Механизм функционирования закупочной логистики 1 страница
Снабжение
Снабжение – это деятельность, включающая в себя процедуры закупки, доставки, приемки, хранения и предпродажной подготовки продукции.
Управление снабжением – это деятельность по координации взаимодействия участников цепи поставок с целью обеспечения добавленной ценности для потребителей.
Политика снабжения представляет собой общие рекомендации, на основе которых определяются назначение, цель и аспекты деятельности подразделения снабжения предприятия.
Содержание политики снабжения:
1) описание организационной структуры подразделения снабжения;
2) положение о ценных закупках;
3) положение об этике снабженческой деятельности, функции снабжения;
4) выявление и изучение источников ресурсов и поставщиков продукции;
5) определение потребности и расчет количества заказываемой продукции;
6) решение о заказе;
7) установление числа и сроков поставок и наблюдение за ними;
8) управление запасами;
9) учет и контроль хода выполнения договорных обязательств.
Рассмотрим основные принципы, которым подчиняется определение основных направлений управление снабжением на предприятии:
1) планомерность – завоз продукции на основе плановых графиков завоза;
2) ритмичность – завоз продукции через относительно одинаковые промежутки времени, что создает оптимальные условия для работы оптовых и розничных торговых предприятий, складов, транспорта и других звеньев цепи поставок;
3) оперативность – осуществление процесса снабжения продукцией в зависимости от изменения спроса на нее;
4) экономичность – минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на доставку продукции. Достигается путем эффективного использования транспортных средств, механизации погрузочно-разгрузочных работ, установления оптимальной звенности цепи поставок;
5) централизация – снабжение потребителей продукцией силами и средствами поставщиков;
6) технологичность – использование современных технологий закупок и поставок.
Разработка программы снабжения – это определение вида и количества продукции, закупаемой на различных рынках, а также времени закупки того или иного вида продукции.
Задачей системы снабжения является обеспечение запланированного уровня обслуживания потребителей с минимальными общими затратами.
К системе снабжения, как правило, предъявляют следующие требования:
1) обеспечение непрерывного потока продукции: потока сырья, комплектующих и предоставления услуг, необходимых для жизнедеятельности предприятия;
2) управление запасами – сведение уровня инвестиций, связанных с запасами продукции, и затрат на их поддержание к минимуму;
3) поддержание уровня качества обслуживания потребителей;
4) работа с поставщиками – поиск компетентных поставщиков;
5) стандартизация – покупка стандартной продукции там, где это возможно;
6) достижение минимальной общей стоимости обслуживания; процесс закупки требует наличия продукции и обслуживания по наименьшей стоимости;
7) обеспечение конкурентного преимущества предприятия;
8) развитие отношений и достижение гармоничных, продуктивных и рабочих отношений с сотрудниками других функциональных подразделений предприятия;
9) обеспечение снабжения при снижении уровня накладных расходов. Надежность снабжения – гарантированность обеспечения потребителя необходимой ему продукцией в течение запланированного промежутка времени.
Деятельность службы снабжения может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:
• элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;
• элементом микрологистической системы, т. е. одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;
• самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.
Рассмотрим цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней.
1. Как элемент макрологистической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров.
В логистике отношения с поставщиками должны строиться на следующих принципах:
• обращаться с поставщиками так же, как с клиентами фирмы;
• не забывать на деле демонстрировать общность интересов;
• знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций;
• проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщиков;
• соблюдать принятые на себя обязательства;
• учитывать в деловой практике интересы поставщика.
2. Служба снабжения, являясь элементом организовавшего ее предприятия, должна органично вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи «снабжение – производство – сбыт». Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом. Цепь «снабжение – производство – сбыт» должна строиться на современной концепции маркетинга, т. е. вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, стратегия развития производства, а уже затем – стратегия снабжения производства.
3. Эффективность функционирования службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения.
Механизм функционирования закупочной логистики
Управление системой закупок на предприятии преследует следующие цели:
1) расширение номенклатуры продукции;
2) снижение общих затрат ресурсов и исключение убытков;
3) избавление от устаревших и медленно реализуемых запасов продукции;
4) контроль над специальными заказами;
5) контроль над упущенными продажами;
6) увеличение доли закупок, осуществляемых по процедуре стандартного заказа.
Существуют следующие основные формы снабжения сырьем и материалами:
1) складская, при которой поставка продукции осуществляется через промежуточные и распределительные складские комплексы и терминалы;
2) транзитная, при которой продукция поставляется непосредственно потребителю с предприятий-изготовителей;
3) поступление закупленной продукции в розничные торговые предприятия непосредственно от поставщиков.
