Б)на уровне государственной логистической системы в целом путем: 72
ГЛАВА 2 ОСНОВЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКИ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Управление есть неотъемлемая составная часть процесса материального обеспечения функционирования любой государственной организации.
Процесс материального обеспечения деятельности государственной организации описывается следующей последовательностью:
• государственная закупка — процесс купли-продажи товара (услуги) государственным покупателем, начиная с выбора продавца до оформления документов на купленный товар;
• государственная поставка — совокупность доставочных (транспортных) и распределительных (складских) процедур, которые совершаются государственным покупателем после процесса закупки;
• государственное снабжение — совокупность закупочных и поставочных процедур, совершаемых государственной организацией-покупателем;
• государственная логистика — государственное снабжение и иные функции и процессы, необходимые для осуществления снабженческих процедур.
Отличие государственной логистики от логистики коммерческой организации, или коммерческой логистики, состоит в том, что встроенный в государственную логистику управленческий процесс имеет преимущественно централизованный, а не децентрализованный характер, или, выражаясь иначе, логистические действия государственного покупателя предписываются ей законодательством, а не являются результатом исключительно собственных управленческих решений.
Необходимость управления процессом материального обеспечения деятельности государственных организаций.Государственную организацию можно сравнить сживым организмом, который для своего существования нуждается в потреблении разнообразных материальных благ, в противном случае его жизнь прекратится. Аналогично функциональная деятельность любой государственной 63
организации нуждается в определенном количестве разных материальных благ, которые должны быть предоставлены ей на какой- то период времени ее активного существования.
Любая организация по своей материальной сущности есть полная абстракция, т.е. материально (как нечто вещественное) она не существует, но зато существует определенная группа людей как заданным образом структурированная общность («множество»), которая и имеет форму, называемую «организация». Таким образом, материальное обеспечение деятельности государственной организации есть не что иное, как обеспечение составляющих ее людей (работников, служащих) материальными благами, которые необходимы им для выполнения «цепочки» взаимосвязанных действий, результат которьгх воспринимается другими членами общества как государственные действия (функции, услуги и т.п.).
Материальные блага, необходимые дня работы людей в государственной организации, можно разделить на две большие группы:
1) общехозяйственные вещи — материальные блага, которые необходимы для функционирования практически всех государственных организаций:
• помещения, в которых могут работать государственные работники;
• мебель и офисное оборудование;
• канцелярские и расходные материалы;
• вода и электрическая энергия;
• форменная одежда и инструменты;
• идр.;
2) специфические вещи — материальные блага, которые требуются преимущественно только для данного вида государственных организаций, т.е. зависят от специфики труда в ней:
• в организациях здравоохранения — медикаменты, лекарства, перевязочные средства, пища и т.п.;
• в организациях образования — учебники, парты и др.;
• в дошкольных учреждениях — различного рода детский инвентарь (игрушки, детская мебель и др.);
• идр.
По своей экономической природе все эти материальные блага есть не что иное, как предметы потребления, т.е. такие материальные блага, которые не используются в целях производства других материальных благ, а всецело употребляются самим человеком (индивидуально или в форме коллективного использования).
Кроме материальных благ государственная организация нуждается в разнообразных видах услуг и работ материального характера, к которым в основном относятся ремонтные, восстановительные, строительные и прочие работы и услуги. Все они так или иначе имеют своим предметом и конечным результатом вещественные блага, используемые работниками государственной организации.
Наконец, кроме материальных благ и материальных услуг любая организация часто нуждается в оказании ей тех или иных так называемых нематериальных услуг, т.е. такого рода работ, которые не имеют своим конечным результатом материальное благо, а их полезный результат прекращается вместе с прекращением оказания самой услуги.
К такого рода нематериальной деятельности относятся любые виды человеческой деятельности, непосредственно не связанные с процессом материального производства и воспроизводства, например, социально-культурные, научные и консультационные услуги и т.п. По мере развития человеческого общества доля такого рода затрат человеческого труда увеличивается, ибо это отвечает самой сути человека как воплощения разума, а не как простого производителя материальных благ, необходимых ему лишь для своего физического существования. Нематериальные услуги не выделяются из общего состава работ и услуг, которые покупает государственная организация для обеспечения своей деятельности, но сами по себе могут оказываться только при условии того, что их производитель является потребителем необходимых ему материальных благ. Таким образом, хотя по отношению к государственной организации нематериальные услуги в составе услуг и работ вообще являются в необходимых случаях самостоятельным предметом обеспечения процесса функционирования любой организации, или предметом купли-продажи, сами по себе они не существуют как истинный вещественный товар.
