VI. Особенности организации и технического обеспечения перевозок отдельных классов опасных грузов
Билет 3.
- Оборудование бортовой автомашины для транспортировки СУГ.
- Назначение и устройство регулятора давления типа РДУК-2, его работа и настройка.
- Назначение, устройство и работа водонагревателя ВПГ-20.
- Оказание доврачебной помощи при ожогах.
VI. Особенности организации и технического обеспечения перевозок отдельных классов опасных грузов
154. Перевозка баллонов со сжатыми и сжиженными газами допускается при полной исправности баллонов и их арматуры, заглушек, а также при наличии на баллонах:
а) окраски и надписей на баллонах со сжатым и сжиженным газом (приложение № 12 к настоящим Правилам);
б) предохранительного колпака;
в) знаков опасности;
г) номера баллона;
д) массы порожнего баллона;
е) отметки (клейма) о проведенном техническом освидетельствовании и указанием срока следующего технического освидетельствования;
ж) указания на рабочее и пробное давление.
155. Наполнение баллонов газами производится по установленным нормам, о чем делается пометка в товарно-транспортной накладной «Баллоны наполнены не выше установленной нормы», а также делается запись «Баллоны проверены на герметичность, утечек газа нет».
Запрещается наполнять газом цистерны и бочки, если:
а) истек срок назначенного освидетельствования;
б) отсутствует или неисправна арматура и контрольно-измерительные приборы;
в) отсутствует надлежащая краска или надписи;
г) истек срок проверки пористой массы;
д) поврежден корпус баллона;
е) неисправны вентили;
ж) отсутствуют надлежащая окраска или надписи;
з) отсутствует избыточное давление газа;
и) отсутствуют установленные клейма.
156. На бортовых автомобилях баллоны со сжатым и сжиженным газами перевозятся:
а) в горизонтальном положении на специальных деревянных подкладках с вырезанными гнездами по размеру диаметра баллонов, вентилями внутрь кузова;
б) в вертикальном положении — с установленными на баллонах кольцами, изготовленными из резины или веревки диаметром не менее 25 мм для предохранения от ударов. Предельная загрузка автомобилей устанавливается в зависимости от категории дорог.
157. При перевозке баллонов с газом в летнее время они должны укрываться брезентом в целях защиты от нагрева солнечными лучами, кроме того, на бортовые автомобили должны быть установлены два углекислотных или порошковых огнетушителя, в переднем углу левого борта устанавливается красный флажок.
158. Автотранспортные средства — цистерны и бочки, применяемые для перевозки сжатых и сжиженных под давлением газов должны иметь дополнительно следующие надписи:
а) наименование завода-изготовителя;
б) заводской номер цистерны;
в) год изготовления и дата освидетельствования;
г) масса цистерны с ходовой частью в порожнем состоянии (общий вес в тоннах);
д) емкость в м3;
е) величина рабочего и пробного давления в кг/см2, клеймо ОТК завода-изготовителя;
ж) регистрационный номер цистерны (наносится краской владельцем цистерны или бочки после ее регистрации в органах Государственной инспекции «Саноатгеоконтехназорат»).
159. На автотранспортных средствах — цистернах, бочках должно быть установлено следующее оборудование:
а) вентиль для заполнения и выпуска (слива) перевозимых газов;
б) вентиль для отбора паров перевозимых газов;
в) два предохранительных клапана;
г) манометр;
д) устройства контроля уровня жидкости;
е) устройство, автоматически защищающее автоцистерну от аварийных расходов газа.
Каждый наливной и спускной вентиль цистерны и бочки для сжиженного газа должен быть снабжен плотно навертывающейся заглушкой.
160. При проведении аварийного сброса газа (в случае необходимости) следует руководствоваться следующими требованиями:
а) в районе сброса газа посторонним лицам запрещается находиться на расстоянии ближе 100 м. Расстояние от ближайших строений или населенных пунктов должно быть не менее 1000 м;
б) во время сброса газа двигатель автотранспортного средства должен быть отключен, автотранспортное средство и коммуникации сброса газа надежно заземлены;
в) давление в цистерне должно понижаться со скоростью не более чем на 0,1 кг/см2 в минуту;
г) сброс газа должен производиться по ветру в сторону от автотранспортного средства, населенных пунктов и строений.
Регуляторы давления.
Предназначены для снижения давления газа и поддержания его на заданном уровне независимо от расхода газа.
Регулятор РДУК-2 комплектуется двумя пилотами КН-2 и КВ-2. Пилот КН-2 обеспечивает выход давления после регулятора в пределах 0,005…0,6 кгс/см2 (или 50..6000 мм вд.ст.). Пилот КВ-2 от 0,6 до 6 кгс/см2 .
Устройство регулятора. Регулятор состоит из следующих основных узлов:
1. Регулятор управления (пилот).
2. Исполнительный узел.
3. Импульсные трубки.
