I. Список терминов и сокращений
Инструкция
по урегулированию убытков по обязательному страхованию гражданской ответственности
владельцев транспортных средств (ОСАГО).
Москва, 2014 г.
I. Список терминов и сокращений
В целях единообразного толкования терминов в настоящей Инструкции помимо понятий, содержащихся в действующем законодательстве об ОСАГО, используются следующие определения:
Авторизация– подтверждение Страховщика, заключившего Договор страхования/выдавшего Полис, наличия Договора страхования/страхового Полиса, даты его выдачи и сроков действия, факта уплаты страховой премии, списка допущенных к управлению транспортным средством лиц, наличия предыдущих страховых выплат;
Агентство– обособленное структурное подразделение Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах», осуществляющее ведение определенного круга дел;
Администратор – работник Центра Урегулирования Убытков (далее – ЦУУ), Агентства, выполняющий прием уведомлений, заявлений и документов от Заявителей, формирование выплатных дел (далее – ВД), введение информации в систему «ГУРУ» (работа с «ГУРУ» осуществляется только работниками ЦУУ);
Акт о страховом случае - первичный документ, составляемый Страховщиком, фиксирующий причины и характер страхового случая, размер ущерба, размер страховой выплаты и подтверждающий решение Страховщика о страховой выплате (далее - Акт о страховом случае, Страховой акт);
Акцепт Заявки- сообщение, отправляемое через ИРЦ Ответственным страховщиком Прямому страховщику и подтверждающее возможность урегулирования страхового случая в рамках прямого возмещения убытков. В случае принятия Ответственным страховщиком решения о невозможности урегулирования страхового случая в рамках прямого возмещения убытков им в адрес Страховщика потерпевшего должно быть отправлено соответствующее сообщение – Отказ в акцепте Заявки;
БПВУ –Безальтернативное прямое возмещение убытков, урегулирование убытков при котором при соответствии убытка критериям ПВУ Потерпевший обязан подать заявление о возмещении ущерба только Страховщику, с которым у Потерпевшего заключен договор ОСАГО. Традиционное УУ не осуществляется.
Критерии возможности УУ по ПВУ:
а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;
б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО;
Проверка действовал ли полис ОСАГО потерпевшего, по которому произошло событие на дату 02.08.2014 г. не осуществляется. Принимаются все потерпевшие не зависимо от того когда закончил(-ит) действие полис ОСАГО потерпевшего. Проверка по полису виновника даты окончания действия не осуществляется.
Если у потерпевшего отсутствует полис ОСАГО, то урегулирование осуществляется по традиционному УУ.
Выгодоприобретатель – юридическое лицо или дееспособное физическое лицо, имеющее основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении пострадавшего имущества или физическое лицо жизни или здоровью которого причинен вред;
Выплатное дело (ВД) – комплект документов, сформированный в процессе урегулирования убытков с целью принятия решения о страховой выплате/отказе в выплате страхового возмещения;
ГО –годные остатки поврежденного имущества;
Договор / Полис– письменное соглашение (в том числе страховой Полис) между Страхователем и Страховщиком, заключенный на основании Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО);
ДУУ– Департамент урегулирования убытков ООО «Росгосстрах»;
Европейский протокол (Европротокол, ЕП) –порядок оформления ДТП без вызова сотрудников ГИБДД.
Единый выплатной центр (ЕВЦ)– Централизованное структурное подразделение системы «Росгосстрах», осуществляющее рассмотрение дел и принятие решений о выплате. Входит в состав ЕЦУУ;
Единый Контакт-Центр (ЕКЦ)– Централизованное структурное подразделение системы «Росгосстрах», осуществляющее прием устных уведомлений и регистрацию убытков в системе «ГУРУ» на основании устных уведомлений о произошедших событиях, имеющих признаки страховых случаев, а также консультирование Заявителей;
Единый центр урегулирования убытков (ЕЦУУ)– Централизованное структурное подразделение ООО «Росгосстрах», осуществляющее рассмотрение дел, принятие решений о выплате/отказе в выплате страхового возмещения, а также обработку жалоб по УУ, методологическую поддержку Филиалов по вопросам УУ и контроль процессов и качества УУ;
ЕРКЦ -централизованная автоматизированная система по обработке электронных заявок на оплату поступающих из информационных систем;
ЖОСП – журнал ошибок смежных подразделений.