Для осуществления функции закупок на предприятии совершается ряд операций.
1. Анализ рынка.
2. Изучение тенденций цен и анализ стоимости производства поставщика. Это позволяет сделать вывод о том, что покупка совершается при наиболее благоприятных условиях и в самое лучшее время.
3. Получение и оценка предложения поставщика.
4. Выбор поставщика.
5. Согласование стоимости обслуживания и заключение договора.
6. Проверка соответствия закупаемой продукции определенным требованиям или спецификации покупателя.
7. Проведение предварительных переговоров между поставщиком и покупателем.
8. Размещение заказа.
9. Делегирование полномочий и оценка последствий закупочной политики.
10. Установление единой политики в отношениях с поставщиками.
11. Выработка методов учета продукции.
12. Сокращение времени проверки и одобрения спецификации продукции.
13. Ускорение оплаты продукции.
14. Экономия ресурсов предприятия, например путем консолидации заказов и установления стандартов запаса.
15. Поиск более дешевых заменителей продукции без ущерба для ее потребительских свойств.
16. Отбор, классификация и анализ данных, необходимых для поиска альтернативного вида продукции.
17. Прогноз снабжения, спроса и цен на основные виды закупаемой продукции.
18. Анализ ценности и возможностей поставщика.
19. Разработка новых методов обработки необходимых данных для эффективного функционирования системы закупок.
Все эти операции объединяются в несколько этапов закупочной логистической деятельности на предприятии:
1) определение масштаба проекта (объема производства и продаж, величины затрат, параметров бюджета и др.);
2) формирование плана закупок, предварительная оценка поставщиков. Составляется список всех будущих закупок для проекта, а также график закупок каждого вида продукции;
3) размещение объявлений о подаче предложений;
4) оценка предложения;
5) окончательные переговоры;
6) составление документации;
7) поставка и контроль качества;
8) обсуждение спорных вопросов и гарантийных обязательств.
Планирование закупок
Планирование закупок продукции имеет следующие цели:
1) снижение уровня сверхнормативного запаса продукции;
2) поддержание требуемого уровня обслуживания потребителей;
3) координация графика доставки и плана по производству.
При разработке плана закупок продукции учитываются следующие факторы:
1) минимальная партия заказа, отпускаемого поставщиком;
2) скидки при изменении объема поставляемой продукции;
3) ограничения по времени (сроку годности) и объему хранения сырья, упаковки и готовой продукции в складских помещениях производственного предприятия;
4) местонахождение поставщика. Если поставщик – зарубежный, нецелесообразно осуществлять частые поставки небольших партий сырья или упаковки, так как при этом значительно возрастает уровень логистических затрат. В то же время с местным поставщиком можно оговорить такие условия, при которых получатель будет поддерживать минимальный уровень запаса сырья, материалов или упаковки;
5) надежность поставщика. В случае если поставщик надежный, производственное предприятие получает возможность организовать доставку точно в срок;
6) ассортимент и номенклатура материалов и сырья, закупаемых у одного поставщика. Всю продукцию, закупаемую у одного поставщика, целесообразно поставлять одновременно во избежание роста расходов на транспортировку. Особенно это актуально для зарубежных поставщиков;
7) сроки поставки сырья и материалов с момента заказа (чем больше срок поставки, тем больший запас данного материала должен быть на предприятии).
Рассмотрим основные компоненты системы планирования потребности в материалах:
1) график основного производственного или торгового процесса, определяющий количество готовой продукции с разбивкой по времени;
2) данные об оптимальных нормах запасов товаров и материалов;
3) данные о запасах для каждого компонента, агрегата и детали (имеющееся количество, ожидаемые поступления, а также число израсходованных деталей, еще не списанных с учета);
4) данные об основных изделиях, которые закупаются, и всех изделиях, которые производятся самим предприятием;
5) прогноз потребности в материалах в соответствии с графиком основного производственного процесса;
6) структурированный перечень сырья и материалов;
7) данные о запасах, открытых заказах и сроках выполнения заказов для расчета времени и объема заказов материалов.
Планирование потребностей в товарах, сырье и расходных материалах придерживается следующих принципов:
1) согласование потребностей в материалах (комплектующих) и плана производства готовой продукции;
2) разбивка по времени.
Еще одной важной логистической задачей является ответ на вопрос, у кого закупать. К ней относится принятие одного из двух решений:
• самостоятельно формировать ассортимент, закупая товарные ресурсы непосредственно у изготовителя;
• закупать товарные ресурсы у посредника, который специализируется на разукрупнении производственных партий, формировании широкого ассортимента и поставках его потребителям в скомплектованном виде.