Представленный выше состав благ, необходимых для функционирования государственной организации, очень широк, поэтому невозможно обойтись без специфического процесса управления всем этим материальным и нематериальным обеспечением.
Обычно необходимость управления государственными поставками, закупками и другими снабженческими процессами объясняют лишь тем, что благодаря управлению можно минимизировать затраты, что-то экономить, где-то ускорять и т.п. Все это, конечно, правильно, но все же все это не причина управления, а его результат: правильное управление процессом снабжения приводит к эко
номии, ускорению, минимизации и т.д., а потому логичным кажется и обратное утверждение, что для получения минимизации надо управлять. На самом деле управление процессом материального обеспечения всей деятельности государственной организации имеет место абсолютно всегда, ибо без управления был бы хаос в поставках, и никакая работа была бы невозможна. Только «улучшение», «совершенствование» и другие прогрессивные формы изменения управления позволяют говорить о том, что по сравнению с предыдущими формами управления достигаются минимизация, уменьшение и т.д., следовательно, минимизация, сокращение и другие результаты есть не причина управления как такового, а причина определенного рода изменений в управлении.
Причина управления снабженческим процессом кроется в сложности самого данного процесса как на уровне отдельной государственной организации, так и на уровне государства в целом. Именно управление делает возможным работу любой организации.
Управление есть составная часть любого вида полезной человеческой деятельности, особенно если эта деятельность есть одновременная и взаимосвязанная деятельность сразу многих людей. как это и имеет место в большинстве государственных организаций, и тем более в государстве как органе власти.
Понятие закупки.В условиях рыночных отношений обеспечение государственной организации материальными и нематериальными благами, или обеспечение, или снабжение товарами и услугами (включая в это понятие и то, что называется «работами») осуществляется как особый специфический процесс, который имеет множество названий. Одно из первых таких понятий, относящихся к снабжению, есть понятие «закупки».
В данное понятие можно вкладывать самое разнообразное содержание. Но обычно под закупками понимается совокупность действий, связанных с покупкой товаров и услуг. В данном случае будем понимать, что: закупки — это торговая сторона (функция) процесса снабжения государственной организации.
В процессе закупок государственная организация покупает необходимые ей товары и услуги. Однако сам по себе процесс купли-продажи товара есть лишь некое, обычно быстротечное явление. означающее обмен денег на товар. В то же время, очевидно, данное явление имеет свою предысторию, т.е. какие-то необходимые пред
шествующие действия покупателя, и свою последующую историю, т.е. необходимые дальнейшие действия покупателя.
Таким образом, точно можно определить содержание закупочной деятельности лишь как действия купли-продажи товара (услуги), но вот как с данным содержанием увязываются все другие действия покупателя — зависит исключительно от исследователя данного вопроса или его практического пользователя.
В разделе, посвященном торговой функции процесса снабжения, будут указаны дополнительные функции, которые обычно учитываются в содержании понятия «закупки». Обычно они включают действия покупателя, начиная от выбора поставщика и заканчивая получением документов на купленный товар. При этом к такого же рода закупочным действиям следует отнести и обязательно имеющие место информационные процессы, например подготовку информации о государственных торгах, размещение этой информации, как это предписано по закону, и т.п.
В то же время обычно такие предварительные действия государственного покупателя, как выявление своих нужд (потребностей) и их трансформация в коммерческий вид, т.е. подготовка необходимой для процесса закупок формы их существования, в нашем случае, строго говоря, не включаются в понятие «закупки» и существуют как своего рода предварительные стадии общего снабженческого процесса.
Понятие поставки.Понятие поставки, как и понятие закупок, в экономической литературе часто тоже трактуется очень широко, и по сути, не проводится никаких различий между ними. Может даже специально оговариваться, что эти понятия употребляются автором как синонимы.
С научной точки зрения такой процесс придания сразу множеству разных понятий (слов) одного и того же содержания объективно означает, что соответствующий автор просто не желает заниматься теоретическими вопросами, считает их бесполезными для его дела и ориентируется только на сугубо практические, конкретные вопросы, решение которых может, по его мнению, привести к увеличению прибыльности коммерческой деятельности, а в случае государственных организаций — к минимизации государственных расходов на закупки и прочим результатам.
