Проверка технического состояния тормозного оборудования локомотивов

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Настоящий документ устанавливает основные правила и нормы по техническому обслуживанию тормозного оборудования и управлению тормозами подвижного состава железнодорожного транспорта при использовании его в межгосударственном сообщении государств-участников Содружества, Латвии, Литвы и Эстонии.

1.2 Порядок, установленный настоящим документом, является обязательным для всех работников связанных с техническим обслуживанием тормозного оборудования и управлением тормозами.

1.3 Организация работ по техническому обслуживанию и управлению тормозами железнодорожного подвижного состава возлагается на подразделения железнодорожных администраций, обеспечивающих эксплуатацию подвижного состава в соответствии с национальным законодательством (далее по тексту подразделения железнодорожных администраций), а также на руководителей организаций, имеющих лицензию на право производства перевозочной деятельности и ремонта подвижного состава.

1.4 Контроль над соблюдением требований настоящего документа возлагается на руководителей подразделений железнодорожных администраций, обеспечивающих эксплуатацию железнодорожного подвижного состава, а также подразделений по безопасности движения поездов.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 Время полной зарядки тормозной сети:Время с момента перевода ручки крана машиниста в положение отпуска до момента создания в тормозной сети поезда или отдельного локомотива установившегося зарядного давления.

2.2 Время полного отпуска тормозов:Время с момента перевода ручки крана машиниста в положение отпуска до полного ухода штоков тормозных цилиндров и отхода колодок от колес.

2.3 Давление зарядное: Установленное давление в тормозной магистрали головного локомотива или вагона моторвагонного поезда при поездном положении ручки крана машиниста и полностью заряженной тормозной сети поезда.

2.4 Давление сверхзарядное: Повышенное давление в тормозной магистрали локомотива по сравнению с установленным зарядным давлением при поездном положении ручки крана машиниста.

2.5 Истощение тормоза: Снижение давления в тормозной сети поезда, в результате которого после полного служебного или экстренного торможения не обеспечивается полное давление в тормозных цилиндрах, необходимое для остановки поезда на расчетном тормозном пути или удержания остановившегося поезда на месте.

2.6 Коэффициент тормозной расчетный (расчетный тормозной коэффициент):Коэффициент, представляющий собой отношение суммы расчетных сил нажатия всех тормозных колодок поезда (состава) к весу поезда (состава) и характеризующий обеспеченность поезда (состава) тормозным нажатием.

2.7 Кран вспомогательного тормоза:Кран, предназначенный для независимого управления тормозами локомотива.

2.8 Кран двойной тяги:Кран, предназначенный для разобщения воздухопровода источника питания с краном машиниста при езде двойной или многократной тягой.

2.9 Кран комбинированный:Кран, предназначенный для разобщения тормозной магистрали с краном машиниста на локомотиве при езде двойной или многократной тягой, а также для сообщения тормозной магистрали с атмосферой при экстренном торможении.

2.10 Кран машиниста: устройство, предназначенное для управления тормозами поезда или отдельного локомотива, включая дистанционное.

2.11 Кран разобщительный:Кран, предназначенный для перекрытия воздухопроводов.

2.12 Отпуск ступенчатый вспомогательного и электропневматического тормоза:Отпуск тормозов, достигаемый периодическим понижением давления в тормозных цилиндрах независимо от давления в магистрали.

2.13Отпуск полный автоматических тормозов:Отпуск автотормозов с появлением зазоров между колесом и тормозной колодкой и полным уходом штоков тормозных цилиндров, достигаемый повышением давления в тормозной магистрали.

2.14Отпуск ступенчатый автоматических тормозов:Отпуск автотормозов, включенных на горный режим, достигаемый понижением давления в тормозных цилиндрах путем периодического повышения давления в магистрали после торможения до давления менее зарядного.

2.15 Отпуск полный вспомогательного и электропневматического тормозов:Отпуск тормозов с полным уходом штоков тормозных цилиндров в отпускное положение, достигаемый перемещением ручки крана вспомогательного тормоза в положение отпуска или снятия электрического напряжения постоянного тока.

2.16 Поезд грузовой повышенной длины:Грузовой поезд, длина которого 350 осей и более.

2.17 Поезд грузовой повышенного веса:Грузовой поезд весом более 6 тыс. тс с одним или несколькими действующими локомотивами в голове состава, в голове и хвосте или в голове и середине состава или в голове и последней трети состава.

2.18 Поезд грузовой соединенный:Поезд, составленный из двух и более сцепленных между собой грузовых поездов с действующими локомотивами в голове каждого поезда. При длине 350 осей и более или весе более 6 тыс. тс такие соединенные поезда рассматриваются как соответственно поезда повышенной длины и веса.

2.19 Поезд пассажирский короткосоставный.Поезд ссоставом до 11 вагонов включительно.

2.20 Поезд пассажирский нормальной длины:Поезд ссоставом из 12—20 вагонов.

