Состояние российского линейного флота перед Русско-Японской войной.

Влияние Цусимского сражения на развитие линейного флота в Российской Империи.

Курсовая работа

студента 3 курса

очного бюджетного отделения

гр. 07341-ДБ

Семенова И.С.

Научный руководитель:

док. ист. наук,

доцент, Костров А.В.

Иркутск 2016

Содержание

Введение Стр. 3-4

1 Состояние российского линейного флота перед Русско-Японской войной Стр. 5-16

2 Цусимское сражение. Разбор и выводы Стр. 16-23

2.1. Сражение в Цусимском проливе. Стр. 16-20

2.2. Разбор технической части сражения и выводы. Стр. 20-23

3 Влияние Цусимского сражения на развитие российского линейного флота. Стр. 23-28

Заключение Стр. 29

Введение

Актуальностьработы состоит в необходимости детального рассмотрения каждого конкретного промежутка эволюции военно-морского флота России для понимания всего процесса эволюции флота, которое в свою очередь нужно для того чтобы понимать какой путь развития флота лучше всего избрать. Со времени Цусимского сражения прошло уже 111 лет, но тем не менее понимание ошибок, которые выявило практическое применение кораблей, разработанных во время долгого мира актуально и сейчас, когда в условиях отсутствия крупных конфликтов с применением флота ведется активная разработка новых боевых кораблей. В условиях политической напряженности сильный военно-морской флот должен быть обязательным атрибутом государства, которое продвигает самостоятельную политику.

Отечественная историография темыкрайне обширна. Одним из первых о битве написал русский теоретик Н.Л. Кладо в «Современная морская война. Морские заметки о русско-японской войне». В связи с революционными событиями в России в современной битве период битву часто использовали в политических целях, например, в критике царизма ее использовал В.И. Ленин[1]. В Советский период работы с подобной тематикой часто издавал Воениздат. Примером авторов того времени можно назвать Б. Колчигина и Егорьева Е.В. В период до 1956 года выходит много произведений на Цусимскую тематику от представителей российской миграции. «Цусимский бой» Г. Александровского — последняя книга на эту тему, вышедшая из-под пера представителя русского зарубежья[2]. С их появлением завершается первый этап развития историографии цусимской темы. В постперестроечную эпоху количество материала и плюрализма в нем выросла в разы. Причем часто все уходит в сторону альтернативной истории. Начавшийся публиковаться в 1991 году журнал «Наваль» уже в первом номере коснулся этой темы.

Среди других источников можно отметить мемуары «Путь к Цусиме»[3] составленные по неопубликованным письмам Зиновия Рожественского своей жене Ольге. Также мемуары Кичитаро Того, племянника Хэйхатиро Того, «Военно-морские битвы Русско-Японской войны» опубликованные на английском языке[4].

Объектом исследования является российский линейный флот в период с 1890 года по 1917 год.

Предметом изучения является рассмотрение изменения пути развития российского линейного флота исходя из опыта Цусимского сражения.

Целью исследования является установит влияние, оказанное Цусимским сражением на послевоенные линейные корабли Российской Империи.

Задачи исследования:

1.Определив конкретный тип подходящих под исследование кораблей изучить их развитие вплоть до Русско-Японской войны.

2.Изучить Цусимское сражение. Разобрать его техническую часть и сделать выводы.

3.Рассмотреть изменения, которые вызвал полученный в Цусимском сражении опыт на выбранный тип кораблей.

Глава I:

Состояние российского линейного флота перед Русско-Японской войной.

Российский Императорский Флот вошел в 20-й век одним из мощнейших флотов в мире. Еще 1881 году, при императоре Александре III была принята двадцатилетняя программа строительства флота, призванная усилить флот, который после Крымской войны был в упадочном состоянии. Уже к 1896 году в строй ввели 12 броненосцев[5]. Пришедший к власти в 1894 году император Николай II разделял морскую доктрину американского военного Альфреда Мэхэна которая провозглашала борьбу за господство на море самой сутью войны и отдавала главную роль в битве за нее линейному флоту. К 1904 году в составе Российского Императорского флота было 27 линейных кораблей: броненосцев береговой охраны, броненосцев II класса и эскадренных броненосцев от новейших кораблей до реликтов 30-ти летней давности.

Несмотря на разнообразие классов, основным и новейшим типом линейного корабля был эскадренный или «классический» броненосец. Это была последняя веха эволюции броненосца, оформившаяся в металле на британских кораблях типа «Трафальгар», спущенных на воду в 1890 году. В Западной традиции броненосцем основоположником класса считается тип «Маджестик» 1895 года выпуска, в то время как «Трафальгар» и последовавший за ним «Ройал Соверен» принято считать кораблями «пробного периода». Но фокусируясь в этом исследовании на русском флоте нужно отметить, что основоположником данного класса в России является броненосец «Наварин» (о преемственности типов будет сказано ниже), прототипом которого был именно тип «Трафальгар», тем более что в целом и «Трафальгар» и «Маджестик» принадлежат к описанному ниже стандарту[6]. Основной чертой этого стандарта кораблей стало вооружение: 4 орудия крупного калибра, сгруппированные попарно в башнях, расположенных в оконечностях корпуса и батарея среднекалиберных орудий, находящих на цитадели в середине корпуса. Определенным стандартом являлся и калибр орудий главного калибра. Большинство подобных судов носили 305 мм орудия, в русском флоте иной калибр (254 мм) имел лишь «Пересвет» и «Ростислав», 279 мм орудиями пользовались в немецком флоте, а 330 мм – в американском. Интересным моментом было оснащение линейных кораблей торпедными аппаратами, до сих пор не известно добивались ли броненосцы торпедных попаданий. Водоизмещение такого судна составляло от 10 до 16 тысяч тонн (поздние экземпляры могли достигать и 18). Корабли этого типа, исходя из названия, обладали тяжелым бронированием, которое представляло собой сложную систему. Сосредоточившись, в рамках исследования, на Российском линейном флоте следует в первую очередь упомянуть цитадельную схему бронирования. Суть данной схемы заключалась в прикрытии центральной части корпуса, от носовой башни до кормовой, так называемой цитадели, мощным броневым поясом по ватерлинии, дабы прикрыть машинное отделение и артиллерийские погреба и за счет мощного бронирования обеспечивать запас плавучести в случае повреждения небронированных оконечностей корабля. К 90-м годам была довольна развита горизонтальная защита в отличие от основного пояса простившаяся на всю длину корабля. Первоначально имея лишь верхнюю бронированную палубу, броненосцы получили от бронепалубных крейсеров нижнюю бронепалубу со скосами. Эта палуба лежала прямо над машинным отделением служа дополнительной защитой в случае пробития броневого пояса, а также, в комплекте с верхней броней палубой, служила защитой от снарядов, которые прошли выше основного пояса. Тем не менее и в 90-е и в последующие годы вплоть до межвоенного периода горизонтальная защита не была достаточно эффективной. В качестве типичного примера этой схемы можно привести упомянутый выше броненосец «Трафальгар». Броневой пояс распространялся почти на 70% корпуса и имел толщину от 356 до 508 мм, оканчивался этот пояс 400 мм бронированными переборками. Оконечности имели лишь нижнюю бронированную палубу со скосами толщиной в 75 мм. Каземат со средним калибром располагался по центру корпуса и имел броню в 450 мм. Более чем внушительное бронирование судов этого класса делало их почти неуязвимыми на время появления, хотя слабо бронированные оконечности были уязвимы перед фугасными снарядами, а слабая горизонтальная защита, суммарная толщина которой в самом толстом месте едва ли достигала четверти пиковой толщины бронепояса, делала корабль уязвимым к попаданиям в палубу и заброневым разрывам снарядов. Другой схемой бронирования, примененной в России лишь на заказанном во Франции «Цесаревиче» и созданных по его образу кораблях типа «Бородино», была французская схема. При схожих принципах горизонтальной защиты сильно отличалось строение вертикальной: отказываясь от короткого, но толстого бронепояса в жизненно важных местах, французские инженеры использовали пояс средней толщины, но прикрывающий весь борт корабля целиком, не оставляя слабых оконечностей без прикрытия. Силовой установкой для судов такого типа служили паровые машины тройного расширения, работающие на угле. Стандарт скорости эскадренных броненосцев составлял от 15 до 18 узлов. Далее мною будут описаны основные моменты развития российских эскадренных броненосцев.

Первым представителем этого класса в России стал «Наварин» спущенный на воду в 1891 году (в эксплуатацию по причине долгих испытаний вступил лишь в 1896). Он почти полностью повторял английский «Трафальгар» в плане расположения вооружения и схемы бронирования, но броня его была заметно тоньше, в частности в нижнем каземате было 305 мм против 450 мм у англичанина, а в центре основного пояса – 406 мм против 508 мм. Бронепояс так же, как и на английском корабле прикрывал 70% длины корпуса и был 2.18 метра в высоту, башни имели круговое 305 мм бронирование. Основное вооружение корабля составляли 4 устаревших 305 мм орудия длиной 35 калибров, стрелявших еще дымным порохом и 8 казематных 152 мм орудия длиной 35 калибров по 4 на борт. В целом корабль был похож на прототип: тот же низкобортный гладкий корпус с казематами и надстройкой посередине корпуса. Водоизмещение судна составило 10206 тонн. Низкий борт плохо сказывался на мореходности и скорости судов (максимальная скорость «Наварина» составляла 15,6 узлов), но для условий Российских Черноморского и Балтийского флота мореходные характеристики «Наварина» были вполне пригодны. На момент окончания строительства «Наварин» стал мощнейшим кораблем флота. Его схема вооружения станет образцовой для российского флота вплоть до появления первых российских дредноутов. В недостатки можно зачислить низкую скорость, плохую мореходность, и слабые возможности по борьбе с миноносцами и устаревшую артиллерию. Несмотря на это к моменту Цусимского сражения, это судно было довольно мощной боевой единицей.

После спуска «Наварина» на воду в 1891 году были заложены два одиночных проекта которые были сделаны на его основе. Первым стал «Сисой Великий». Хоть на стадии разработки он основывался на более ранних кораблях типа «Император Александр II», но в итоге стал чуть увеличенной версией «Наварина» с высоким надводным бортом. На корабль были установлены новейшие 305 мм орудия главного калибра длиной в 40 калибров и 152 мм орудия среднего калибра системы Канэ длиной в 45 калибров, количество которых в прочем было снижено до 6. Увеличившийся в высоту корпус потребовал дополнительного 127 мм бронепояса между основным и казематами. Основной пояс, аналогичный по толщине, высоте и длине тому что использовали на «Наварине». Броня казематов также, как и верхний броне пояс состояла из 127 мм плит. Спущен на воду в 1894 году. Скорость корабля составляла 15.6 узлов, а водоизмещение 10400 тонн. Вторым кораблем, так же основанным на «Наварине», стал «Три Святителя». Он не имел такого высоко борта как «Сисой Великий», собственно поэтому схема бронирования не претерпела изменений, но была значительно увеличена толщина, теперь в бронепоясе она варьировалась от 406 мм до 457 мм. Башни и казематы усилили до 406 мм. Чтобы не испытывать задержек с постройкой, как с предыдущими кораблями, броню заказали в Англии. Аналогично с «Сисоем Великим» установили новейшие пушки главного и среднего калибра, но количество последних, в следствии того, что корпус во многом был схож с корпусом «Наварина», в частности в строении казематов, было увеличено до 8. Водоизмещение, по сравнению с предшественниками возросло до 13381 тонн. Несмотря на это он был быстрее «Наварина» и «Сисоя» имея максимальную скорость в 17 узлов. Это стало следствием того, что агрегаты для машинного отделения также закупали в Англии. Спущен на воду в 1893 году.

В 1892 году были заложены первые серийные «нормальные» броненосцы типа «Полтава». Серия состояла из трех кораблей: «Петропавловск», «Севастополь» и «Полтава». Проектировались корабли, как и «Сисой Великий», с оглядкой на устаревший тип броненосца, в данном случае «Император Николай I», только со схемой вооружения от «Наварина», но в итоге в качестве прототипа выбрали «Сисой». В итоге получились мореходные броненосцы с высоким бортом. Схема бронирования следственно была взята с «Сисоя». Также имелся главный пояс длиной в 73 метра, и высотой 2.29 метра, уходящий на половину под ватерлинию, и имеющий пиковую толщину 368 мм. С кормы и носа пояс замыкался переборками в 203 мм и 229 мм соответственно. Верхний пояс был длиной 50 м, высотой 2.29 и толщиной 127 мм. Броневая палуба имела над главным бронепоясом толщину 51 мм, а в оконечностях увеличивалась до 76 мм. Корабль не имел казематов, 8 152 мм орудий попарно располагались в башнях с круговым бронированием в 127 мм, по две на каждый борт. Еще четыре пушки, по две на борт, не имели бронирования. Башни главного калибра имели броню толщиной 254 мм. Уменьшенная толщина, по сравнению с предшественниками, была обоснована использованием так называемой «гарвеевской» брони. Это было передовое на тот момент достижение металлургии, которое превосходило по прочности, использовавшиеся ранее никелевую и сталежелезную броню. Доподлинно неизвестно чем бронировались корабли этой серии и как различалось их бронирование в зависимости от этого, поэтому здесь приведены известные данные о броненосце «Севастополь». Главный калибр на этих судах был аналогичен предшественникам: 4 40-ка калиберных орудия калибра 305 мм. Водоизмещение судов 11500 тонн, скорость 16.2 узла. «Полтава» и «Петропавловск» были спущены на воду в 1894 году, «Севастополь» в 1895 году.

Далее был «Ростислав» задуманный как малый морской эскадренный броненосец, для действий в акватории Черного моря. Корпус был почти полностью аналогичен корпусу «Сисоя Великого», в связи с расположение вспомогательных пушек в башнях был существенно уменьшен каземат. Аналогично «Сисою» имелось два бронепояса. Нижний бронепояс был от 254 мм в оконечностях до 368 в центре, верхний 152 мм. При почти одинаковом с «Сисоем» водоизмещении корпус был меньше, что вызывало существенный перегруз, в результате чего нижний бронепояс был целиком под водой. Бронепалуба 63.5 мм с 76 мм скосами. Башни ГК – 254 мм, среднего – 152 мм. Вооружение состояло из 4 254 мм/45 пушек и 8 152 мм пушек Канэ расположенных в 4 башнях. Скорость корабля составляла 15.8 узлов, водоизмещение 10520 тонн. Спущен на воду в 1896 году.

Следующий тип эскадренных броненосце выбивается из ряда предыдущих кораблей. Броненосцы серии «Пересвет» запланированы как быстрые океанские броненосцы, нечто среднее между эскадренным броненосцем и броненосным крейсером, поэтому данные корабли не похожи на предшественников. Во главу угла была поставлена скорость, поэтому пришлось жертвовать вооружением и бронированием. Для повышения мореходности от плоского корпуса предыдущих кораблей перешли к корпусу с полубаком, что повышало высоту надводного борта в носовой части, уменьшало заливаемость палубы при высоком волнении и повышало мореходные качества, при этом экономя вес. Главный пояс в длину был 93 м (при общей длине судна в 132 м) в высоту имел 2.29 м, половина пояса, при нормальной осадке, уходило под воду. С обоих концов замыкался 178 мм переборками. Максимальная толщина 229 мм, в районе башен 178 мм. Верхний пояс длиной 49 м и толщиной 102 мм прикрывал казематы и машинное отделение. Бронепалуба в районе главного пояса имела толщину 50 мм, в оконечностях от 63 до 82 мм. Башни главного калибра- 229 мм, их барбеты- 203 мм. Казематы были прикрыты 127 мм броней, плюс 63 мм щиты каждого орудия. Главным калибром были 254 мм орудия длиной в 45 калибров. Новшеством были электроприводы башен, которые были применены вместо привычных, гидроприводов. Средний калибр включал одиннадцать 152-мм орудий системы Канэ с длиной ствола 45 калибров. Восемь из них располагались в четырёх двухъярусных казематах по углам верхней цитадели (пушки стояли на батарейной и верхней палубах; крышей казематов служила навесная палуба), ещё два — в двух центральных казематах на верхней палубе (по одному с каждого борта), а последнее — в носовой части под палубой полубака, но защищалось лишь щитом. Обширным был противоминный калибр – 20 75 пушек Канэ длиной в 45 калибров, по 10 стволов на борт. Скорость, ради которой создавался этот корабль, составила 18 узлов, что превышало скорость многих современных эскадренных броненосцев, но крейсера все еще были значительно быстрее «Пересветов». Полное водоизмещение кораблей серии 14790 тонн. «Пересвет» и «Ослябя» спущены на воду в 1898, а «Победа» в 1900. В целом эта серия кораблей оказалась неудачной. Жертва бронированием и артиллерией в надежду на скорость не оправдалась, гораздо мощнее вооруженный и бронированный «Цесаревич» обладал той же скоростью, большинство крейсеров были значительно быстрее. Не имея полного бронепояса после столкновения с любым крейсером «Пересветы» рисковали пасть жертвой обстрела фугасами. В итоге в погоне за странной целью в виде «мегакрейсера-рейдера» были получены очень странные, неэффективные корабли.

Далее последовал заложенный в 1897 году, ставший в последствии легендарным броненосец «Князь Потемкин-Таврический». Прототипом для нового судна стал броненосец «Три Святителя», но применялись и элементы других судов флота. От «Пересвета» был позаимствован полубак, обеспечивший хорошую мореходность. На корабле впервые в Российском флоте было применено отопление котлов мазутом, и управление огнем с центрального артиллерийского поста. Схема бронирования не соответствовала прототипу, более напоминая «Сисой Великий», тем более что в следствии использования более современной «гарвеевской» брони, толщину плит уменьшили вдвое по сравнению с аналогичными на «Трёх Святителях». Имелся основной пояс длиной примерно в 70% корпуса, высотой в 2.29 м и максимальной толщиной в 229 мм. В районе башен толщина пояса была 203 мм. Верхний пояс имел толщину 152 мм, казематы – 127 мм. Башни – 254 мм, их барбеты – 178 мм. Бронепалуба имела в оконечностях толщину 51 мм. Вооружение – 4 305 мм орудия длиной в 40 калибров, 16 152 орудий Канэ, располагавшихся в казематах, и 12 75 орудий Канэ. Основной массив орудий вспомогательного калибра располагался в каземате в центральной части корпуса, 4 орудия были вынесены в казематы на уровне носовой башни. Водоизмещение судна 13500 тонн, скорость 16 узлов. Спущен на воду был в 1900 году.

В связи с загруженностью российских верфей постройку двух новых судов для Тихоокеанского флота передали на американскую верфь Крампа в Филадельфии. Этими кораблями стали бронепалубный крейсер I-ранга «Варяг» и эскадренный броненосец «Ретвизан». На этапе проектировки в качестве основы для броненосца предлагали использовать американский броненосец «Айова», но окончательный выбор был сделан в пользу «Пересвета». В итоге, корабль, родивший в результате долгих прений между американскими и русскими инженерами, прототип мало напоминал. Судно имело типичный для американских броненосцев высокий гладкий корпус без каких-либо намеков на полубак. Также американцы обеспечили для корабля такое непривычное для российского флота того времени новшество, как систему обеспечение непотопляемости. Броня состояла из стали разработки немецкой компании Крупп, которая по сути представляла собой аналог «гарвеевской», но с увеличенной стойкостью, которую можно оценивать, как 1 к 0.8 в пользу Круппа. Основной пояс состоял из 17 броневых плит, простиравшихся на 78 м, они имели максимальную толщину 229 мм и высоту 2.14 м. половина пояса при нормально осадке находилась под водой. Верхний пояс имел такую же длину (что уже довольно нетипично для русского флота) высоту 2.3 метра и толщину 152 мм. Находящийся выше каземат имел 127 мм броню, на втором ярусе каземата аналогично были бронированы два 152 мм орудия. Башни – 229 мм, барбеты – 203 мм. Главный калибр – 4 40-ка калиберных 305 мм орудия. Вспомогательный – 12 152 мм орудия Канэ, по 6 на борт, располагавшиеся в центральном каземате. Противоминный – 20 75 мм орудия Канэ, 14 располагались в казематах вдоль корпуса, 8 у передней башни, 6 у задней, остальные 6 в центральном каземате. Полное водоизмещение 12902 тонны, скорость 18 узлов. Спущен на воду в 1901 году.

