Й учебный вопрос. Характеристика препятствий на путях движения и способы их преодоления
В ходе выполнения задач (выхода подразделений в очаг поражения или, вообще, в район выполнения задач при организации различных мероприятий) силы вынуждены обеспечивать передвижение различных колонн. Как правило, такие передвижения осуществляются в ограниченные сроки, часто в сложных местных или метеорологических условиях, при дефиците или отсутствии дорог. В таких условиях на путях сил могут возникнуть различные препятствия, замедляющие или прекращающие движение, требующие проведения специальных инженерных мероприятий, обеспечивающих движение колонн. В связи с этим на альтернативных направлениях движения должно быть установлено наличие возможных препятствий. Выявленные препятствия должны быть оценены на возможность движения через них и, если они окажутся непреодолимыми, то должны быть выполнены соответствующие инженерные мероприятия. Спецификой действия сил ликвидации ЧС является также то, что в ряде случаев им приходится выполнять различные задачи именно на препятствиях.
В соответствии с большим практическим опытом наиболее распространенными характерными препятствиями могут быть участки местности, на которых расположены слабые (сильнодеформируемые) грунты, покрытые снегом или льдом, имеющие на своей поверхности различные местные предметы (объекты) препятствующие движению техники (например, деревья, пни, камни, рвы, овраги и т.п.).
Очевидно, что оценка препятствия не может проводиться безотносительно тех подвижных средств, которые должны двигаться через него или выполнять на нем работы. То есть оценка препятствия является комплексной и при ее решении учитывают как параметры препятствия, так и параметры машин и выполняемых ими рабочих операций.
Обычно возможность движения через препятствие оценивается допустимой скоростью движения по нему. Иногда, особенно при движении по наклонным поверхностям, требуется оценка устойчивости машин от опрокидывания. Реже возникает потребность оценки, в основном при движении по периодическим макронеровностям, возникающих колебаний машин (вертикальных ускорений). Естественно, что в зависимости от решаемой задачи используются соответствующие параметры преграды и подвижного средства (машины).
Потенциально непроходимыми могут быть глинистые переувлажненные грунты, торф, минеральные или органические илы. При больших уклонах местности непроходимыми могут оказаться практически любые грунты. Часть грунтовых поверхностей переувлажняется периодически, в периоды распутиц (весенней и осенней) или в дождливые периоды. Часть грунтовых поверхностей находится в переувлажненном состоянии практически в течение всего года. Это, как правило, участки, расположенные в различных понижениях (депрессиях), с близким расположением уровня грунтовых вод, периодически затапливаемых или находящихся под водой. Наиболее распространены такие участки в виде болот, располагающихся в долинах рек, в приозерных и приморских депрессиях. Озерные и болотные отложения в жарких и сухих условиях представлены засоленными грунтами в виде такыров, солончаков, солонцов.
Болота (местность со слоем торфа свыше 30 см) занимают около 10 % территории РФ ( » 200 млн. га) и являются наиболее труднопроходимым препятствием.
Технические решения, применяемые при их преодолении, зависят от типа болота, наличия сил, необходимых средств, времени и необходимой степени капитальности оборудуемого перехода.
По структуре болота обычно разделяют на три типа:
I тип – болота, сплошь заполненные торфом (сплошные торфяные);
II тип - болота, в которых торф опирается на органический ил - сапропель (сапропелевые);
III тип - болота с торфяной корой (сплавиной), опирающейся на воду (сплавинные).
По месту расположения различают низовые (пойменные) и верховые (притеррасные, водораздельные) болота.
Наиболее приемлемыми техническими решениями на болотах I, П типов являются плавающие насыпи из местных грунтов или устройство временных дорожных покрытий в основном из лесоматериалов. На болотах Ш типа обычно устраивают насыпи с посадкой их на минеральное дно, насыпи на сланях (бревенчатых или фашинных настилах) или эстакады (низководные мосты).
Ширина насыпей поверху принимается равной 3,5 м для одностороннего движения и 7 м - для двухстороннего. Высота насыпи над поверхностью болота должна быть не менее 0,5 м. Заложение откосов I : I. При интенсивном движении на земляное полотно может быть уложен сплошной слой щебня или гравия толщиной 15-20 см по всей его ширине или в пределах полосы наката. Отсыпка грунта производится “ от себя “ самосвалами или бульдозерами.