2.21 Поезд пассажирский повышенной длины:Пассажирский поезд, имеющий в составе более 20 вагонов. При этом поезд с составом из 26—36 вагонов рассматривается как сдвоенный.

2.22 Путь тормозной:Расстояние, проходимое поездом с момента перевода ручки крана машиниста или устройства экстренного торможения в тормозное положение до полной остановки. Тормозные пути различаются в зависимости от вида торможения (ступенчатое, полное служебное или экстренное).

2.23 Спуск руководящий:Наибольший по крутизне спуск (с учетом сопротивления кривых) протяженностью не менее тормозного пути.

2.24 Торможение служебное:Торможение ступенями установленной величины, достигаемое снижением давления в магистрали темпом служебного торможения для плавного уменьшения скорости или остановки поезда в заранее предусмотренном месте.

2.25 Торможение ступенчатое:Торможение служебное, достигаемое снижением давления в магистрали ступенями для регулирования скорости движения поезда или его остановки.

2.26 Торможения повторные:Торможения, выполняемые одно за другим после отпуска и подзарядки тормозов.

2.27 Торможение полное служебное:Торможение служебное, достигаемое снижением давления в магистрали в один прием темпом служебного торможения для получения полного давления в тормозных цилиндрах вагонов поезда с целью уменьшения скорости поезда или его остановки на более коротком расстоянии.

2.28 Торможение экстренное:Торможение, применяемое в случаях, когда требуется немедленная остановка поезда, достигаемое прямым сообщением тормозной магистрали с атмосферой через кран машиниста, комбинированный кран или вследствие её обрыва в поезде либо открытия концевого крана, и обеспечивающее максимальную тормозную силу.

2.29 Торможение ступенчатое вспомогательным тормозом локомотива и электропневматическим тормозом поезда:Торможение, достигаемое периодическим повышением давления в тормозных цилиндрах локомотива и поезда независимо от давления в тормозной магистрали.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1 В настоящем документе применяется единица измерения давления кгс/см2 (килограмм силы на сантиметр квадратный). Давление 1 кгс/см2 практически соответствует 0,1 МПа (мегапаскаля) в Международной системе единиц измерения СИ.

3.2 На основании настоящего документа разрабатываются местные инструкции, согласовываемые владельцами инфраструктуры.

3.3 Техническое состояние тормозного оборудования проверяют локомотивные бригады при приемке локомотивов и моторвагонных поездов перед выездом из депо, после отстоя их без бригады, при смене локомотивных бригад и при выполнении технического обслуживания ТО-1. Выполнение работ по проверке и регулировке тормозного оборудования локомотива и моторвагонного поезда при техническом обслуживании и плановых видов ремонта (кроме ТО-1) производит ответственный работник, назначенный приказом руководителя предприятия, имеющего право на осуществление данного вида деятельности. Результаты проверки отражаются в соответствующих учетных формах технической документации для каждого вида работ с росписью ответственного работника.

При смене локомотивных бригад сдающая локомотивная бригада обязана предоставить достоверную информацию принимающей локомотивной бригаде о техническом состоянии локомотива и моторвагонного поезда с записью в журнале формы ТУ-152.

3.4 Техническое состояние тормозного оборудования вагонов должно проверяться при их техническом обслуживании работниками пунктов технического обслуживания (ПТО). Выполнение работ контролирует старший по смене или старший осмотрщик вагонов, которые должны обеспечить техническую готовность тормозного оборудования и включение всех тормозов в составе, соединение рукавов, открытие концевых кранов, установленную норму тормозного нажатия в поезде, а также надежную работу тормозов при опробовании их на станции и в пути следования.

3.5 Запрещается подавать под погрузку, посадку пассажиров и ставить в поезд вагоны с неисправным тормозным оборудованием, а также без предъявления их к техническому обслуживанию и записи в журнале формы ВУ-14 о признании вагонов годными к безопасному следованию в поездах.

3.6 На станциях формирования, оборота и в пути следования, где графиком движения предусмотрена остановка поезда для технического обслуживания, тормозное оборудование каждого вагона должно быть проверено на исправность его действия с выполнением необходимого ремонта.

На станциях, где нет ПТО, порядок проверки технического состояния и ремонта тормозного оборудования вагонов при их постановке в поезда и подаче под погрузку устанавливается приказом руководителя подразделения железнодорожной администрации.

3.7 Запрещается приступать к техническому обслуживанию тормозного оборудования вагонов в пассажирских поездах, оборудованных электроотоплением, до выключения источника питания высоковольтной цепи отопления.

3.8 Техническое обслуживание тормозного оборудования должно осуществляться в соответствии с руководствами по эксплуатации данного оборудования, согласованными с владельцем инфраструктуры, и требованиями настоящих Правил.

3.9 При обслуживании поездных локомотивов одним машинистом конкретный порядок технического обслуживания и эксплуатации тормозов устанавливается руководителем подразделения железнодорожных администраций в зависимости от типов локомотивов и рода поезда, а также от местных условий на основе положений настоящих Правил.

ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛОКОМОТИВОВ

Наши рекомендации