Такой подход внешне выглядит очень заманчивым, ибо позволяет сразу углубиться в практические проблемы и понапрасну не мудрствовать, не теоретизировать. Однако недостатком отсутствия более-менее четкого содержательного понимания того или иного
определения (понятия) становится то, что, с одной стороны, в разных случаях одно и то же понятие (слово) может употребляться в разных, часто не совпадающих между собой смыслах, а с другой стороны, теряется критерий оценки предлагаемых практических мер, которые в результате обычно всегда имеют достаточно противоречивый характер. Две предлагаемые меры могут иметь своим результатом ту или иную экономию затрат на покупку товаров, но их одновременное использование может вести не только к экономии, но и, наоборот, вызвать относительный рост расходов на покупку товаров. Например, проведение государственных торгов обычно есть фактор снижения расходов на покупку товаров государственной организацией в силу конкуренции между поставщиками. Установление предельной цены государственных закупок на минимальном уровне есть тоже фактор экономии затрат на закупки. Но комбинация этих факторов может привести к тому, что предельный уровень цены окажется ниже уровня цен, отвечающего интересам рыночных поставщиков, и в результате торги не состоятся, а значит, вполне вероятно, что последующая государственная закупка будет произведена на далеко не оптимальных для государственного заказчика условиях.
Поэтому представляется все же целесообразным отделить понятие «закупки» от понятия «поставка».
Поставка — это действия государственного покупателя, связанные с доставкой (получением) и складированием закупленного товара.
Таким образом, поставка в данном понимании объединяет две «материальные» стороны снабженческого процесса государственной организации: действия, связанные с транспортировкой купленного (или покупаемого) товара, и действия, связанные с его размещением, обычно на территории (в помещении) государственной организации-покупателя.
В силу действующих порядков, регламентирующих снабженческую деятельность государственной организации, материальные действия государственного покупателя, как и в случае закупочного процесса, обязательно включают и те или иные обязательные по закону и добровольные (инициативные) информационные действия, например направление сведений о заключенном государственном контракте в государственный реестр и т.д.
Содержание понятие снабжения.Представленная логика определения понятий закупки и поставки позволяет выявить содержание
более общего понятия, объединяющего эти два понятия,
понятия снабжения. Как уже говорилось, исходно снабжение есть процесс материального обеспечения функционирования государственной организации, который в рыночной форме есть просто процесс ее обеспечения необходимыми ей товарами и услугами. Но это наиболее общие определение. В нашем случае важно более четко определить содержательную сторону этого определения, и это становится возможным, поскольку уже имеются определения, которые представляют наиболее существенные, или основные, части этого содержания — понятия закупок и поставок.
Снабжение государственной организации — это единство закупочной и поставочной деятельности государственной организации. данное определение очень кратко отражает всю сущность снабжения. Его некоторой неточностью является тот факт, что все-таки не все действия государственного покупателя воплощаются в таком определении. Так, отсутствует упоминание предзакупочных действий, а также возможных послепоставочных действий государственного покупателя. Совершенно неверно было бы отрицать необходимость или значимость (или даже обязательность) для процесса снабжения указанных содержательных действий.
Из создавшейся ситуации может быть два выхода. Первый состоит в том, чтобы одно и то же понятие применять к двум разным содержаниям с соответствующей оговоркой. Например, можно договориться о существовании двух понятий снабжения: в узком смысле — это единство закупки и поставки, а в широком смысле — это абсолютно все действия и процессы, связанные с покупкой и доставкой купленных товаров и услуг.
Неудобство такого подхода состоит в том, что при употреблении данного термина необходимо всегда оговаривать его узкую или широкую форму содержания, что, как показывает опыт, часто не выдерживается, поэтому возникает путаница в трактовке такого понятия.
Второй выход: считать, что снабжение есть единство закупки и поставки товара, а для учета всех иных связанных с ними действий придумать еще более общее понятие. Тогда бы возникло новое понятие как единство понятия снабжения и дозакупочных и послепоставочных действий. В этом случае логика употребления понятий сохраняется и нет необходимости каждый раз вникать в то, в каком смысле автор употребляет данное понятие (слово).
На наш
взгляд, таким наиболее подходящим и всецело обобщающим понятием могло бы стать понятие «государственная логистика».
Понятие государственной логистики.Определим данное понятие следующим образом:
государственная логистика — это единство снабженческой и обеспечивающей ее деятельности государственной организации, предписываемой ей имеющимся законодательством.
Данное содержание государственной логистики означает, что пока это самое общее возможное понятие, объединяющее любые существующие и возможные в будущем действия, которые государственная организация предпринимает для того, чтобы обеспечить себя товарами и услугами на систематической основе.
Содержательно это закупочные, поставочные и прочие логистические действия.
Каждый из этих типов логистических действий состоит из специфических действий и неких общих действий — информационных и др. Эти последние по законам разделения труда постепенно специализируются в некие самостоятельные функции общего логистического процесса, в результате чего возникают самостоятельные логистические функции, которые существенно обособляются от собственно процессов закупки и поставки товаров и услуг. Это касается прежде всего выделения информационной логистики, распределительно-складской логистики, юридически -консультационной логистики и др.
В результате такой специализации ряда логистических функций последние следует разделять двояким образом:
• с одной стороны, государственная логистика распадается на процесс снабжения и прочие логистические действия, или сокращенно — это снабжение <в широком смысле слова»;
• с другой стороны, государственная логистика распадается на составные функции процесса снабжения (торговые, транспортные, складские) и на специализированные функции (информационная, распределительная и др.).
В настоящем пособии специализированные функции государственной логистики обособленно не рассматриваются, а упор делается лишь на снабженческий процесс как «ядро» всей государственной логистики.
Понятие логистики присуще и коммерческим, а не только государственным организациям. Поэтому важно указать на имеющееся
существенное различие (отличие) между коммерческой и государственной логистикой.
Данное различие состоит в том, что если коммерческая логистика есть соответствующие логистические действия самой коммерческой организации как частного покупателя товаров и услуг на рынке, то логистические действия государственной организации не являются в полной мере ее «собственными», или «частными», действиями, это только такие ее действия, которые предписаны ей законом (или предписаны ей самим государством). Конечно, это всегда действия конкретной государственной организации-покупателя, и в этом смысле это ее собственные или «децентрализованные» действия, но их основа задана государственному покупателю «извне», и в этом смысле логистические действия государственного покупателя — всегда одновременно и «централизованные» действия. В случае коммерческой логистики никаких «централизованных» действий подобного рода частный покупатель не осуществляет.
Таким образом, специфика государственной логистики состоит в характере ее управленческой сути. Частный участник рынка как покупатель самостоятельно осуществляет управление всеми своими логистическими процессами, в силу чего и возникают понятия «управление закупками», «управление поставками» и т.д.
Иное дело, если речь идет о государственном покупателе. Внешне кажется, что он сам управляет своим логистическим процессом, но на самом деле все его сущностные действия есть результат вышестоящего управленческого процесса.
Логистика вообще есть, в сущности, снабженческий процесс с позиций процесса управления им. Когда говорят о логистике по отношению к коммерческой организации, то всегда подразумевают, что речь идет о процессе управления закупками, поставками и т.п. То же можно сказать и относительно государственной организации, но лишь в ином смысле — речь идет об управлении закупками, поставками и т.п. не столько со стороны государственной организации, сколько со стороны государства в целом.
Применительно вообще к увязке (сочетанию, одновременному потреблению) понятий «управление» и «государственная логистика» можно повторить то. что было сказано ранее: процесс управления всегда «встроен» в любую деятельность человека. Государственная логистика всегда есть некий управляемый, а не стихийно осуществляемый процесс. Поэтому, когда говорят об «управлении> логистикой, то имеется в виду не переход от «неуправляемой» ло
гистики к «управляемой», а просто совершенствование или улучшение имеющихся способов управления логистцческими процессами в целом и в отдельности. Вэтом понимании сочетание типа «управление закупками» и т.п. является логически неточным, ибо управление есть составная часть закупок (поставок, снабжения, логистики и т.д.), а не нечто «стоящее» над закупками.
2.2. ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКИ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Основные цели государственной логистики:
•обеспечение непрерывности поставок;
•поддержание стандартов качества;
•минимизация государственных расходов;
•повышение эффективности поставок.
Основные цели государственной логистики. Каклюбая полезная и необходимая обществу деятельность, сфера государственной логистики имеет целый ряд целей, которые она призвана выполнять:
1)обеспечение непрерывности поставок товаров и услуг государственным организациям-заказчикам;
2) поддержание необходимых стандартов качества потребляемых государственными организациями товаров и услуг, ибо их несоблюдение часто снижает качество той работы (услуг, деятельности), которую выполняют государственные организации от лица государства для всех членов общества;
З)минимизация государственных расходов двоякого типа:
• собственно расходов на оплату закупаемых товаров и услуг;
• расходов, которые несут государственные организации по осуществлению самого логистического процесса закупок товаров и услуг для удовлетворения государственных нужд;
4)повышение эффективности государственных поставок:
а) на уровне отдельного государственного покупателя путем:
• избежания (недопущение) дублирования закупок однотипных товаров;
• снижения отходов;
• управления поставками и поставщиками;
б)на уровне государственной логистической системы в целом путем: 72
• сотрудничества всех государственных логистических структур;
• улучшения механизмов государственных закупок (рис. 22).
Обеспечение непрерывности поставок.Государственная организация есть своего рода живой организм, который требует постоянного «питания» в виде товаров и услуг, которые позволяют ей выполнять предписанные законом функции и действия. Поставка товаров должна осуществляться на регулярной основе, которая, в свою очередь, зависит:
• от размеров финансирования государственной организации из бюджета;
• периодичности финансирования (какие-то средства выделяются помесячно, какие-то — поквартально и т.д.);
характера закупаемых благ с точки зрения возможностей их сохранности в течение того или иного периода времени (что-то хранится месяцами или более года, а что-то имеет конкретные сроки хранения);
• наличия складских поме[цений (места) для хранения;
• сравнительной эффективности хранения товара и его постоянных закупок и т.д.
Приведенный перечень факторов, определяющих периодичность закупок товаров и услуг государственной организацией, показывает, что вряд ли достаточно только одного «опыта» таких закупок. На самом деле данный вопрос требует существенных экономических исследований по отношению к каждой государственной организации, и на этом направлении могут быть выявлены значительные экономические резервы, которые есть не что иное, как фактор снижения бюджетных расходов.
Обеспечение Поддержание непрерывности поставок стандартов качества
Цели
государственной
логистики
Минимизация Повышение
государственных расходов эффективности госзакупок
Рис. 22. Важнейшие цели государственной логистики
73
Тонкий момент в данном случае состоит в том, что сама по себе государственная организация совершенно не заинтересована в выявлении такого рода экономии, ибо это всегда экономия только для государственного бюджета, а не для бюджета самой государственной организации, ибо любая экономия такого рода в конечном счете только уменьшает смету расходов государственного покупателя, но при этом не увеличивает ее доходную часть.
Таким образом, непрерывность государственных поставок есть просто иного рода констатация того факта, что технически государственная организация функционирует в течение данного года и в последующее время, а потому ей непрерывно требуются соответствующие товары и услуги. Но как экономическое явление непрерывность поставок может быть обеспечена по-разному, т.е. требовать разных расходов со стороны государственного покупателя (заказчика). Разумным подходом в данном случае является, конечно, стремление к минимизации такого рода расходов, которое, к сожалению, в отличие от частной организации как формы существования частной собственности на рынке не представляет собой внутренний побудительный мотив самой государственной организации и потому может осуществляться только по требованию «сверху», т.е. от имени вышестоящего государственного органа власти.
Поддержание стандартов качества.Государственная организация как потребитель товаров и услуг нуждается в товарах как определенного рода потребительных стоимостях, или в тех полезных свойствах, которыми обладают товары, или полезном эффекте, который возникает в силу оказания соответствующей услуги. Формально говоря, каждый вид полезной трудовой деятельности нуждается в соответствующих товарах и услугах, потребительские характеристики которых могут существенно различаться. Но для каждой конкретной полезной деятельности существует набор наиболее подходящих по своим качественным характеристикам товаров, который в случае государственных организаций обычно выявляется, в том числе, и опытным путем. Несоблюдение нужного качества закупаемого товара (услуги) обязательно снижает качество той работы (услуги, деятельности), которую выполняет государственная организация от имени государства для каких-то членов общества.
Естественно, что было бы крайне неудобно и затратно постоянно выявлять нужный товар, который необходимо закупать. Выход состоит в том, что осуществляется стандартизация производи
мых товаров и государственный покупатель покупает не товар с любыми качественными характеристиками вообще, а товар, применительно к которому производитель гарантирует заданные его качественные характеристики. Таким образом, один и тот же вид товара присутствует на рынке в нескольких стандартных вариантах, из которых покупатель выбирает нужный ему товар.
