможенных органов является наличие официальных символов: флага, вымпела и эмблемы, описание которых утверждается Президентом РФ (ст. 404 ТК). При поступлении на службу в таможенные органы сотрудники принимают присягу.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный таможенный комитет Российской Федерации преобразован в Федеральную таможенную службу, передав его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.
В связи с вышеуказанным, органом исполнительной власти РФ, уполномоченным в области таможенного дела в России, в настоящее время является Федеральная таможенная служба. Она осуществляет на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование вопределенной сфере деятельности.
ФТС в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Таможенным кодексом, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства страны.
В структуру центрального таможенного органа входит руководство и подразделения. Руководство представлено директором федеральной службы, его заместителями и коллегией. Они несут ответственность, за работу ведомства. Заместителей руководителя федеральной таможенной службы назначает министр экономического развития и торговли Российской Федерации.
Все подразделения ФТС можно разделить на две группы: производственные, отвечающие за отдельные участки таможенной деятельности (это, например, управления таможенного контроля, по борьбе с, контрабандой, охраны, статистики, анализа, правовое), и штабные, обеспечивающие функционирование звеньев, занятых внутриаппаратной работой (финансовое, материально-технического снабжения, капитального строительства, кадров, собственной безопасности и др.).
ФТС осуществляет следующие основные функции:
- подготавливает предложения о совершенствовании таможенной политики РФ, разрабатывает механизмы ее реализации.
- участвует в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, организует реализацию этих мер;
- организует взимание таможенных платежей, обеспечивает своевременное и полное внесение их в федеральный бюджет;
- разрабатывает меры и создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ и содействующие развитию внешнеэкономических связей;
- организует борьбу с контрабандой, иными преступлениями и правонарушениями в сфере таможенного дела;
- обеспечивает оказание таможенными органами РФ содействия в борьбе с международным терроризмом;
- организует ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики РФ;
- участвует в деятельности международных организаций, занимающихся вопросами таможенного деда;
-выполняет другие функции, возложенные на него законодательством РФ.
Центральный аппарат ФТС финансируется за счет ассигнований на содержание органов государственного управления, указанных в федеральном бюджете, а также иных источников, предусмотренных законодательством РФ.
Основной целью ФТС является обеспечение оптимального режима работы таможенных органов на местах, так как именно здесь проводятся основные таможенные процедуры, выявляются конкретные факты контрабанды, взимаются таможенные платежи.