Основные части и характеристики пассажирского вагона
Вагонный парк жд и классификация пассажирских вагонов
Все ЖД вагоны подразделяются на два парка: пассажирский и грузовой. Пассажирский парк составляют вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров, а также почтовые, багажные, вагоны-рестораны, служебно-технические (служебные), санитарные (служебно-санитарные), вагоны-клубы, испытательно-измерительные лаборатории.
Пассажирские поезда сформированные из вагонов пассажирского парка по видам сообщения делятся на:
- дальние (следующие на расстояния свыше 700 км)
- местные (от 150 до 700 км)
- пригородные (до 150 км)
Внутреннее устройство и оборудование вагонов этих видов поездов различно. В вагонах поездов дальнего следования имеются диваны и подъемные полки для пассажиров.
По внутренней планировке такие вагоны делятся на:
- купированные
- не купированные (открытые, плацкарты).
Купированные вагоны подразделяются на жесткие, мягкие, мягко-жесткие, «микст». Вагоны поездов пригородного и местного сообщения рассчитаны на максимальную вместимость, в них установлены только диваны для сидения, а внутренних перегородок нет. Местные поезда межобластного сообщения формируются из вагонов с мягкими креслами для сидения. Для пригородного сообщения применяются также вагоны электропоездов. Внутреннее устройство почтовых, багажных, специальных вагонов, вагонов-ресторанов определяется их назначением.
Основные части и характеристики пассажирского вагона
Все пассажирские вагоны, независимо от типа и назначения, состоят из кузова, рамы, ходовых частей, ударно-тяговых приборов и тормозов. Кузов цельнометаллического вагона составляет единое целое с рамой. В кузове расположено помещение для пассажиров, оборудованное необходимыми бытовыми и техническими устройствами, которые обеспечивают нормальные условия и необходимый комфорт. Рама вагона сваренная из продольных и поперечных балок является основанием кузова. Она воспринимает тяговые и ударные усилия, а также нагрузки от кузова. К ходовым частям относится тележка, основными узлами которой является рама, люлечные устройства, колесные пары, буксы с роликовыми подшипниками, рессоры и пружины. Тележки предназначены для обеспечения плавного и безопасного движения вагона по рельсовому пути с необходимой скоростью. Ударно-тяговые устройства служат для сцепления вагонов между собой и с локомотивом, для передачи тяговых и сжимающих усилий от одного вагона к другому, а также для удержания вагонов в составе на определенном состоянии друг от друга. Эти устройства состоят из автосцепного оборудования и упругих переходных площадок с буферами. Тормоз служит для замедления скорости движения поезда или для его остановки. Пассажирские вагоны оборудованы автоматическими и ручными тормозами. Основные технико-экономические характеристики вагона: линейные размеры, осность, тара, количество мест, коэффициент тары, коэффициент населенности тары, а в вагонах пригородного сообщения величина тары, приходящаяся на 1 м площади пола. К линейным размерам относятся: база вагона, база тележки, длина и ширина кузова, высота кузова от головок рельса. Базой вагона называется расстояние между центрами пятников тележек. База вагона длиной 23,6 м составляет 17 м и выбирается исходя из условий вписывания в кривые участки и в устойчивости вагона на ЖД пути. Величина базы зависит от длины и ширины вагона, а также от наименьшего радиуса кривых участков рельсового пути на ЖД дорогах. База двухосной тележки определяется расстояние между центрами осей колесных пар. База тележки равна 2400 мм. (Тип вагона КВЗ-ЦНИИ). Длина типового пассажирского вагона 23,6 м. Она определяется расстоянием между наружными торцевыми стенами кузова вагона. При определении длины поезда учитывается длина вагона по осям сцепления автосцепа, которая равна 24,75 м. Ширина и высота кузова от головки рельсов определяется соответствующим габаритом подвижного состава. Осность вагона определяется количеством имеющихся под ним осей (колесных пар). Все пассажирские вагоны – четырехосные, за исключением некоторых вагонов специального назначения, которые имеют шесть осей. Тарой вагона называется величина массы его в порожнем состоянии. Количество мест в вагоне зависит от типа назначения, конструкции вагона и уровня комфорта. Коэффициент тары – это отношение массы тары к числу мест в вагоне, является основным показателем экономичности вагона. Экономичность пассажирских вагонов оценивается также коэффициентом населенности – количеством пассажиров, приходящихся на один вагонный метр длин кузова.