Выбор поставщика
Перечислим и охарактеризуем основные этапы решения задачи выбора поставщика.
1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы:
• объявление конкурса;
• изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. д.;
• посещение выставок и ярмарок;
• переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
2. Анализ потенциальных поставщиков. Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Число таких критериев может составлять несколько десятков. Вот основные из них:
1) информация о положении фирмы на существующем рынке – опыт работы, известность поставщика, репутация, личность руководителя, контингент основных заказчиков, размеры рынка сбыта в настоящий момент и планы на будущее;
2) сложившиеся связи с поставщиком – наличие ныне действующих или уже утративших силу договоров с данной фирмой, перспективы долгосрочного сотрудничества, наличие различных обстоятельств, влияющих на выбор поставщика (родственные связи, взятки), необходимый для обоюдной заинтересованности объем реализации товара;
3) поставляемая продукция – известность, широта ассортимента, качество и внешний вид товаров, соответствие установленным санитарным и техническим нормам, наличие сертификатов;
4) ценовая политика – цены на поставляемую продукцию, их отличие от среднерыночных, возможность предоставления скидок;
5) надежность поставок – соблюдение графика поставок, соответствие заявкам по объему и структуре товаров, осуществление поставщиком транспортных услуг, возможность варьирования различными условиями поставок;
6) прочие факторы – возможность возврата некондиционной продукции, упаковка товара.
В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.
Для организации бесперебойной работы желательно иметь большое число поставщиков, так как это дает следующие преимущества:
1) возможность для успешного проведения переговоров относительно цен, условий поставки или других обязательств;
2) возможность выбора в случае, если один из поставщиков испытывает трудности (трудности могут быть связаны с условиями поставки, качеством продукции и обслуживания);
3) возможность решения проблем, возникающих при увеличении объемов производства или продаж, не предусмотренном текущим планом производства (продаж).
3. Оценка результатов работы с поставщиками. На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам.
Эффективность работы с тем или иным поставщиком оценивается следующими показателями:
1) качество поставок. С ним связана доля заказов, выполненных в соответствии с требованиями потребителя;
2) надежность поставщика – способность предприятия-поставщика удовлетворять в течение определенного промежутка времени требования потребителя, связанные с качеством продукции, сроками и объемами поставок;
3) готовность к поставке – сопоставление поступивших и выполненных заказов. Данный показатель свидетельствует о согласованности сроков выполнения заказов, связанных с потребностями потребителя. Подтверждается сроком выполнения заказа предприятием;
4) гибкость поставки – готовность предприятия выполнить вносимые изменения потребителем изменения в заказе.
Необходимо также постоянно отслеживать, какие меры предпринимает поставщик для обеспечения сохранности количества и качества отгружаемой продукции:
• соблюдение установленных правил упаковки и затаривания продукции, маркировки и опломбирования отдельных товарных мест;
• точное определение количества отгруженной продукции (массы и числа мест, ящиков, мешков, связок, кип, пачек);
• при отгрузке продукции в упаковке оформление для каждого тарного места документа (упаковочного ярлыка, упаковочного листа), свидетельствующего о наименовании, количестве и качестве продукции, находящейся в данном тарном месте;
• четкое и правильное оформление отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о количестве продукции фактически отгружаемому количеству;
• осуществление контроля над работой лиц, занятых определением количества отгружаемой продукции и оформлением на нее отгрузочных и расчетных документов;
• отгрузка (сдача) продукции, соответствующей по качеству и комплектности требованиям, установленным стандартами, техническими условиями, чертежами, рецептами, образцами, эталонами;
• четкое и правильное оформление документов, удостоверяющих качество и комплектность поставляемой продукции (технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве), отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о качестве и комплектности продукции фактическому качеству и комплектности;
• своевременная отсылка документов, удостоверяющих количество, качество и комплектность продукции, получателю; документы высылаются вместе с продукцией;
• соблюдение действующих на транспорте правил сдачи грузов к перевозке, их погрузки и крепления, а также специальных правил погрузки, установленных стандартами и техническими условиями.
Методы закупок
После того как определен поставщик, необходимо проработать методы, которыми будут совершаться закупки. Рассмотрим некоторые из них:
1) прямые закупки – закупки продукции непосредственно у производителей;
2) встречные закупки – закупки у поставщиков, одновременно являющихся и потребителями;
3) лизинг – аренда, например, складского оборудования;
4) новая закупка – ситуация осуществления закупки предприятием, при которой покупатель совершает покупку данной продукции впервые, может потребовать проведения серьезных исследований;
5) обычная повторная закупка;
6) измененная повторная закупка – ситуация осуществления закупки, при которой предприятие-покупатель изменяет спецификацию заказа, цену, условия поставки или поставщика продукции, требует проведения небольших исследований;
7) комплексная закупка осуществляется на основе комплексного решения и не требует принятия каких-либо отдельных решений.
