Обязательность удаления при возведении земляного полотна плодородных слоев грунта и рекультивация резервов и карьеров
С земель, занимаемых под дорогу и ее сооружения, а также временно занимаемых на период строительства дороги, плодородный слой почвы надлежит снимать и использовать для повышения плодородия малопродуктивных сельскохозяйственных угодий или объектов предприятий лесного хозяйства.
3.5. Снятию подлежит плодородный слой почвы, обладающий благоприятными физическими и химическими свойствами (ГОСТ 17.5.1.03-78), с гранулометрическим составом от глинистого до супесчаного, без ясно выраженного оглеения, с плотностью не более 1,4 г/см3. Наличие на почвенном покрове солонцов и солончаков не должно превышать значений, установленных ГОСТ 17.5.1.03-78.
Плодородный слой почвы не снимается, если рельеф местности не позволяет его снять, а также на участках с выходом на поверхность скальных обнажений, валунов, крупных (свыше 0,5 м) камней.
118.ПРИНЦИПЫ ТРАССИРОВАНИЯ ДОРОГ В РАВНИННОЙ, ХОЛМИСТОЙ, ГОРНОЙ МЕСТНОСТЯХ. На равнинной местности.Трассирование на равнинной местности. На равнинах трассирование возможно по прямым большой длины. Опорными пунктами здесь служат промежуточные населенные пункты, сельскохозяйственные угодья, занятые ценными культурами, границы полей и севооборотных массивов, пересечения рек и т. д. Предельную длину прямых участков дороги обычно ограничивают 3...5 км, так как движение по длинным прямым в открытой степной местности с однообразной придорожной ситуацией утомляет водителя. На равнинной местности трассу намечают в обход участков поверхностного заболачивания, мест с необеспеченным водоотводом, сельскохозяйственных угодий, лесных массивов и рощ в малолесных районах. Трассу прокладывают по местным возвышениям, гривам в обход понижений и замкнутых котловин. Это вносит разнообразие в придорожный пейзаж и обеспечивает надлежащий водоотвод, и устойчивость земляного полотна. На холмистой местности.Трассирование на холмистой местности. Строительство в такой местности усложняется тем, что уклоны по трассе дороги могут на отдельных участках превышать допускаемые. При пересечении холмов, если их уклон больше допускаемого, возможны два варианта: обход холма или его пересечение по прямой с устройством насыпи и выемки. В первом случае .удлиняется трасса, во втором — увеличивается объем земляных работ. Кроме того, устройство дороги в выемке сопряжено с возможностью вскрытия водоносных прослоек грунта и снегозаносимостью выемки. Оптимальную трассу выбирают путем технико-экономического сравнения вариантов.В горной местности.Трассирование в горной местности. Строительство дорог в горах обычно затруднено из-за сложных геологических условий залегания горных пород, наличия осыпей, оползней, бурных водных и селевых потоков, снежных лавин. Здесь трасса дороги в значительной степени подчиняется рельефу. Как правило, ее прокладывают вдоль речной долины по террасам и с заходом в попутные долины, чтобы избежать строительства больших мостовых переходов. Если соединяемые трассой пункты расположены по разным сторонам водораздельного хребта, то его пересечение возможно двумя способами: по поверхности или путем устройства тоннеля.Поверхностную трассу обычно приурочивают к седловине хребта и развивают путем устройства серпантин (С) с тем, чтобы длина трассы была не менее L=> Н : imax, где Н — разность отметок трассы на перевале и в долине; так — наибольший - допускаемый для дороги продольный уклон. Это так называемый перевальный вариант, отличающийся повышенной длиной и наличием частых поворотов небольшого радиуса, требующих снижения скорости движения. Проектирование трассы с устройством тоннеля (тоннельный вариант) значительно сокращает ее длину, однако строительство тоннеля требует больших затрат средств и времени и может выполняться только специализированными строительными организациями. Естественно, что в этом случае выбор варианта решается технико-экономическими расчетами.
140. Общие требования к земляному полотну – устойчивость, постоянство сопротивления нагрузкам и природным воздействиям.6.1. Земляное полотно следует проектировать с учетом категории дороги, типа дорожной одежды, высоты насыпи и глубины выемки, свойств грунтов, используемых в земляном полотне, условий производства работ по возведению полотна, природных условий района строительства и особенностей инженерно-геологических условий участка строительства, опыта эксплуатации дорог в данном районе, исходя из обеспечения требуемых прочности, устойчивости и стабильности как самого земляного полотна, так и дорожной одежды при наименьших затратах на стадиях строительства и эксплуатации, а также при максимальном сохранении ценных земель и наименьшем ущербе окружающей природной среде.
