Продольный уклон i, преодолеваемый основным и вспомогательным самоходным транспортом
Наименование и назначение транспортных выработок | i, % | |
нормальный | Максимальный на коротких участках | |
Основные для транспортирования горной массы по горизонтам | ||
Главные автотранспортные уклоны для транспортирования горной массы на поверхность: | ||
для грузового и двухстороннего движения | ||
для порожнякового движения | ||
Вспомогательные автотранспортные уклоны: | ||
для перевозки людей, оборудования и материалов | ||
для движения машин со всеми ведущими осями | ||
Вспомогательные заезды на подэтажи для передвижения машин с грузом только своим ходом |
Примечания. 1. Максимальный продольный уклон транспортных выработок необходимо проверять по тяговым характеристикам применяемых транспортных машин.
2. При обводненности наклонных транспортных выработок значение продольного ук лона снижается на 25—30%.
3. Почва выработок, по которым осуществляется движение самоходных вагонеток, должна быть малообводненной. Коэффициент крепости породы почвы по шкале проф. М. М. Протодьяконова должен составлять не менее 4, а коэффициент сцепления шин с почвой — не менее значений, приведенных в таблице.
4. При слабых почвах необходимы мероприятия по упрочнению дорожного полотна.
Рис. 5.12. Номограмма для определения предельного уклона, преодолеваемого при трогании на подъем, в зависимости от силы тяги, суммарной рабочей массы и скорости движения автосамосвалов
Тормозной путь — расстояние, пройденное машиной от начала торможения до полной остановки, — определяют исходя из. условия, что при торможении кинетическая энергия движущейся машины поглощается работой сил сопротивления на пути торможения, т. е.
Подставив в формулу (5.19) вместо тормозной силы Вт ее значение по условию сцепления (G + G0)gy, определим тормозной путь (м) до полной остановки машины (νк = 0):
где kин — коэффициент инерции вращающихся масс для машин с гидромеханической передачей (в режиме движения с грузом kин = 1,03÷1,01, в режиме движения порожняком kин = 1,085÷1,07); vн — скорость движения машины в начале торможения, км/ч. Значения ω0 и i подставляют в формулу (5.23) не как удельные величины, а соответственно как коэффициент основного сопротивления движению и уклон (превышение в метрах на 1000 м пути).
Полный тормозной путь (м) с учетом времени реакции водителя и действия тормозов tp = 0,5÷0,6 с:
Lп = Lт + Lр.в
где Lр.в — путь, пройденный за время реакции водителя, м:
Таким образом, полная длина тормозного пути (м),
Тормозной путь самоходной машины в подземной выработке на прямолинейном участке не должен превышать 20 м, а на криволинейном участке — видимого расстояния, равного 1,5 радиуса кривой.
Расход горючего для самоходных машин с дизельным приводом определяют по паспортным данным машины на 100 км пробега.
Пример 1. Определим сменную эксплуатационную производительность погрузочно-транспортной машины ПД-5Б для следующих условий: система подземной разработки полиметаллических руд с подэтажным обрушением с торцовым выпуском; плотность руды в насыпке γ = 2,5 т/м3.
Исходные данные: длина доставки от забоя до рудоспуска L = 220 м; средние скорости движения по квершлагу и штреку — νгр = 8 км/ч (2,2 м/с), νпop = l2 км/ч (3,3 м/с); вместимость ковша машины Vк = 2,5 м3; коэффициент заполнения ковша kз = 0,8; длительность стены Тсм = 6 ч.
Часовую производительность погрузочно-транспортной машины определяем по формулам (5.1) — (5.4):
время погрузки ковша
tпогр = ξtц·kман = 1,15·50·1,2 = 69 с.
время движения машины
время разгрузки ковша tраз = 15 с;
часовая производительность [см. формулу (5.1)]
При коэффициенте использования машины kи = 0,7 сменная эксплуатационная производительность машины [см. формулу (5.6)]
Qсм = 50·6·0,7 = 210 т.
Пример 2. Определим скорость установившегося движения груженого автосамосвала типа МоАЗ-7405-9586 по прямолинейной выработке с уклоном i = 0,105 (105‰, что соответствует углу наклона выработки β = 6°.
Исходные данные: мощность двигателя автосамосвала N = 140 кВт; паспортная грузоподъемность G = 22 т; действительная грузоподъемность с учетом коэффициента загрузки kз = 0,9, G = 20 т; масса машины G0 = 19,5 т; ускорение а = 0; ωкр = 0; основное удельное сопротивление по уклону с укатанным щебеночным покрытием ω0 = 40 Н/кН; сопротивление воздуха не учитывается, т. е. Wв = 0.
Силы тяги, развиваемая машиной на уклоне при движении вверх [см. формулу (5.16)],
F = 9,81 (20 + 19,5) (40+105) = 56 550 Н.
Максимальная сила тяги, которую способна развить машина на укатанной, мокрой, слегка грязной дороге при y = 0,4, определяем по формуле (5.17) с учетом формулы (5.18):
Fmax = 1000·0,6 (20 + 19,5)9,81·0,4 = 118 800 Н.
Так как Fmax>F, машина может перемещаться на данном уклоне. Скорость движения автосамосвала по уклону вверх [см. формулу (5.20)]
Пример 3. Определим полную длину тормозного пути автосамосвала при спуске вниз по тому же уклону i = 0,105 (см. пример 2) на скоростиνн= 15 км/ч. Коэффициент сцепления колес с дорогой y = 0,4, коэффициент сопротивления ω0 = 0,04.