Методы управления закупками:
1) метод увеличения объемов закупок;
2) метод уменьшения объемов закупок;
3) метод прямого расчета объемов закупки.
Метод увеличения объемов закупок предполагает:
1) учет спроса на конкретные виды продукции для принятия решения об их закупках;
2) анализ спроса в течение, по меньшей мере, 12 месяцев для учета всех возможных видов сезонных колебаний;
3) определение достаточного объема спроса на протяжении 12 месяцев для создания запасов конкретного вида продукции;
4) принятие решения о создании запасов в зависимости от числа заказов на конкретные виды продукции, а не от количества проданных видов продукции.
Метод уменьшения объемов закупок предусматривает:
1) ежемесячный анализ статистики сбыта продукции, не пользующейся спросом;
2) определение на основании статистики сбыта тех видов продукции, объем запасов которых следует сократить;
3) выработку критериев, на основании которых определяется необходимость уменьшения или ликвидации конкретных видов запасов продукции;
4) сведение к минимуму доли медленно реализуемых видов продукции на основе учета показателей объема запасов продукции.
Метод прямого расчета объемов закупок (вычисление средних величин без учета динамики и цикличности спроса) предполагает определение:
1) периода времени, для которого осуществляется расчет;
2) общего количества проданной продукции на основании статистики продаж за выбранный период времени;
3) средней величины запасов (в неделях) путем деления общего количества проданной продукции на число недель в выбранном периоде.
Концепция Just-in-time (Точно в срок ТВС)
Одним из технических приемов закупочной логистики является система поставок «точно в срок» (система ТВС). Она основана на том, что в звено не должно поступать никаких материалов, пока в этом звене не возникнет в них необходимость, например доставка к моменту монтажа или непосредственно в торговый зал магазина.
Сущность системы «точно в срок» заключается в том, что спрос на любом участке цепи определяется спросом, предъявленным в конце ее. Пока нет спроса в конце цепи, продукция не производится и не накапливается, не заказываются и не накапливаются комплектующие.
Общепринятое определение гласит, что система поставки «точно в срок» – это система производства и поставки комплектующих или товаров к месту производственного потребления или к моменту продажи в торговом предприятии в нужное время и в требуемом количестве.
Традиционная схема снабжения предусматривала поставку в несколько этапов:
• поставщик;
• выходной контроль поставщика;
• экспедиционный склад;
• склад входного контроля;
• основное хранилище;
• подготовка к потреблению;
• производственное потребление.
В системе ТВС этапов значительно меньше:
• поставщик;
• выходной контроль поставщика;
• производственное потребление.
Таким образом, контроль качества у потребителя системой ТВС не предусмотрен. Следовательно, эту функцию должен взять на себя поставщик. В этих условиях наличие некачественных изделий в поставляемой партии недопустимо.
Отношения между поставщиком и покупателем, позволяющие применить систему ТВС, должны носить характер длительной хозяйственной связи и строиться на долгосрочных контрактах. Лишь тогда можно достичь согласованности в вопросах совместного планирования и необходимого уровня технико-технологической сопряженности, научиться находить экономические компромиссы.
Система ТВС предусматривает работу потребителей с гораздо более низким запасом, чем в условиях традиционного снабжения. Следовательно, повышаются требования к надежности всех участников логистического процесса, в том числе и к транспортировкам. Поэтому если в условиях традиционного снабжения при выборе перевозчика в первую очередь обращают внимание на перевозочные тарифы, то в системах ТВС предпочтение отдается перевозчику, способному гарантировать надежность соблюдения сроков поставки.
Применение системы ТВС позволяет резко сократить запасы, как производственные, так и товарные, сократить потребности в складских мощностях, персонале.
Система ТВС требует для внедрения значительных усилий. Следовательно, для ее разработки должна осуществляться дифференциация ассортимента поставляемых товарных или производственных ресурсов с целью выделения наиболее значимых позиций, работа с которыми по методу ТВС может дать наибольший эффект.