Временные дорожные покрытия, как правило, укладывают непосредственно на поверхность слабых грунтов (торфа). Они могут быть сплошными (по всей ширине проезжей части) или колейными. В последнем случае размеры колесопроводов и межколейного промежутка определяются для машин из состава колонны с самой широкой и самой узкой колеей.
Обычно проходимость местности вне дорог определяют, производя измерения простейшими приборами - пенетрометрами (рис. 2.1), получая взаимосвязь с их показателями и возможным количеством проходов машин различных типов.
При использовании гиревых ударников, с помощью падающей гири устанавливают количество ударов, необходимое для забивания измерительного штока в грунт. В зависимости от массы гири и длины забиваемого штока используют грунтовые ударники (вес гири 2,5 кг; длина штока 10 см), болотные ударники (вес гири 1,0 кг; длина штока 20 см) и водолазные ударники для обследования затопленных водой грунтов (вес гири 0,5 кг, длина штока 20 см). Количество проходов колесных и гусеничных машин в зависимости от количества ударов гири ударников приведены в таблицах 2.1 и 2.2.
Рис. 2.1. Ручные пенетрометры:
а - гиревой ударник; б - РП-1; в - универсальный пенетрометр; 1 - ручка; 2 - гиря; 3 - шток; 4 - упорный венчик; 5 - наконечник; 6 - фиксатор глубины; 7 - пружина; 8 - гидравлическая система для измерения усилия пенетрации и крутящего момента; 9 - монометр.
Таблица 2.1
Количество проходов колесных машин по грунтовой целине
(грунтовый гиревой ударник)
Количество ударов гири | Количество проходов колесных машин | |
неполноприводных | полноприводных | |
Движение невозможно | 0-1 | |
0-1 | 2-3 | |
1-2 | 4-5 | |
2-5 | 13-15 | |
5-15 | 25-30 | |
15-30 | 35-40 | |
30-50 | 40-50 | |
50-100 | 80-100 | |
100-200 | 300-400 | |
200-400 | 700-800 |
При использовании ручных пенетрометров типа РП-1, при стандартном усилии задавливания конического наконечника (20 или 40 кгс) фиксируют глубину его погружения. Количество проходов различных машин в зависимости от глубины погружения наконечника может быть определено по графику, приведенному на рис. 2.2.
Таблица 2.2
Количество проходов колесных и гусеничных машин по болоту и
заболоченному участку местности
Количество | Количество проходов машин | |||
ударов гири | колесных | гусеничных | ||
болотного гиревого ударника | неполноприводных | полнопривод ных | бронетранспортеры, тягачи | танки |
Движение | невозможно | 0-1 | 0-1 | |
0-1 | 1-3 | 10-11 | 7-8 | |
2-3 | 5-8 | 18-21 | 13-15 | |
4-5 | 8-10 | 24-25 | 17-18 | |
7-8 | 12-15 | 28-31 | 20-22 | |
10-11 | 15-20 | 32-35 | 23-25 |
Применение таких приборов по указанной методике дает весьма приближенную оценку возможности движения, без учета уклона местности, при невозможности определения допустимой скорости движения машин.
Наличие снега на путях движения может существенно уменьшить допустимые скорости движения машин или сделать движение невозможным без проведения специальных мероприятий.
Основным параметром снежного покрова, влияющим на скорость движения по нему, является его глубина. Определенное влияние оказывает и плотность снега.
Снежные отложения возникают при снегопадах, метелях или в результате схода лавин. Наименьшая толщина снега образуется при безветренных снегопадах. В равнинных районах РФ толщина снега, выпадающего за один снегопад составляет обычно 1-5 см, реже - 6-15 см и совсем редко - 16-35 см. В горных районах иногда за один снегопад может выпасть снег толщиной до 1,0 м. Плотность снега, выпадающего в снегопад, колеблется от 0,07 до 0,25 г/см3.
Рис. 2.2. Графики для определения предельного количества машин с помощью пенертометра РП-1
При интенсивных метелях на каждый километр дороги может быть принесено до 5-6 тыс.м3 снега за час. В связи с этим метелевые отложения, называемые снежными заносами, имеют значительно большие глубины (до 5-6 м) и плотность (0,25-0,35 г/см3), а главное, неравномерно распределяются на местности.
Интенсивность метелевого переноса снега зависит от скорости ветра, количества твердых осадков, рельефа, растительности, температуры воздуха. По количеству снега, приносимого к дорогам, и длительности периода метелей на территории РФ выделено 7 зон, в которых количество приносимого к дороге снега в течение зимы колеблется от 10-15 м3/м (перевальные участки).
Обеспечение движения достигается, как правило, расчисткой снега. Применяемые при этом типы машин, схемы их работы, темпы расчистки зависят от глубины снежного покрова.
При организации движения через залесенные участки (при отсутствии на них дорог и просек), если движение между деревьями невозможно или нецелесообразно в связи с малой скоростью движения (обычно на первой передаче), то необходима валка леса с устройством прохода шириной 3,5-4,0 м. для обеспечения одностороннего движения или 6,0-7,0 м для двухстороннего движения.
Наибольший темп устройства проходов (до 1 км/ч) обеспечивает валка деревьев с помощью бульдозеров. При небольшом количестве (до 10 %) несваливаемых деревьев может осуществляться их валка с помощью мотопил, а затем расчистка полосы движения также с помощью бульдозера. При преобладании в лесу несваливаемых деревьев осуществляется сплошная их валка с использованием мотопил на полосе вдвое большей ширины устраиваемого прохода.
Примерный темп валки деревьев мотопилой составляет 8-10 деревьев в час. Сваленные деревья сдвигаются с полосы движения бульдозерами. Пни диаметром до 45 см корчуются бульдозером. При большем диаметре пней их подрывают зарядами ВВ из расчета 20 г на 1 см диаметра пня. После удаления с полосы движения деревьев и пней, ее выравнивают бульдозерами, засыпая воронки от пней грунтом.
При наличии на путях движения лесных завалов, проходы в них устраивают различными способами. Проходы в завалах из деревьев диаметром до 8-10 см проделывают прямым проходом бульдозера (путепрокладчика с рабочим органом в двухотвальном положении). Уширение первоначального прохода (3,0 м) осуществляют последующими прямыми проходами универсальных бульдозеров с рабочими органами в грейдерном положении.
При устройстве проходов в завалах из деревьев большего диаметра применяют схему растаскивания деревьев с помощью автокранов, распиливая предварительно деревья по краям прохода. Темп расчистки при такой организации работ может составить 50-100 м/ч.
Устройство проходов в грунтово-скальных завалах и в завалах от разрушенных зданий, как правило, осуществляют поверху. При этом из материала завала устраивают въездные аппарели, взрывным или механическим способом обрушают нависающие (неустойчивые) элементы завала (камни на склонах, балки, плиты), выравнивают поверхность завала на полосе движения, смягчая поперечный уклон и убирая негабаритные элементы. В ходе работ используют бульдозеры, автокраны и , реже, экскаваторы и самосвалы.
В ряде случаев препятствиями на путях сил ГО при использовании дорог могут явиться разрушенные на них сооружения. Практика показывает, что наиболее распространенным препятствием такого типа является разрушение земляного полотна в результате его размыва или обрушения (при разрушении подпорных стенок на горных дорогах).
Для быстрого восстановления движения целесообразно не отсыпать земляное полотно до прежних размеров, а устраивать аппарели и организовывать движение по основанию разрушенной насыпи, усиливая полосу проезда временными дорожными покрытиями, частичной отсыпкой земляного полотна на ширине обеспечивающей одностороннее движение машин. Если по прорану продолжает течь вода, то целесообразно устройство фильтрующих насыпей из каменной наброски или из бревен, укладываемых вдоль течения и присыпаемых сверху слоем грунта или щебня.
Восстановление земляного полотна на косогорах с уклоном свыше 1: 3 целесообразно осуществлять с помощью устройства простейших подпорных стен, как правило, гравитационного типа. Сократить объемы работ можно восстанавливая земляное полотно обеспечивая только одностороннее движение, понижая отметку бровки.
Подпорные стенки целесообразно устраивать из камня, укладываемого насухо или из габионов, в качестве которых могут использоваться и деревянные ящики.
Заключение
В целях создания наиболее благоприятных условий для выдвижения сил ликвидации чрезвычайной ситуации, вывода эвакуируемого населения, вывоза материальных средств потребуется использование существующих дорог и подготовка колонных путей.
В сложных условиях, возникающих при чрезвычайных ситуациях, специалисты РСЧС и ГО должны предусматривать выполнение комплекса мероприятий по подготовке и содержанию путей движения. Это будет способствовать своевременности проведения АСДНР и успеху их выполнения.
Преподаватель напоминает слушателям тему занятия и рассмотренные учебные вопросы, отвечает на вопросы.
Дает задание на самостоятельную подготовку