Полная длина тормозного пути [см. формулу (5.24)]
что значительно меньше допустимой длины тормозного пути, равной 20 м.
Вопросы для самопроверки
1. Начертите эскизы общих видов погрузочно-транспортных машин типа ПД и ТП. Объясните их устройство и назначение основных сборочных единиц.
2. Назовите основные преимущества и области применения погрузочно-транспортных машин с электрическим приводом.
3. Назовите способы увеличения дальности транспортирования электрическими погрузочно-транспортными машинами.
4. С какой целью, в каких условиях и какими средствами осуществляется дистанционное управление погрузочно-транспортными машинами?
5. Начертите эскиз общего вида подземного автосамосвала, объясните «его устройство и назначение основных сборочных единиц.
Задачи и упражнения
1. Определите сменную эксплуатационную производительность погрузочно-транспортной машины с ковшом и кузовом типа ПТ-4 для доставки руды плотностью γ = 2 т/м3. Длина доставки L = 80 м, число смен — 3, длительность смены Тсм = 6 ч.
2. Определите сменную эксплуатационную производительность автосамосвала МоАЗ-7405-9586, загружаемого погрузочной машиной с нагребающими лапами типа ПНБ-3Д2. Плотность транспортируемой руды γ = 2,2 т/м3, длина доставки по горизонтали L = 450 м.
3. Определите число автосамосвалов, необходимых для работы в тех же условиях (см. п. 2) для обслуживания одного забоя с заданной сменной производительностью 2700 т.
4. Определите предельный продольный уклон i (‰), преодолеваемый погрузочно-транспортной машиной ПД-8Б вверх по выработке с щебеночным сухим укатанным покрытием.
6. ЭКСПЛУАТАЦИЯ САМОХОДНЫХ МАШИН
6.1. Выработки и дороги для самоходных машин
Выработки, по которым перемещаются самоходные машины, согласно классификации Гипроцветмета в зависимости от назначения, интенсивности и скорости движения можно разделить на четыре класса: транспортные, погрузочно-транспортные, буровые подэтажные и вспомогательные.
К основным транспортным выработкам, на которые приходится весь грузопоток или его наибольшая часть, относятся капитальные автотранспортные уклоны, вкрывающие наклонные съезды, квершлаги и основные штреки. Протяженность основных транспортных выработок может составлять 500—4000 м, ширина при однорядном движении 4300—5250 мм, при двухрядном — до 8000 мм, угол наклона — до 6—8°.
Погрузочно-транспортные выработки, которые проходят в пределах очистного блока, служат для выпуска руды из блоков, а также для погрузки и доставки руды самоходными машинами к рудоспуску. Длина погрузочно-транспортных выработок составляет 50—700 м.
Буровые подэтажные выработки протяженностью 50—200 мслужат, в основном, для бурения скважин и отбойки руды ирасположены выше доставочного горизонта.
Вспомогательные выработки длиною от 200 до 1200 м предназначены для доставки различных вспомогательных грузов, людей и оборудования, а также для вентиляции.
Размеры выработок определяются габаритами самоходных машин и гарантированными зазорами от наиболее выступающих частей машин до стенок и кровли выработки. Согласно Инструкции Госгортехнадзора СССР по эксплуатации самоходного оборудования зазоры между стенками (крепью) выработки и самоходной машиной должны быть не менее 1200 мм со стороны прохода для людей и 500 мм — с противоположной стороны, а до кровли выработки — не менее 500 мм с учетом вертикальных колебаний машин и их загрузки «с шапкой»,
Полная ширина В (мм) транспортной выработки складывается из ширины тротуара а1 проезжей части А, водоотводной канавы с (рис. 6.1). Ширина тротуара a1 = 800 мм, высота выработки 200—300 мм, высота прямой стенки hп ≥ 1800 мм. В доставочных, вспомогательных и подэтажных выработках сооружение тротуара необязательно, а разминовка машин с пешеходами производится при остановленной в крайнем положении: проезжей части машине и свободном проходе для перехода не менее 800 мм.
Рис. 6.1. Сечения выработок для самоходных машин: а — транспортных; б — погрузочно-транспортных и вспомогательных; 1 —магистраль сжатого воздуха и воды; 2 — знак «Пешеходная дорожка»; 3 — подвеска светильников; 4 — дорожный знак; 5 — вентиляционная труба; 6 — подвеска кабелей; 7 — габарит транспортной машины; 8 —водоотводная канава; 9 — тротуар
По рекомендациям Гипроцветмета ширину проезжей части; А (мм) можно определить по эмпирической формуле:
A = b + 1,5δ + 12ν
где b — ширина машины, мм; δ — ширина профиля покрышки, мм; v — скорость движения машины, км/ч.
Радиусы поворота транспортных выработок принимают в зависимости от типа и назначения выработок и условий эксплуатации машин (табл. 6.1). На поворотах проезжую часть уширяют на 300—500 мм. Величину уширения для отдельных, машин необходимо проверять с учетом наиболее выступающих частей машин или перевозимых длинномерных грузов. Радиусы поворота транспортных выработок составляют 20—30 м, остальных выработок — 15÷20 м.
Таблица 6.1