Внешний контроль со стороны контролирующих органов власти
Рис.30. Виды контроляв процессе государственного снабжения
91
Несколько иного рода представляет собой внешний контроль в процессе государственного снабжения. Этот контроль прежде всего сводится к контролю за соблюдением государственного законодательства в процессе государственных закупок, осуществляемых государственными организациями как заказчиками, и имеет своей целью недопущение коррупции в данной сфере и минимизацию расходов государства на закупки товаров и услуг в целом.
2.4. ТОРГОВАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СНАБЖЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Торговая функция процесса государственного снабжения есть главная его функция, так как:
• ее результатом является возникновение государственной собственности на товар:
• ее реализация осуществляется на основе конкуренции.
Содержание торговой функции государственного снабжения включает:
1) выбор поставщика (продавца) продукции;
2) заключение государственного контракта на поставку товара:
3) исполнение договора поставки:
• переход прав собственности на купленную продукцию после ее оплаты:
• получение (оформление) необходимых документов, свидетельствующих о праве собственности на продукцию.
Понятие торговой функции государственного снабжения.Торговая функция снабженческой деятельности любой государственной организации по своей сущности состоит в организации заключения и документарного исполнения соответствующих государственных договоров на покупку продукции, а практическое или собственно материальное их исполнение осуществляется в виде процессов транспортировки (физической передачи) закупленной продукции и ее последующего размещения либо на складах государственного распределителя, либо на территории или в помещениях непосредственного ее государственного потребителя (покупателя).
Торговая функция государственного снабжения — это покупка продукции государственной организацией на основе заключения государственного контракта (договора купли-продажи), оплаты этой продукции (обычно деньгами) и оформления документов. свидетельствующих о праве собственности на нее.
92
Место торговой функции двойственно:
1) она занимает начальное место в общей цепочке государственного снабжения, т.е. является его первым этапом по отношению к процессам транспортировки и хранения закупленного товара;
2) она играет самую главную роль среди всех этапов государственного снабжения, так как:
• только в этом случае происходит переход прав собственности на закупленную продукцию к государству в лице государственной организации как заказчика;
• только данный процесс может быть организован как конкурентный процесс в ходе государственного снабжения.
Торговая функция представляет собой начало процесса снабжения, поскольку материально купленная продукция окажется в распоряжении покупателя лишь после ее доставки ему, что обычно означает ее перемещение каким-то транспортом на склад покупателя. Однако юридически купленная продукция превращается в собственность государственного покупателя в результате завершения всех торговых операций, хотя физически самого купленного товара у покупателя еще может и не быть.
Покупка товара занимает центральное место в общем процессе снабжения, поскольку он становится объектом собственности покупателя сразу после факта его оплаты (обмена на деньги), что, в свою очередь, обычно предшествует началу процесса перемещения продукции на склад покупателя. Таким образом, обычно юридически продукция становится собственностью покупателя раньше, чем он будет владеть ею «физически», ибо последнее становится возможным только после материальной доставки этой продукции ему. Процесс транспортировки в данном случае становится необходимым лишь после того, как продукция стала собственностью покупателя. Пока он ее не купил, ему нечего и перевозить. На практике, конечно, случаются и исключения, например, бывают такие ситуации, при которых продукция уже доставлена покупателю, но процесс перехода прав собственности на нее еще не завершился. Однако логическим правилом является естественный принцип: «Сначала оплати товар, а только потом забирай его» (в случае оплаты товара наличными часто имеет место совпадение оплаты и момента передачи товара покупателю).
Продаваемая продукция может одновременно находиться в процессе ее транспортировки или находиться на складе в момент ее продажи покупателю. Все это не имеет никакого отношения к по
купателю, ибо в этих случаях транспортировка и хранение продукции совершаются не государственным заказчиком, а иными участниками рынка. Государственная организация реально займется транспортными вопросами и вопросами хранения только после того, как купит сам товар (хотя предварительно она обязательно должна будет «продумать» эти вопросы, чтобы избежать материальных или денежных потерь).
Итак, как бы ни был организован процесс подготовки к продаже продукции ее производителем или торговцем, товар обычно сначала передается в юридическую собственность государственного покупателя и только потом доставляется ему. В противном случае продавец товара сильно рискует остаться без должной оплаты своего товара.
Процесс снабжения как единство последовательно выполняемых действий, представляющих собой единство материальной и стоимостной доставки, приведен на рис. 31.