Сформулируем основные слагаемые эффекта от использования ТВС:
• исключается ряд операций из технологической цепи поставок;
• сокращаются текущие запасы, так как предметы труда поступают либо в цех, либо в торговый зал;
• сокращаются страховые запасы, так как увеличивается надежность поставок за счет перехода на долгосрочные отношения с проверенными поставщиками и перевозчиками;
• сокращаются запасы в пути, так как сокращается время доставки за счет использования расположенных вблизи поставщиков;
• улучшается качество товара, так как используются поставщики, качество продукции которых сертифицировано;
• увеличивается надежность поставок, так как возникает совместная заинтересованность в функционировании ТВС.
Отметим также отдельные проблемы, стоящие на пути внедрения системы ТВС:
• требования потребителя к качеству, которые приводят к увеличению затрат поставщика и могут восприниматься последним как завышенные;
• сокращение степени диверсификации, что создает проблему, обусловленную возрастанием коммерческого риска от ориентации на одного контрагента;
• удаленность потребителя может сделать частые поставки небольших партий невыгодными для поставщика;
• расписание поставок, которое используется в системах ТВ С, должно позволять получать товары по мере надобности, тогда как для поставщика более приемлемо расписание, характеризующееся стабильностью поставок по размеру и во времени;
• размер партии и периодичность поставок. Данная проблема возникает в связи с возможным отличием в оценках поставщика и потребителя экономически целесообразных для них размера партий и периодичности поставки.
Основные задачи, которые необходимо решить в процессе проектирования и внедрения ТВС:
1) в области отношений с поставщиками:
• поиск близко расположенных поставщиков;
• переход на длительные хозяйственные связи;
• пролонгация договорных отношений с проверенными поставщиками;
• стимулирование поставщиков к внедрению системы ТВС;
• поддержка бизнеса поставщиков за счет долгосрочного планирования и гарантированности закупок;
• концентрация отдаленных поставщиков;
• вывод закупочных цен на приемлемый для обеих сторон уровень;
• организация безбумажного информационного обмена;
2) по объему поставок:
• поддержка устойчивой скорости закупок, согласованной со скоростью производства;
• обеспечение возможности частых поставок малыми партиями;
• работа с переменным размером единичной поставки при фиксированном общем объеме поставок по контракту;
• поощрение поставщиков за готовность упаковывать товары в требуемых объемах;
3) в области качества поставляемой продукции – тесная взаимосвязь персонала, ответственного за качество у продавца и у покупателя;
4) в области отгрузки:
• составление и четкое соблюдение расписания прибытия грузов;
• использование постоянных, проверенных извозчиков;
• заключение долгосрочных контрактов на комплексное логистическое обслуживание, включающее в себя складирование и транспортировку.
На основе системы ТВС разработан так называемый метод быстрого реагирования. Он представляет собой метод планирования и регулирования поставок товаров на предприятия розничной торговали и в распределительные центры, в основе которого лежит логистическое взаимодействие между торговым предприятием, его поставщиками и транспортом.
Метод быстрого реагирования основан на использовании трех технологий и новой концепции бизнеса.
Технология первая: автоматическая идентификация штриховых товарных кодов. Позволяет быстро и эффективно собрать точную и детальную информацию о том, что в данный момент продается.
Технология вторая: электронный обмен данными. Это не только Интернет, но и комплекс стандартов, позволяющих предприятиям оперативно обмениваться большими объемами документированной информации.
Технология третья: автоматическая идентификация грузовых единиц (например, транспортировочных контейнеров).
На уровень качества обслуживания в системе закупок предприятия оказывают влияние следующие факторы:
1) скорость выполнения заказа (время от момента отправки заказа до получения продукции);
2) возможность срочной доставки продукции по специальному заказу;
3) готовность поставщика принять обратно поставленную продукцию, если в ней обнаружен дефект, и заменить в кратчайший срок качественной продукцией (или принять обратно продукцию без выяснения причин отказа от нее);
4) обеспечение различных объемов партий отгрузок продукции;
5) умение выбрать наиболее подходящий вид транспортировки;
6) наличие эффективно функционирующей службы обслуживания потребителей;
7) наличие надежно функционирующей распределительно-складской сети;
8) достаточный уровень запасов продукции;
9) уровень цен, по которым предоставляется обслуживание потребителям.
Правовые основы закупок
Точка, в которой служба распределения поставщика передает управление материальным потоком службе закупок покупателя, определяется условиями франкировки груза, закладываемыми при заключении договоров поставки. Термин «франко» обозначает порядок учета в цене изделия издержек по доставке продукции потребителю. В договоре поставки термин «франко» указывает на то, до какой точки на пути движения продукции к покупателю издержки, связанные с транспортировкой и страховкой, несет поставщик.
Условия франкировки груза обозначают (в определенной степени) границу между сферами деятельности службы сбыта поставщика и службой снабжения потребителя.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА