Договор перевозки пассажиров
В соответствии с договором перевозки пассажира перевозчик обязан осуществить перевозку не только пассажира, но и багажа. Обязанность перевозчика доставить в пункт назначения багаж пассажира возникает лишь в случае его реальной сдачи перевозчику. Договор перевозки пассажира - это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа (ст. 786 ГК РФ).
Сторонами договора являются перевозчик и пассажир. Перевозчиком может быть лицо, обладающее лицензией на перевозку пассажиров соответствующим видом транспорта. В качестве пассажира выступает гражданин-потребитель. Поскольку министерства и ведомства не наделены полномочиями принимать нормативные акты, содержащие нормы о защите прав потребителей, правила перевозок пассажиров утверждаются Правительством РФ .
Договор перевозки пассажира является консенсуальным, взаимным и возмездным. В тех случаях, когда перевозка пассажира осуществляется транспортом общего пользования, договор является публичным. Перевозчик может отказать пассажиру в заключении договора лишь в случае отсутствия свободных мест и иных обстоятельств, объективно препятствующих доставке пассажира в пункт назначения. Заключение договора перевозки пассажира подтверждается выдачей проездного документа.
На перевозчика возлагается информационная обязанность: он должен своевременно предоставить до заключения договора информацию о предоставляемых услугах (о движении транспорта, цене и т.д.).
Перевозчик обязан предоставить пассажиру место, указанное в билете. При отсутствии такой возможности пассажиру с его согласия может быть предоставлено другое место. При предоставлении места более низкой категории перевозчик возмещает пассажиру разницу между стоимостью проезда, если же предоставляется место более высокой категории, то разница между стоимостью проезда с пассажира не взимается.
Перевозчик обязан в обусловлено время доставить пассажира в пункт назначения. Согласно п. 1 ст. 795 ГК РФ перевозчик несет ответственность, во-первых, за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, и, во-вторых, за опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях). Он уплачивает пассажиру штраф в установленном размере, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Таким образом, ответственность перевозчика строится по принципу вины. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира регулируется нормами об обязательствах из причинения вреда (гл. 59 ГК РФ).
Основной обязанностью пассажира является уплата провозной платы (п. 1 ст. 790 ГК РФ). Она исполняется, как правило, при заключении договора перевозки. Размер провозной платы зависит от расстояния, а также класса занимаемого места. Некоторые категории граждан имеют право на бесплатный либо льготный проезд (например, инвалиды I группы), однако из этого не вытекает безвозмездный характер договора перевозки пассажира, поскольку в данных случаях государство принимает на себя исполнение обязанности по договорам, заключенным такими гражданами. Согласно п. 5 ст. 790 ГК РФ понесенные расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пассажиру предоставляется право провозить с собой ребенка бесплатно либо по льготным тарифам, если он не занимает отдельного места, а также ручную кладь установленного веса и размера. При наличии свободных мест он может выезжать транспортным средством, отходящим ранее того, на который приобретен билет; занять в пути следования свободное место более высокой категории; делать остановку в пути следования с продлением срока действия проездного документа, но не более чем на 10 суток с соответствующим оформлением такой остановки; в случае болезни, подтвержденной документом лечебного учреждения, продлевать срок действия билета на время болезни; отказаться от договора перевозки, сдать билет и получить провозную плату в установленном размере.
Согласно ст. 786 ГК РФ перевозчик обязуется доставить вверенный ему пассажиром багаж в указанный пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить за провоз багажа установленную плату. Соглашение о перевозке багажа не рассматривается в качестве самостоятельного договора, обязанность доставить багаж вытекает из договора перевозки пассажира в случае реального предъявления багажа к перевозке. В подтверждение сдачи пассажиром багажа к перевозке выдается багажная квитанция установленной формы, в которой указывается количество мест и вес багажа. Багаж выдается при предъявлении квитанции в пункте назначения либо по требованию пассажира в любом пункте, в котором производится остановка. Перевозчик несет ответственность за несохранность багажа по правилам, аналогичным ответственности за несохранность груза.
Срок исковой давности по требованиям к перевозчику, вытекающим из перевозки пассажира, как правило, определяется в соответствии с общими положениями (ст. 196 ГК РФ) и равен 3 годам. Для требований из договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении установлен 2-годичный срок исковой давности (п. 1 ст. 409 КТМ РФ).
Срок исковой давности по требованиям, предъявляемым перевозчиком к пассажиру, различается в зависимости от вида транспорта и перевозки. Так, на железнодорожном и внутреннем водном транспорте установлен срок 1 год (ст. 126 УЖТ РФ, ст. 164 КВВТ РФ), для договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении - 2 года, для остальных видов транспорта - общий срок исковой давности 3 года.