Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. При возникновении ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, водитель должен немедленно поставить в известность старшего диспетчера диспетчерского отдела Службы движения.
4.2. В аварийных ситуациях, когда водитель вынужден произвести высадку пассажиров вне зоны обязательной остановки, он должен приять меры к обеспечению безопасности выхода пассажиров, предупредив их о соблюдении осторожности при выходе.
4.3. Передвижение троллейбусов, не имеющих собственного хода, с неисправностями тормозной системы или другими неисправностями, не обеспечивающими безопасность движения, должно производиться буксировкой. При сцепке и буксировке водитель должен выполнять требования Инструкции по сцепке и буксировке троллейбуса. Буксировка неисправного троллейбуса должна производиться на жёстком сцепном устройстве машиной скорой технической помощи, со скоростью движения не более 20 км/час.
4.4. При возникновении возгорания в троллейбусе водитель должен:
- остановить троллейбус;
- открыть двери для высадки пассажиров;
- отключить все высоковольтные и низковольтные электрические цепи;
- опустить токоприемники и завести под лиры;
- при необходимости вызвать пожарную команду через старшего диспетчера диспетчерского отдела Службы движения;
- приступить к тушению пожара (при применении углекислотного огнетушителя пользоваться хлопчатобумажными рукавицами).
4.5. При неисправности контактной сети водитель обязан остановить троллейбус за 30 метров до неисправного участка, оценить характер повреждения:
- при обрыве контактного провода и падении его на землю или крышу троллейбуса - оградить место падения провода и, до прибытия бригады скорой технической помощи, не допускать в опасную зону на расстоянии менее 5 метров посторонних лиц, предупреждать водителей проходящего транспорта об опасности.
4.6. При обнаружении утечки тока на корпусе троллейбуса водитель обязан:
- остановить троллейбус, отключить высоковольтное и низковольтное оборудование;
- уточнить у пассажиров, где и при каких обстоятельствах «бьет током»;
- высадить пассажиров при соблюдении безопасности движения;
- сообщить о случившемся Старшему диспетчеру диспетчерского отдела Службы движения, линейному работнику;
- произвести сцепку жёстким сцепным устройством с машиной скорой технической помощи (Инструкция по сцепке и буксировке троллейбусов), следовать до троллейбусного парка.
4.7. Если во время работы произошел несчастный случай, водитель обязан немедленно оказать пострадавшему первую помощь, вызвать скорую помощь или принять меры по доставке пострадавшего в лечебное учреждение, доложить о случившемся Старшему диспетчеру диспетчерского отдела Службы движения, руководителю отдела эксплуатации парка. Сохранять, по возможности, обстановку, при которой произошел несчастный случай (если это не сопряжено с опасностью для здоровья людей или длительной задержкой движения), до прибытия должностных лиц, проводящих расследование.
4.8. Последовательность оказания первой помощи:
- устранить воздействие на организм факторов, угрожающих здоровью и жизни пострадавшего (освободить от действия электрического тока, погасить горящую одежду и т.д.), оценить состояние пострадавшего;
- определить характер и тяжесть травмы, представляющей наибольшую угрозу для жизни пострадавшего и последовательность действий по его спасению;
- выполнить необходимые мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности (провести искусственное дыхание, наружный массаж сердца, остановить кровотечение, зафиксировать место перелома, наложить повязку и т.п.);
- поддерживать жизненные основные функции пострадавшего до прибытия скорой медицинской помощи.