Содержание торговойфункции государственного снабжения. Торговая функция, которую осуществляет государственный покупатель в ходе снабженческого процесса, обычно включает следующие основные последовательно совершаемые действия:
• конкурентный выбор поставщика (продавца) продукции;
• заключение государственного контракта, или юридического договора на поставку товаров и услуг для государственных нужд, с тем участником рынка, который оказался победителем в государственном конкурсе или аукционе (или же был отобран иными законными способами);
• исполнение государственного контракта: перечисление государственным заказчиком денег в оплату за продукцию и получение необходимых документов на продукцию. На практике исполнение контракта осуществляется в соответствии с зафиксированными в нем условиями поставки купленного товара, а потому для государственного заказчика важно, чтобы процесс доставки (транспортировки) купленного товара до государственного покупателя был бы сразу оговорен в этом договоре, так как государственная организация в общем случае не должна еще и озадачиваться проблемами транспортировки, что существенно для частных производителей и торговцев. Но в таком случае имеет место стирание четкой теоретической границы между торговой функцией и транспортной функцией процесса государственного снабжения (рис. 32).
94
-
как переход продукции в распоряжение государственной организации _]
4-
Рис. 31. Место торговой функции в снабженческом процессе государственной
организации
Конкурептный выбор (отбор) поставщиков продукции. Обычно на рынке имеется много поставщиков примерно одинаковых товаров, что позволяет государственному покупателю организовать конкурентный выбор лучшего поставщика с позиций цены тона-
Процесс государственного снабжения1
как последовательность операций государственного покупателя
Этап1
Заключение и исполнение государственного контракта
(договора на покупку
продукции),
или торговая функция
Этап1
«Стоимостная доставка» продукции потребителю,
или переход прав собственности
на продукцию
Этап2
Транспортировка
закупленной
продукции, или транспортная
функция
+
Этап2
Материальная доставка продукции, или материальные действия государственного покупателя с закупленной
продукцией
ЭтапЗ
Сохранение (складирование) закупленной продукции, или складская функция
Рис. 32. Составные части торговой функции государственного снабжения
ра и иных условий его поставки. Конкурентный выбор поставщиков по государственным контрактам обычно осуществляется путем организации государственного торга в форме конкурса или аукциона. При этом государственный заказчик сам определяет условия этой конкуренции среди поставщиков, и прежде всего в отношении характеристик закупаемого товара, которые он должен заранее отобразить в условиях торга (в извещении о торгах, в документации к торгам) и которые обязательно включают следующие показатели:
• качество товара (услуги) качество закупаемой продукции должно максимально соответствовать потребностям государственного покупателя. Это качество обыч но выражается в стандартах и технических условиях или иных качественных (полезных, потребительских) характеристиках товаров;
• количество товара государственный покупатель обозначает необходимость закупки нужного ему количества товара, которое может быть закуплено у одного поставщика;
• сроки поставки — сроки, в течение которых должна быть поставлена купленная продукция (один срок или разбивка какого-то периода поставки по срокам);
• гарантии исполнения поставщиком своих обязательств перед государственным заказчиком;
• начальная (предельная) цена государственного контракта (в конечном счете начальная цена единицы товара). В процессе конкурентного отбора продавцов эта начальная цена не может быть превышена, но она может быть понижена в результате конкуренции между потенциальными поставщиками;
• требования по доставке (транспортировке) до покупателя. Государственной организации обычно затруднительно самой профессионально заниматься еще и вопросами транспортировки купленной продукции, поэтому государственный контракт обычно включает покупку товара на условиях его доставки до государственного заказчика (или соответствующего распределительного склада).
Перечисленные группы показателей (факторов) детально конкретизируются в зависимости от вида закупаемой продукции и иных условий, в которых находится государственный покупатель на рынке.
На практике государственные заказчики обычно имеют более- менее устойчивый состав поставщиков, который время от времени меняется, но в целом сохраняется в течение определенного времени, что объясняется либо свойствами самой закупаемой продукции, которую мало кто может произвести на рынке (например, вооружения), либо тем, что сам рынок достаточно монополизирован производителями или торговыми дистрибьюторами, число которых сравнительно невелико, и выбор государственного поставщика в этом случае начинает носить несколько формальный характер, поскольку повышается вероятность сговора между поставщиками и т.п.
Организация заключения и исполнения государственного контракта. Заключению государственного контракта, который, по сути, представляет собой разновидность рыночного договора поставки, предшествует большая подготовительная работа, которая включает обоснование его параметров (содержания) и выполнение необходимых процедур, связанных с его заключением и исполнением.