Заявитель– потерпевший, его законный представитель либо наследники, имеющие при себе документ, удостоверяющий личность и рукописную доверенность на право предоставления интересов и реквизиты банковского счета лица, имеющего законное право на получение страхового возмещения или нотариально заверенную доверенность с правом получения страхового возмещения;
Заявка– сообщение, содержащее сведения о заявлении Потерпевшего, обстоятельствах причинения вреда в связи с повреждением имущества Потерпевшего в результате ДТП, предполагаемом размере выплаты по прямому возмещению убытков направляемое Прямым страховщиком Ответственному страховщику с приложением предусмотренных Соглашением о ПВУ документов»
Компетентные органы –органы исполнительной или государственной власти РФ или субъекта Российской Федерации, в компетенции которых находится предоставление официальной письменной информации об обстоятельствах события, имеющего признаки страхового случая;
Конструктивная гибель – причинение ТС таких повреждений, при которых его ремонт оказывается экономически нецелесообразным;
Оператор ЕКЦ – штатный работник Общества, осуществляющий консультацию клиента при обращении последнего в ЕКЦ;
Операционист - штатный работник Общества (Дирекции Филиала или Агентства), ответственный за операционный учет и авторизацию полиса;
ОС (Ответственный страховщик) –страховщик причинителя вреда на которого выставляется заявка по ПВУ и требование в случае выплаты или направляется письмо об отказе через АПК ИРЦ
ПДД – Правила дорожного движения;
Письмо об отказе / Письмо с обоснованием отказа в страховой выплате -документ, которым оформляетсярешение Страховщика об отказе в страховой выплате;
Полная гибель – безвозвратная утрата ТС вследствие:
а) его абсолютного уничтожения;
б) выбытия из сферы человеческого воздействия;
в) повреждения, при котором его ремонт не возможен по техническим причинам.
Потерпевший – лицо имуществу, жизни или здоровью, которого был причинен вред в результате ДТП лицом, которое несет ответственность за причинение вреда в результате данного ДТП и ответственность которого застрахована в соответствии с Законом об ОСАГО;
Правила страхования –Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.03 № 263.
Представитель Страховщика– лицо, действующее по поручению компании Росгосстрах.
ИРЦ (АПК ИРЦ)– Информационно-расчетный центр, выполняющий в рамках прямого возмещения убытков функции по сбору, хранению и передаче информации в соответствии с Соглашением о ПВУ, исполнению от имени Участника полномочий по списанию денежных средств с Депозитного счета Участника, а также иные функции в соответствии с Соглашением о ПВУ;
Управление анализа убытков (ОАУ) –структурное подразделение ООО «Росгосстрах», в функционал работников которого входят обязанности по проведению расследований по убыткам, подпадающим под определенные критерии;
ПП – платежное поручение;
ПС (Прямой страховщик)– Страховщик, заключивший договор обязательного страхования гражданской ответственности (далее – ОСАГО) в отношении транспортного средства Потерпевшего;
РСА –Российский союз автостраховщиков. Является оператором рынка ОСАГО и осуществляет компенсационные выплаты по ОСАГО.
РЗУ – Резерв заявленного убытка;
Система «ГУРУ»–автоматизированная система, предназначенная для хранения и передачи данных в процессе УУ;
Группа компаний Росгосстрах – Открытое акционерное общество «Российская государственная страховая компания» (ОАО «Росгосстрах»), Общество с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (ООО «Росгосстрах»);
Сотрудник УВ –штатный работник УВ ЕВЦ ЕЦУУ;
СТОА – станция технического обслуживания автомобилей;
Страхователь – юридическое лицо или дееспособное физическое лицо, заключившее со Страховщиком Договор страхования;
Страховщик –страховое общество Системы «Росгосстрах», имеющее лицензию на осуществление страховой деятельности и заключившее со Страхователем Договор страхования. Страховое общество может осуществлять функции Страховщика через свои обособленные подразделения;
Традиционное УУ –процесс УУ, при котором заявленный убыток не подпадает под критерии БПВУ и не может быть урегулирован по процедуре БПВУ, а так же если у страховщика ответственности потерпевшего отозвана лицензия или введена процедура банкротства, Потерпевший имеет право обратиться по традиционному УУ.
Если у потерпевшего отсутствует полис ОСАГО, то урегулирование осуществляется по традиционному УУ.
Транспортное средство (ТС) –легковые и грузовые автомобили, автобусы, прочие самоходные машины; прицепы и полуприцепы; мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски; тракторы и другая сельскохозяйственная техника и иные ТС, подлежащие государственной регистрации в ГИБДД или Ростехнадзоре;
Требование- сообщение, отправляемое Прямым страховщиком Ответственному страховщику через ИРЦ, содержащее информацию о произведенном возмещении убытков Потерпевшему в порядке прямого возмещения убытков с приложением предусмотренных настоящим Регламентом документов и являющееся основанием для осуществления расчетов Ответственного страховщика с Прямым страховщиком;
Управление выплат (УВ) –структурное подразделение ЕВЦ ЕЦУУ, в функционал работников которого входят обязанности по рассмотрению заявлений о произошедших событиях, имеющих признаки страховых случаев, принятию по ним решений, расчету размеров страховых возмещений, составлению Актов о страховых случаях и их согласованию в пределах наделенного лимита;
Урегулирование убытков (УУ) –процесс, целью которого является исполнение обязательств по Договору/полису страхования между Страховщиком, Страхователем и Потерпевшим;
Центр урегулирования убытков (ЦУУ, в том числе РЦУУ/МРЦУУ/ПУУ)– специализированное структурное подразделение Страховщика (Представителя), созданное для урегулирования убытков;
Эксперт– работник организации независимой экспертизы, в компетенцию которого на основании договора на оказание услуг может входить: проведение первичных и повторных осмотров ТС и иного имущества; предварительная оценка размера убытка; расчет стоимости восстановительного ремонта и ущерба ТС и иного имущества; согласование предварительных заказ-нарядов СТОА; проверка счетов СТОА за произведенный восстановительный ремонт; проверка отчетов организации независимой экспертизы, не согласованной со Страховщиком; оказание помощи работникам юридической службы при рассмотрении споров по страховым выплатам (отказам) и реализации суброгационных требований Страховщика в судах.
Простой убыток – убыток с суммой ущерба равной 20 000 руб. или менее и убытки по суброгации.
Сложный убыток – убыток с суммой ущерба более 20 000 руб.
II. Общие положения
1. Настоящая Инструкция урегулирования убытков по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств разработана на основании и в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с последующими изменениями), Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – «Федеральным законом № 40»), Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003г. № 263 (далее – «Правила страхования»), Правил организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2003 г. № 238 (далее – законодательство об ОСАГО).
2. Инструкция регламентирует взаимодействие служб УУ с работниками других структурных подразделений Страховщика и Представителей Страховщика в части традиционного урегулирования убытков по ОСАГО и убытков по ПВУ ОСАГО, в части не противоречащей специально принятым по этим вопросам внутренним документам системы «Росгосстрах». Описанный в данной инструкции бизнес-процесс признается стандартным процессом для урегулирования убытков ОСАГО. В компании могут реализоваться отличные от стандартного бизнес-процессы по ОСАГО.
3. Все убытки подпадающие под критерии ПВУ должны урегулироваться только по процедуре БПВУ и заявление о страховой выплате может быть принято только если в нашей компании застрахована ответственность потерпевшего по ОСАГО.
Критерии возможности УУ по ПВУ:
а. в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;
б. дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО[1];
В случае если потерпевшему по ПВУ страховщиком его ответственности было вынесено решение об отказе, это окончательное решение. Обращение по традиционному УУ в таких случаях не возможно, за исключением случаев когда полис потерпевшего прекратил действие до 02.08.2014 (включительно).
4. В случае если убыток не подпадает под критерии ПВУ он урегулируется по процедуре традиционного УУ. Имеется только три исключения, когда убыток, подпадающий под критерии ПВУ может быть рассмотрен по традиционному УУ.
· В случае если у страховщика ответственности потерпевшего отозвана лицензия, введена процедура банкротства или он исключен из Соглашения о ПВУ. В таких случаях заявление может быть принято по традиционному УУ.
· В случае если ответственность и виновника и потерпевшего застрахована в одной страховой компании. В таких случаях прием осуществляется по традиционному УУ. В том числе по Европротоколу.
· В случае полис потерпевшего прекратил действие до 02.08.2014 и потерпевшему было отказано в БПВУ прямым страховщиком (достаточно устного сообщения потерпевшего о факте отказа). Проверка даты прекращения действия полиса осуществляется на сайте РСА. В случае если по данным сайта РСА полис не прекратил свое действие на 02.08.2014, или информация о дате заключения отсутствует, то прием по традиционному УУ не осуществляется. .
5. Если процедура банкротства или отзыв лицензии произведено в отношении компании являющейся страховщиком ответственности виновника (ОС) убыток может быть урегулирован по процессу осуществления компенсационных выплат согласно раздела VII данной Инструкции. Если компания являющаяся страховщиком ответственности виновника (ОС) исключена из Соглашения о ПВУ потерпевший должен обратиться в данную СК по традиционному урегулированию, прием по ПВУ или компенсационной выплате не осуществляется.
III. Этапы процесса УУ
6. Процесс УУ по полисам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств представляет собой комплекс мероприятий, проводимых работниками служб УУ во взаимодействии с другими подразделениями Страховщика, и состоит из следующих этапов:
· Прием и регистрация устного уведомления;
· Осмотр поврежденного ТС или иного имущества;
· Прием заявления о страховой выплате;
· Авторизация;
· Учет заявленного убытка;
· Расчет стоимости восстановительного ремонта ТС или иного имущества;
· Принятие решения о выплате/отказе в выплате страхового возмещения;
· Осуществление выплаты страхового возмещения/направление письма об отказе в выплате страхового возмещения;
· Учет урегулированного убытка.