6.2. Земляное полотно включает следующие элементы: верхнюю часть земляного полотна ( рабочий слой ); тело насыпи (с откосными частями); основание насыпи (см. справочное приложение 3); основание выемки; откосные части выемки;
устройство для поверхностного водоотвода;
устройства для понижения или отвода грунтовых вод (дренаж);
поддерживающие и защитные геотехнические устройства и конструкции, предназначенные для защиты земляного полотна от опасных геологических процессов (эрозии, абразии, селей, лавин, оползней и т.п.).
6.3. Природные условия района строительства характеризуются комплексом погодно-климатических факторов с учетом деления территории СССР на дорожно-климатические зоны в соответствии с табл. 20 и обязательным приложением 1.
Особенности инженерно-геологических условий участка следует определять типом местности по условиям увлажнения верхней толщи грунтов и характеру поверхностного стока (таблица 1 обязательного приложения 2), свойствами и условиями залегания грунтов в пределах толщи, принимаемой во внимание при проектировании, геологическими, гидрологическими и мерзлотными условиями и процессами, включая воздействие техногенных факторов (с учетом освоенности территории), геоморфологическими особенностями (рельефом) и др.
По условиям увлажнения верхней толщи грунтов различают три типа местности:
1-й - сухие участки;
2-й - сырые участки избыточным увлажнением в отдельные периоды года;
3-й - мокрые участки с постоянным избыточным увлажнением.
6.4. При проектировании земного полотна следует применять типовые или индивидуальные решения, в том числе типовые решения с индивидуальной привязкой. Индивидуальные решения, а также индивидуальную привязку типовых решений следует применять при соответствующих обоснованиях:
для насыпей с высотой откоса более 12 м;
для насыпей на участках временного подтопления, а также при пересечении постоянных водоемов и водотоков;
для насыпей, сооружаемых на болотах глубиной более 4 м с выторфовыванием или при наличии поперечных уклонов дна болота более 1:10;
для насыпей, сооружаемых на слабых основаниях (см. п. 6.24);
при использовании в насыпях грунтов повышенной влажности;
при возвышении поверхностей покрытия над расчетным уровнем воды менее указанного в п. 6.10;
при применении прослоек из геотекстильных материалов;
при применении специальных прослоек (теплоизолирующих, гидроизолирующих, дренирующих, капилляропрерывающих, армирующих и т.п.) для регулирования водно-теплового режима верхней части земляного полотна, а также специальных поперечных профилей;
при сооружении насыпей на просадочных грунтах;
для выемок с высотой откоса более 12 м в нескальных грунтах и более 16 м в скальных при благоприятных инженерно-геологических условиях;
для выемок в слоистых толщах, имеющих наклон пластов в сторону проезжей части;
для выемок, вскрывающих водоносные горизонты или имеющих в основании водоносный горизонт, а также в глинистых грунтах с коэффициентом консистенции более 0,5;
для выемок с высотой откоса более 6 м в пылеватых грунтах в районах избыточного увлажнения, а также в глинистых грунтах и скальных размягчаемых грунтах, теряющих прочность и устойчивость в откосах под воздействием погодно-климатических факторов;
для выемок в набухающих грунтах при неблагоприятных условиях увлажнения;
для насыпей и выемок, сооружаемых в сложных инженерно-геологических условиях: на косогорах круче 1:3, на участках с наличием или возможностью развития оползневых явлений, оврагов, карста, обвалов, осыпей, селей, снежных лавин, наледи, вечной мерзлоты и т.п.;
при воздействии земляного полотна с применением взрывов или гидромеханизации;
при проектировании периодически затопляемых дорог при пересечении водопотоков;
при применении теплоизоляционных слоев на участках вечномерзлых грунтов.
Индивидуально необходимо также проектировать водоотводные, дренажные, поддерживающие, защитные и другие сооружения, обеспечивающие устойчивость земляного полотна в сложных условиях, а также участки сопряжения земляного полотна с мостами и путепроводами.