4. Дроссельное устройство.
Регулятор РДУК-2
Исполнительный узел состоит из корпуса и мембранной камеры, прикрепленной к нижней его части. Мембранная камера образована двумя чугунными тарелками, между которыми зажата мембрана. Мембрана через составной шток, состоящий из двух частей, соединяется с клапаном в корпусе исполнительного узла. У клапана имеется направляющая, предназначенная для правильной посадки клапана на седло. В надклапанном пространстве корпуса исполнительного узла имеется ограничитель подъема клапана, фильтрующая сетка, предназначенная для очистки газа от механических примесей.
В верхней части корпуса имеется крышка на болтах. Крышка предназначена для осмотра и ремонта деталей корпуса. Корпус фланцевый. На корпусе – маркировка, стрелка, Ду, Ру.
Пилот – регулятор управления. Крепится к надклапанному пространству корпуса исполнительного узла. Давление газа в надклапанном пространстве корпуса равно входному давлению ГРП (6…12 кгс/см2). На корпусе крестовины пилота имеется стрелка, указывающая направление потока газа. На входе газа в крестовину пилота имеется полусферическая фильтрующая сетка. Пилот состоит из корпуса (вкрхняя часть) и крышки (нижняя часть). В крышке имеется резьбовой регулировочный стакан, а также дыхательное отверстие для сообщения подмембранного пространства с атмосферой. К верхней части корпуса крепится крестовина. Между корпусом и крышкой зажата мембрана. Мембрана через составной шток, состоящий из двух частей, соединена с золотником в крестовине (золотник – это маленький клапан). Сверху на золотник воздействует сила пружины. В верхней части крестовины имеется пробка, предназначенная для осмотра и ремонта золотника, штока золотника, седла крестовины.
Пилот – регулятор управления
В подмембранной полости (под крышкой пилота) имеется пружина, предназначенная для настройки регулятора на заданное давление. Усилие пружины регулируется резьбовым регулировочным стаканом. Между мембраной пилота и корпусом в верхней части образована мембранная камера, которая через импульсную трубку сообщается с выходным сниженным давлением газа после регулятора.
Мембранный привод командного узла.
Надмембранная полость мембранной камеры исполнительного узла через импульсную трубку сообщается с выходным сниженным давлением газа после регулятора.
Давление газа, вышедшее из крестовины пилота по импульсной трубке подается в подмембранную полость мембранной камеры через дроссель в подмембранную полость мембранной камеры исполнительного узла. Из подмембранной камеры исполнительного узла имеется сбросная трубка, врезанная в выходной газопровод после регулятора, предназначенная для сброса того газа, который не пропустил дроссель в подмембранную полость мембранной камеры. При подключении сбросной трубки к телу трубы имеется дроссель. Этот дроссель может быть конструктивно смонтирован при подключении сбросной трубки к нижней чугунной тарелке мембранной камеры. Дроссели бывают нерегулируемые, которые конструктивно выполняются в виде шайбы; дроссели регулируемые (отверстия которых можно регулировать) выполняются в виде клапана, иглы.
Пуск регулятора в работу.
Перед любым пуском регулятора в работу необходимо привести его в закрытое положение, т.е. вывернуть (ослабить) пружину пилота, резьбовой стакан при этом держится на одной нитке резьбы. При этом золотник в крестовине, прижатый сверху пружиной, сидит на седле. Прохода газа через крестовину по импульсной трубке в подмембранную полость мембранной камеры исполнительного узла – нет.
Клапан в корпусе исполнительного узла входным давлением газа прижат к седлу, т.е. регулятор – закрыт. Начинаем вкручивать резьбовой стакан пилота, сжимая пружину. Пружина давит на мембрану пилота, которая прогибается вверх через составной шток, приподнимая золотник над седлом крестовины, обеспечивая проход газа через крестовину по импульсной трубке в подмембранную полость мембранной камеры исполнительного узла. Мембрана мембранной камеры при этом под действием давления газа, прогнется вверх через составной шток, приподнимет клапан над седлом корпуса исполнительного узла и обеспечит проход газа потребителю.
Давление газа, поступившее в выходной ГП по импульсным трубкам сразу поступит в надмембранную полость пилота и уравновесит ее мембрану, и по импульсной трубке давление газа поступит в надмембранную полость мембранной камеры исполнительного узла и тоже уравновесит мембрану.
При вворачивании резьбового стакана необходимо смотреть на манометр, установленный на выходе после регулятора для настройки заданного, нужного давления.
Регулятор работает в автоматическом режиме (при нормальной работе). При повышении давления газа за регулятором, это повышенное давление пойдет одновременно по двум направлениям:
1. По импульсной трубке в надмембранную полость мембранной камеры исполнительного узла.
2. В пилот в надмембранную полость газ поступит по импульсным трубкам.
