Устройства сцб на станциях
Движение поездов и маневровые передвижения в пределах станции совершаются по определенным маршрутам, в состав которых входят пути и стрелочные переводы, установленные в соответствующее положение. По некоторым из этих маршрутов нельзя одновременно пропускать поезда или маневровые передачи и они называются враждебными (рис. 12.15).
Станционные устройства СЦБ служат для управления стрелками и светофорами и обеспечения таких взаимных зависимостей, которые исключают открытие сигнала при наличии стрелочных переводов не установленных по заданному маршруту, а при открытом светофоре не допускают перевода стрелок уже установленных по заданному маршруту. Т.е. они исключают возможность движения враждебных маршрутов.
Наиболее совершенной системой телеуправления на станциях, независимо от их величины, является электрическая централизация или система ЭЦ. Она позволяет осуществлять централизованное кнопочное управление стрелочными переводами и светофорами с автоматическим контролем их положения, обеспечивая взаимную зависимость стрелок и сигналов конкретного маршрута и разных маршрутов между собой. Для перевода и контроля положения стрелочных переводов в системе ЭЦ используются стрелочные электроприводы. С одного поста можно управлять достаточно большим количеством объектов, расположенных на значительном расстоянии.
Рис. 12.15 - Схема маршрутов четной горловины станции
Перечень маршрутов:
I - транзит по главному пути 1 в оба направления;
II - с пути 2 на перегон, с перегона на путь 2;
III - с путей 3 и 5 на перегон, с перегона на пути 3 и 5;
IV - с путей 3 я 5 на вытяжку 8, с вытяжки 8 на пути 3 и 5;
V - с путей 4 и 6 на вытяжку, с вытяжки 8 на пути 4 и 6.
Враждебные маршруты:
1)I со II, III и IV; 2) II с I, III и IV; 3) III с I, II и IV; 4) IV с I, II, III и V; 5) V с IV.
Одновременно могут выполняться маршруты
1)I и V; 2) II и V; 3) III и V
Система ЭЦ обеспечивает сокращение обслуживающего персонала, Увеличение пропускной способности станции, а также повышение безопасности движения поездов.
Диспетчерская централизация (ДЦ) - это сочетание автоблокировки на перегонах с электрической централизацией стрелок и сигналов на станции на целом участке железнодорожной линии с управлением всей эксплуатационной работой из одного пункта поездным диспетчером.
Для повышения перерабатывающей способности при расформировании и формировании поездов сортировочные горки оснащаются системой устройств горочной автоматической централизации ГАЦ, которая обеспечивает автоматизированное управление всем процессом с использованием компьютеров.
Для руководства движением поездов и работой линейных подразделений железные дороги широко применяют различные виды связи: телефонную, телеграфную и радиосвязь, в том числе с движущимися локомотивами, а также телевидение.
Организация железнодорожных перевозок и движения поездов
Планирование грузовых перевозок
Транспортирование грузов на железных дорогах осуществляется по плану перевозок. Размеры и направление планируемых грузопотоков зависят от географического размещения районов производства и потребления, транспортно-экономических балансов промышленной и сельскохозяйственной продукции этих районов (соотношения между ресурсами и потребностями) и межрайонного обмена
План перевозок является основой для составления других разделов плана работы железнодорожного транспорта: эксплуатационной работы, ремонта технических средств и капитального строительства, финансового и др., а также технических норм (например: нормы пробега подвижного состава, рабочие парки локомотивов и вагонов и др.).
Планы перевозок предусматривают рациональные транспортно-экономические связи, экономически целесообразное распределение перевозочной работы между различными видами транспорта и наиболее эффективное использование технических средств (вагонов, судов, автомобилей) по грузоподъемности, времени и др.
Перевозки планируют в соответствии со схемой нормальных направлений грузопотоков, при которой прикрепление районов производства к районам потребления продукции обеспечивает требования потребителей в данной продукции и наименьшие транспортные затраты. При планировании не допускаются встречные перевозки однородных (взаимозаменяемых) грузов; перевозки, которые целесообразно осуществить другими видами транспорта или в смешанном сообщении и др. Для расчета оптимального плана широко используются ЭВМ.
В связи с переходом к рыночным отношениям основным видом плана перевозок становятся оперативные планы; месячный, квартальный и годовой.