Обоснование параметров государственного контракта, как и любого договора, опирается на соответствующий анализ функциональной деятельности государственной организации, ее смету расходов и связанные с ней экономические расчеты, которые позволяют установить начальные (предельные) цен ы закупаемых товаров и услуг, их технические (качественные) характеристики, расходы на транспортировку, сроки поставки, необходимость дальнейшего (последующего) технического обслуживания закупленной продукции и т.п.
Сам по себе государственный контракт как договор поставки есть разновидность договора купли-продажи, для которого характерны следующие признаки:
• покупателем по государственному контракту всегда выступает государственная организация, находящаяся на бюджетном финансировании;
• продавцом по государственному контракту является участник рынка, осуществляющий предпринимательскую (коммерческую) деятельность; но возможна ситуация, когда в качестве такого продавца выступает тоже государственная организация;
• предметом государственного контракта в отличие от предмета договора поставки являются не товары, используемые для предпринимательской деятельности, а любые товары,
97
используемые для функционирования государственных организаций.
В стандартном договоре поставки, а потому и в государственном контракте предусматриваются все необходимые условия снабженческого процесса:
• описание поставляемого товара (вид, качество и др.);
• количество поставляемого товара в его естественных измерителях, т.е. в единицах веса, объема, штуках и т.п.;
• цена натуральной единицы товара и общая стоимость поставляемой партии товара, т.е. произведение цены товара на его количество по договору;
• порядок расчетов, т.е. порядок перечисления денег за покупаемую продукцию (форма платежа, сроки платежа и др.);
• сроки и способы поставки купленного товара. Обычно указываются даты (периоды), когда покупатель может самостоятельно забрать продукцию со склада (производителя или торговца) или когда эта продукция должна быть доставлена на склад покупателя;
• другие необходимые условия: обязательства одной из сторон договора по страхованию доставляемой продукции, гарантийные обязательства сторон, штрафные санкции, порядок разрешения споров между сторонами договора и т.п.
В договоре поставки обычно оговариваются еще и следующие моменты:
• договор может заключаться на поставку товара одной партией или отдельными партиями;
• сроки, на которые заключен договор. Часто такого рода договоры имеют достаточно долгосрочный характер, т.е. заключаются на сроки, исчисляемые годами;
• вид транспорта, которым продавец будет отгружать продукцию покупателю;
• порядок принятия товаров покупателем (осмотр, проверка количества и качества и др.);
• порядок возврата многооборотной тары, если таковая имеется, и др.
Снабженческая деятельность государства юридически может быть оформлена только с помощью государственного контракта, а не какого-либо иного договора купли-продажи или договора поставки. Государственный контракт, или договор поставки товаров для государственных нужд, есть универсальная форма договора
купли-продажи, используемая государственными организациями для своей снабженческой деятельности или для установления связей с участниками рынка как продавцами товаров и услуг.
Оплата купленной государственной организацией продукции (услуг) — это действие, которое означает переход товара в собственность покупателя. Государственная организация, как правило, осуществляет оплату только в денежной форме, т.е. путем перечисления денег со своего расчетного счета, открытого в системе казначейства, на расчетный счет поставщика по государственному контракту.
Если у частного покупателя на рынке на момент оплаты товара необходимое количество денег на счете отсутствует, то в общем случае он может взять кредит в банке или даже выписать вексель, т.е. выдать ценную бумагу, которая представляет собой долговое обязательство заплатить через оговоренный срок нужную сумму денег ее предъявителю. В случае государственной организации такая ситуация «неоплаты» в общем случае исключается, так как государственный заказчик размещает заказ на покупку товара только при условии, что он имеет бюджетное обеспечение этой покупки. Государственная организация не может заплатить за купленный товар только в том случае, когда ей не выделяются бюджетные средства под ее смету расходов.
Государственный покупатель получает документы на владение продукцией только после ее полной оплаты в порядке, установленном условиями государственного контракта.
К документам, свидетельствующим о праве собственности государственной организации на купленный товар, обычно относятся сам контракт, платежные документы, товарные накладные, складские расписки и свидетельства, другие товарораспорядительные документы.
Данные документы необходимы не только для того, что забрать купленную продукцию от ее продавца или со склада, но и для внутреннего бухгалтерского учета в государственной организации. В этих документах содержится вся первичная информация о закупленной продукции (количество, качество, цена и др.), которая нужна для ведения учета расходов государственной организации в сопоставлении с ее сметными назначениями.
99