Под действием повышенного давления газа, поступившего в надмембранную полость пилота, мембрана прогнется вниз, через шток, золотник приблизится к седлу крестовины, уменьшив проход и давление газа, которое по импульсной трубке поступит в подмембранную полость мембранной камеры исполнительного узла (уменьшенное давление). Мембрана мембранной камеры исполнительного узла под действием повышенного давления над ней и пониженного (пилотом) давления под ней – пргнется вниз и через шток приблизит клапан к седлу корпуса, уменьшив проход и давление газа потребителю до заданного изначально значения.
При уменьшении давления газа за регулятором вследствие увеличения расхода газа, это пониженное давление одновременно пойдет по импульсным трубкам по двум направлениям (выровняется по принципу сообщающихся сосудов):
1. По импульсной трубке в надмембранную полость мембранной камеры исполнительного узла.
2. По импульсной трубке в пилот.
Мембрана пилота под действием пониженного давления над ней и силы пружины под ней прогнется вверх, через шток приподнимет золотник над седлом крестовины, увеличив проход и давление газа, которое по импульсной трубке поступит в подмембранную полость мембранной камеры исполнительного узла. При этом мембрана мембранной камеры под действием повышенного давления газа пилота под ней прогнется вверх, через шток приподнимет клапан над седлом корпуса, увеличив проход и давление газа потребителю до значения, заданного пружиной пилота.
Неисправности регуляторов:
1. Засорился дроссель или импульсная трубка подачи газа в подмембранную полость мембранной камеры исполнительного узла. При этом может быть колебательный процесс (стрелка манометра на выходе раскачивается или давление будет падать).
2. Забита сбросная импульсная трубка или ее дроссель. Будет колебательный процесс или будет расти давление на выходе.
3. Забит грязью золотник и шток золотника пилота, регулятор не реагирует на усилие сжимаемой пружины. Прочистить.
4. Порвана мембрана пилота. При этом произойдет загазование помещения ГРП. В зависимости от размеров порыва мембраны может быть колебательный процесс или увеличение давления потребителю выше заданного изначально.
5. Порвана мембрана мембранной камеры исполнительного узла. Возможен колебательный процесс в работе регулятора вследствие периодического уменьшения давления газа на выходе. При значительном порыве давление над и под мембраной выровняется и клапан сядет на седло корпуса, перекрыв проход газа.
6. Негерметичная втулка с отверстием для штока в крестовине пилота. Приэтом газ из-под золотника будет перетекать через эту негерметичную втулку в мембранную камеру пилота.
7. Негерметичность клапана в корпусе исполнительного узла в закрытом положении.
Работа регулятора «на тупик».
При проверке регулятора «на тупик» необходимо закрыть задвижку после регулятора. Можно закрыть задвижку за пределами ГРП, т.е. исключить расход газа через регулятор. При этом регулятору разрешается поднять давление после себя не более, чем на 10% от рабочего, т.е. заданного пружиной пилота.
При этом повышенном давлении регулятор сам себя закрывает. При увеличении давления за регулятором более, чем на 10% от рабочего, регулятор считается неисправным и подлежит ремонту. Причина негерметичности прилегания клапана к седлу: попал песок, могут быть царапины на седле, прохудилось уплотнение клапана или негерметичное прилегание золотника к седлу крестовины в пилоте.
Могут быть утечки газа через резьбовые фланцевые соединения, под пробку в крестовине, в импульсных трубках.
Проточный водонагреватель
газовый прибор, использующий тепловую энергию, получаемую при сжигании газа, для нагрева проточной воды для горячего водоснабжения.
ВПГ-20-1-3-П
В – водонагреватель
П – проточный
Г – газовый
20 – тепловая мощность 20000 ккал/ч
1 – с отводом продуктов сгорания в дымоход
3 - категория (аппараты работают на природном и сжиженном газах)
П – первого класса
Устройство ВПГ
1. Разъемный кожух из листовой стали, покрытой эмалью.
2. На лицевой части аппарата находятся:
· ручка блок-крана,
· кнопка ЭМК,
· смотровое окно для розжига запальника и наблюдения за пламенем горелки.
3.Устройство для отвода продуктов сгорания в дымоход, состоящее из колпаков и предохранителя от обратной тяги.
4.Внизу аппарата три патрубка:
- подвод газа,
- подвод холодной воды,
- отвод горячей воды,
5.Внутри кожуха:
– газовая горелка,
– теплообменник, состоящий из:
· огневой камеры,
· охлаждающего змеевика,
· калорифера,
– запальник,
– блок-кран, состоящий из водяного и газового узлов,
– автоматические устройства, выполняющие следующие функции:
· прекращение подачи газа в ВПГ при погасании пламени запальника (ЭМК и термопара),
· прекращение подачи газа в ВПГ при отсутствии тяги в дымоходе (датчик тяги, ЭМК, термопара),
· прекращение подачи газа на основную горелку при отсутствии разбора горячей воды (блок-кран),