Одновременно с американским заказом подобный заказ был сделан во Франции. По этому заказу был разработан проект эскадренного броненосца «Цесаревич», который, наряду с созданными по его образу «Бородино», станет редким образчиком французской школы строительства броненосцев в Российском Императорском флоте. Заложен этот корабль был в 1898 близ Тулона. Корабль явно отличался от всего что было ранее в русском флоте. Корпус не имел ярко выраженного полубака, лишь немного возвышался ближе к носу. Самой яркой особенностью был типичный для французских броненосцев завал верха корпуса внутрь, придавая кораблю неповторимый «пузатый» вид. Такой прием снижал вес верхней части корабля, повышал остойчивочивость и снижал качку в условиях штормовой погоды. Предложенная схема расположения орудий среднего калибра в башнях также выигрывала от такого строения корпусу: две башни выносили прямо на завал, и они получали сектор обстрела, немного превышающий 180 градусов, что несомненно было удобно для управления огнем. Впервые в русском флоте применили французскую схему бронирования. Основной бронепояс простирался на всю длину корабля имея толщину от 120 мм в оконечностях до 250 мм в центре корпуса, нижняя часть бронепояса имела толщину 170 мм на всем протяжении. Бронепояс был высотой в 2 м, при нормальной осадке на три четверти располагающийся ниже ватерлинии. По верней кромке пояса располагалась бронепалуба толщиной в 40 мм, над ней, на уровне батарейной палубы, еще одна, толщиной 50 мм. Башни главного калибра имели броню 275 мм, их барбеты – 250 мм. Башни вспомогательного калибра – 152 мм, их барбеты - 125 мм. Все бронирование выполнялось из Крупповской стали. Такое бронирование многократно повышало стойкость корабля под обстрелом фугасами из орудий среднего калибра по сравнению с кораблями с цитадельной схемой бронирования. Также впервые в русском флоте корабль получил противоторпедную защиту в виде 38 мм переборки располагающейся за обшивкой днища. Вооружение составляли традиционные 4 305 мм 40-ка калиберных орудия и 152 мм орудия Канэ в количестве 12 штук. Последние, как уже говорилось были размещены попарно в башнях. Корабль имел очень высокую для эскадренного броненосца скорость в 18 узлов. Водоизмещение 13380 тонн. Спущен на воду в 1901 году.

«Цесаревич» послужил прототипом для следующей серии русских броненосцев, серии «Бородино», которая стала самой крупной серией броненосцев в русском флоте. Изначально по программе 1895 года планировалось построить 11 судов, но закончено было только 5, что, тем не менее, довольно много. Корпус «Бородино» во многом повторял корпус «Цесаревича»: тут был и завал верхней части корпуса внутрь, со стоявшими на нем башнями вспомогательного калибра, так же от него позаимствовали противоторпедную защиту. В отличие от прототипа у «Бородино» был куда более развит полубак. Бронирование велось по улучшенной схеме «Цесаревича». Основной бронепояс был идентичен, за исключением толщины: верхняя часть бронепояса теперь была толщиной 203 мм в середине и 152 мм в оконечностях, нижняя 102 мм на всем протяжении. При нормальной осадке 2-х метровый пояс уходил под воду лишь на половину. Над ним располагался верхний пояс высотой 1.67 м, толщиной в оконечностях 102 мм и 152 мм в центре. Выше была броня казематов 75 мм орудий, она имела толщину 76 мм. Носовые и кормовые казематы данных орудий по 50 мм. Горизонтальная защита состояла из двух непрерывных броневых палуб – 38 мм нижней и батарейной толщиной 32 мм в средней части и 51 мм в носу и корме. Таким образом, суммарная толщина горизонтальной защиты составляла от 70 до 89 мм, а по бортам в районе батареи достигала 140 мм. Башни главного калибра имели толщину 254 мм, их барбеты 229 мм. Главный и вспомогательный калибр аналогичны «Цесаревичу» вплоть до расположения башен. Противоминный калибр состоял из 20 75 мм пушек Канэ: по 4 в носовой и кормовой казематных батареях и 12 в центральной батарее. «Бородино» имел французские паровые машины, в результате чего его ход был равен ходу «Цесаревича», на остальных кораблях серии стояли отечественные машины меньшей мощности, и ход их соответственно был меньшее – 17.8 узлов. Полное водоизмещение кораблей составляло 15520 тонн. «Император Александр III» и «Бородино» спущены на воду в 1901 году, «Орел» и «Князь Суворов» в 1902, а «Слава» в 1903.

Броненосцы серии «Бородино» стали последними линейными кораблями, что были введены в строй перед Русско-Японской войной. Начиная с «Наварина» российский флот поднялся на качественно новый уровень и с каждым новым кораблем этот уровень существенно повышался. Такие корабли как «Три Святителя» или «Князь Потемкин-Таврический» могли считаться одними из мощнейших броненосцев в мире на момент спуска на воду. Технически флот не отставал от общемирового уровня, но время броненосцев уходило и сражения Русско-Японской войны выявят все недостатки класса и подстегнут развитие морских технологий во всем мире и в первую очередь в России.[7]

Глава II:

Наши рекомендации