Основные требования к гидронасосам и их классификация
Источниками гидравлической энергии на ЛА и ГУ являются гидравлические насосы, к которым предъявляются следующие требования:
- минимальные пульсации подачи рабочей жидкости и подачи при максимальном КПД;
- минимальная масса и объем; минимальная внутренняя утечка жидкости;
- высокая надежность в течение установленного срока службы;
- работоспособность в широком диапазоне температур;
- высокая приемистость (давление насоса от нуля до максимального должно возрастать за минимальное время).
Исходя из этих требований, в настоящее время наиболее широкое распространение получили радиально-поршневые (с радиальным расположением цилиндров в одной плоскости) и аксиально-поршневые насосы (с осевым расположением цилиндров в пространстве).
Аксиально-поршневые насосы по конструктивны признакам делятся на три группы:
- аксиально-плунжерный с наклоняемой шайбой;
- аксиально-поршневой с наклоняемой шайбой;
- аксиально-поршневой с наклоняемым блоком цилиндров.
Назначение УПГ-300-131
УПГ-300-131 предназначена для отработки и проверки гидросистем летательных аппаратов (ЛА) аэродромных условиях как с наддувом (поддавливанием), так и без наддува гидробаков проверяемых систем. Установка имеет три раздельные основные гидросистемы, которые могут обслуживать одновременно три независимые гидросистемы ЛА или могут быть объединены для обслуживания двух или одной систем.
Гидравлическая система:
- рабочая жидкость: АМГ-10, 7-50с-3 или НГЖ-4.
При одной работающей гидросистеме:
- подача от 15 до 100 л/мин;
- давление 5-26 (50-260) МПа (кгс/см2);
При двух объединенных гидросистемах:
- подача от 50 до 140 л/мин;
- давление 5-21 (50-210) МПа (кгс/см2).
При трех раздельно работающих гидросистемах:
- подача от 20 до 70 л/мин, каждой из систем;
- давление 5-21 (50-210) МПа (кгс/см2).
- Давление опрессовки 35 (350) МПа (кгс/см).
- Пневматическая система:
- рабочий газ: технический азот;
- общая вместимость баллонов 80 или 84 л;
- давление азота в баллонах 32 (320) МПа (кгс/см2);
- электрооборудование состоит из генератора постоянного тока ГСР-СТ-12/40, двух аккумуляторных батарей 6ст-132ЭМС и пускорегулирующей аппаратуры;
- напряжение установки постоянное 27 В;
- мощность 12 кВт.
Какие работы проводятся при ТО №1(ТО №2,СТО,ЕТО и контрольном осмотре)
Безотказная работа установок и длительный срок их службы могут быть обеспечены только при внимательном и регулярном уходе за ними с соблюдением всех указаний.
Чистота, своевременная смазка деталей и агрегатов, затяжка всех резьбовых соединений и выполнение регулировочных работ – обязательные условия исправной работы гидроустановок.
Техническое обслуживание на гидроустановках выполняется в автомобильной технико-эксплуатационной части на специально оборудованных постах, а в полевых условиях техническое обслуживание про водится на специально оборудованных площадках с использованием подвижных средств технического обслуживания в порядке, установленном командиром воинской части с учетом конкретных условий.
При температуре окружающего воздуха – 10°С и ниже необходимо производить разогрев рабочей жидкости гидроустановок согласно инструкции по эксплуатации.
Рабочие жидкости в гидравлических системах средств АТО полетов проходят проверку в лаборатории службы ГСМ на их кондиционность при всех видах технического обслуживания и заменяются не реже чем через каждые 400 ч работы или через 24 месяца эксплуатации. В отдельных случаях сроки замены рабочей жидкости должны быть согласованы с требованиями эксплуатации летательных аппаратов.
Некондиционные рабочие жидкости подлежат не медленной замене независимо от наработки и срока их эксплуатации.
При зарядке азотного баллона необходимо иметь в виду, что с повышением температуры давление азота в баллоне возрастает. При обнаружении утечки давление из коммуникаций стравить и штуцера в местах соединений подтянуть.
Если в процессе выполнения технического обслуживания предстоит отвернуть законтренную гайку или вывернуть винт, их необходимо предварительно расконтрить. Срывать шплинты, проволоку и отгибать усики замков поворачиванием винтов или гаек запрещается, так как это может привести к повреждению резьбы или вывертыванию шпилек из гнезда.
Контровку гаек, винтов разъемов и т.п. необходимо производить контровочной мягкой проволокой так, чтобы натяжение проволоки было направлено по ходу часовой стрелки. Диаметр контровочной про волоки подбирается такого размера, чтобы проволока проходила в отверстие достаточно плотно, но без заметного усилия.
Периодические проверки или переосвидетельствования контрольно-измерительных приборов и баллонов для газов рекомендуется совмещать с очередным сезонным техническим обслуживанием.
В процессе технического обслуживания необходимо следить за основными выходными параметра ми: давлением всасывания (Рвс); давлением нагнетания (Рн); производительностью (подачей) насосов (Q)
Так, по несоответствию выходного параметра Рвс установленным требованиям можно судить о работоспособности подкачивающего насоса ЭЦН-11А2 фильтров, радиатора, обратного клапана. Величин этого параметра может быть проконтролирована помощью встроенного контроля по манометру, установленному в линии всасывания.
Отклонение параметра давления нагнетания (Рн) от заданного значения может быть следствием не правильной регулировки предохранительных клапанов, подсоса воздуха, засоренности фильтров, снижения оборотов двигателей, дефектов подкачивающего насоса.
Снижение производительности насоса может происходить по причине износа деталей насоса, утечек в предохранительном клапане, пробуксовки муфт привода насосов. Кроме того, снижение производительности может происходить также из-за недостаточного давления на входе в насос, дефектов подкачивающего насоса, снижения числа оборотов двигателя.
Техническое состояние гидросистемы гидроустановки может быть оценено с помощью основных параметров Рвс, Рн, Q, которые оказывают взаимное влияние друг на друга, т.е. изменение одного параметра влечет за собой автоматическое изменение другого. Кроме того, для более детальной оценки состояния отдельных агрегатов можно использовать такие параметры, как обороты приводного двигателя, давление срабатывания предохранительных клапанов, перепад давления на фильтрах, температура рабочей жидкости.
Одновременно с техническим обслуживанием гидроустановок необходимо проводить техническое обслуживание составных частей, паспорта которых включены в комплект эксплуатационных документов гидроустановок.
В процессе технического обслуживания гидроустановки УПГ-300 необходимо обратить особое внимание на техническое состояние силового двигателя, характерная работа топливной системы которого зависит от чистоты и качества топлива.
Заправлять двигатель силовой установки только топливом соответствующей марки, указанной в инструкции.
При техническом обслуживании системы охлаждения силового двигателя необходимо помнить, что при температуре окружающего воздуха +5°С и ниже систему охлаждения нужно заправлять низко-замерзающей жидкостью марки 40. Охлаждающая жидкость ядовита, поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с ней.
При замене охлаждающей жидкости надо следить, чтобы в системе охлаждения не образовалась воздушная пробка, мешающая заполнению системы.
Замену масла системы смазывания производить через сливные шланги из двигателя и раздаточной коробки, которые выведены в специальную нишу, расположенную на кузове установки с левой стороны.
На время прогрева двигателя при пуске, а так же при температуре окружающего воздуха ниже – 10°С с помощью крана отключить маслорадиаторы.
При проверке герметичности гидросистемы нельзя включать гидронасосы при отсутствии в гидросистеме УПГ-300 рабочей жидкости, а также при отключенных всасывающих и нагнетающих шлангах и давлении в линии всасывания менее 0,75 кгс/см2.
Через каждые 200 ч работы раздаточной коробки, но не реже чем раз в полгода, и при техническом обслуживании № 2 проводить проверку состояния дисков электромагнитных муфт.
В процессе технического обслуживания спецоборудования ПГУ-200/260 особое внимание обращать на техническое состояние агрегатов и приборов электропитания, которое осуществляется от промышленной сети или передвижной электростанции мощностью не менее 100 кВ·А, переменным трех фазным током 380 В 50 Гц.
При проверке технического состояния электродвигателей переменного тока мощностью по 45 кВ·А, короткозамкнутого асинхронного двигателя привода вентилятора особое внимание обращать на заземляющее устройство.
При наличии общей системы заземления отсоединить провод заземляющего устройства от стержня и присоединить его к общей системе.
Для уменьшения электрического сопротивления необходимо увлажнять раствором поваренной соли почву вокруг стержня.
Диэлектрические перчатки подлежат проверке через каждые 6 месяцев.
Температурный режим рабочей жидкости поддерживается автоматически блоком охлаждения, осевой вентилятор которого приводится во вращение асинхронным электродвигателем переменного тока мощностью 15 кВ·А.
Загрязненность рабочей жидкости контролируется электрическим сигнализатором перепада давления СП-5ЭК.
Технологический процесс опрессовки летательного аппарата осуществляется с помощью ручного насоса, при этом рабочую жидкость подают по напор ному рукаву или рукаву опрессовки.
В процессе технического обслуживания специального оборудования электрогидроустановки ЭГУ-50/210-131 необходимо обращать особое внимание на выполнение работ технического обслуживания силового двигателя 5Д20-240. Исправная работа механизма управления двигателем зависит от технического состояния реверсивного электродвигателя, регулирующего подачу топлива насосом высокого давления.
Эжекторная система охлаждения воды и масла требует постоянного контроля за ее техническим со стоянием. Нарушение истечения газов создает условия для перегрева двигателя.
Постоянно контролировать техническое состояние топливного и маслозакачивающего насосов.
Детальные работы выполнять строго по Инструкции по эксплуатации двигателя 5Д20-240.
Техническое обслуживание электрических систем специального оборудования ЭГУ-50/210-131 производится в соответствии с требованиями, предъявляемыми к авиационным подвижным агрегатам.