Транспортные тарифы и правила их применения
Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов.
Тарифы включают в себя:
- платы, взыскиваемые за перевозку грузов;
- сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
- правила исчисления плат и сборов.
Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта.
Их построение должно обеспечивать:
- транспортному предприятию – возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;
- покупателю транспортных услуг – возможность покрытия транспортных расходов.
Умелым регулированием уровня тарифных справок различных сборов можно стимулировать также спрос на дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Например, относительное снижение в феврале 1994 г. уровня ставок сбора за охрану и сопровождение грузов подразделениями военизированной охраны МПС позволило увеличить спрос на эту услугу и повысить сохранность перевозимых грузов.
Системы тарифов на различных видах транспорта имеют свои особенности. Остановимся на краткой характеристике.
1) На железнодорожном транспорте для определения стоимости
перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.
Общие тарифы – это основной вид тарифов. С их помощью
определяется стоимость перевозки основной массы грузов.
Исключительными называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих графиков в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности, так как с их помощью можно регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья (угля, руды, и т.п.). Повышая или понижая с помощью исключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды года, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров.
Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.
Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги.
Перечислим основные факторы, от которых зависит размер платы при перевозке грузов по железной дороге:
а.)вид отправки. По железной дороге груз может быть отправлен повагонной, контейнерной, малотоннажной весом до 25 т. и объемом до полувагона и мелкой отправкой весом до 10 т. и объемом до 1/3 вагона;
б.)скорость перевозки. По железной дороге груз может перевозиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в сутки должен проходить груз;
в.)расстояние перевозки. Перевозная плата может взиматься за расстояние по кратчайшему направлению, так называемое тарифное расстояние – при перевозках грузов грузовой или большой скоростью, либо за действительно пройденное расстояние – в случае перевозки негабаритных грузов или перевозки грузов пассажирской скоростью.
г.)тип вагона, в котором осуществляется перевозка груза. По железной дороге груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер перевозной платы в каждом случае будет различным.
д.)принадлежность вагона или контейнера. Вагон, платформа или контейнер могут принадлежать железной дороге, а могут быть собственностью грузополучателя или грузоотправителя.
е.)Количество перевозимого груза. Фактор также оказывающий существенное влияние на стоимость перевозки.
2) На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов (прейскурант + индекс):
- тарифы за повременное пользованием грузовым транспортом;
- тарифы из покилометрового расчета;
- тарифы за перегон подвижного состава;
- договорные тарифы;
- тарифы за перевозку грузов на условиях платных m-км.
На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы:
- расстояние перевозки;
- грузоподъемность автомобиля;
- общий пробег;
- время использования автомобиля;
- тип автомобиля;
- район, в который осуществляется перевозка, а также ряд других факторов.
3) На речном транспорте тарифы по перевозке грузов, сборы за погрузочные работы и др., связанные с перевозками услуги определяются пароходством самостоятельно с учетом конъюктуры рынка. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также минимально необходимый уровень рентабельности.
4) На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке. Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу.
В том случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограниченна определенным видом груза, то перевозка оплачивается по фрахтовой ставке. Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от конъюктуры фрахтового рынка (рынок продукции судоходства) и обычно зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.