Государственный покупатель обыч но самостоятельно выбирает вид закупаемого товара и поэтому находится в границах двух типов:
• с одной стороны, покупка высококачественного товара часто требует больших расходов, поэтому государственный заказчик может столкнуться с проблемой нехватки средств для покупки другого необходимого ему товара;
• с другой стороны, покуп ка низкокачественного товара имеет два недостатка: во-первых, такого рода товар может не обеспечить нормальное функционирование организации, а во-вторых, образовавшаяся экономия по смете может быть бесполезна для государственной организации, так как по итогам года она будет изъята в вышестоящий бюджет.
Наличие такого рода границ показывает, что государственный покупатель (заказчик) в своей закупочной деятельности должен опираться преимущественно на некий необходимый ему круг «стандартных> товаров и услуг. Знание своих стандартов — совершенно необходимое условие всего современного процесса осуществления государственных закупок. В ходе последних государственный заказчик обязательно должен сформулировать требования к качественным характеристикам закупаемых товаров и услуг, а для этого он должен их иметь заранее в виде своих стандартов качества.
Конечно, на рынке идет процесс постоянного обновления производимых товаров и услуг, что существенно затрудняет выработку стандартов качества со стороны государственного покупателя. Обычно в этом случае, если он что-то и меняет, действует опытным путем, т.е. методом проб и ошибок. На самом деле данный процесс должен быть в достаточной мере централизован, и специальная государственная служба для каждой сферы государственной деятельности должна отслеживать изменения на товарных рынках и рекомендовать группам государственных покупателей новые стандарты качества закупаемых товаров.
По-видимому, пелесообразно иметь специальные «реестры» стандартных товаров и услуг, рекомендуемые для закупок государственным и организациями. Эти реестры стандартов:
75
1) с одной стороны, необходимы самим государственным орган изациям (заказчикам), ибо позволяют:
• лучше ориентироваться на рынке;
• закупать действительно «качественные» товары;
• упрощать документарную сторону закупок, т.е. осуществлять процессы закупок путем ссылки на стандарт качества закупаемого товара в государственном реестре качества без подробного расписывания качественных характеристик закупаемых товаров, и т.п.;
2) с другой стороны, они полезны и для потенциальных рыночных поставщиков товаров и услуг государственным организациям, так как позволяют заранее уяснить, какие товары по своим качественным характеристикам будут востребован ы на государстве ином рынке.
Если государственная организация закупает «нестандартный» товар, то она всегда должна (или может) обосновать необходимость покупки именно такого товара, в то время как при покупке стандартных товаров ей уже не требуется никаких доказательств или обоснований целесообразности своей покупки.
Стандартизация закупаемых товаров и услуг есть тоже одна из форм рационализации экономической деятельности государственной организации, исходящая от государства в пелом, а не от самой государственной организации как таковой.
Минимизация государственных расходов.Под государственными расходами на покупку товаров иуслуг всегда следует понимать два принципиально разных типа расходов, которые несет каждая государственная организация-покупатель и государство в целом:
• расходы на оплату, т.е. собственно расходы государственной организации на денежную оплату закупаемых товаров и услуг;
• логастические расходы, т.е. расходы, которые несут государственные организации по осуществлению всего процесса закупок и поставок товаров и услуг для удовлетворения государственных нужд.
Данные два типа государственных расходов теоретически должны быть четко разделены в смете расходов государственной организации как для нужд самой этой организации, так и для целей рационализации расходов государства в целом.
В общем плане можно, конечно, выдвигать общепринятый тезис о том, что государственные расходы на покупку товаров и услуг
следует минимизировать, но теоретический анализ показывает, что данный тезис не совсем точен.
Содной стороны, расходы на оплату товаров и услуг государственная организация сама по себе никогда не будет минимизировать, ибо она не заинтересована в уменьшении своей сметы расходов. С другой стороны, государственной организации требуется необходимый объем стандартных товаров и услуг для осуществления своей деятельности, который уже научно выверен, а потому любая минимизация в этом случае означает ухудшение качества государственной деятельности и т.п.
Минимизация расходов на логистику достигается не путем их минимизации на уровне отдельной государственной организации, а путем централизации логистических процессов сразу для многих государственных покупателей. Чем больше каждая отдельная государственная организация занимается логистикой, тем выше совокупные расходы государства на логистический процесс, которые отражаются в сметах финансирования государственных организаций, и никакая экономия или минимизация здесь не поможет в силу ошибочной стратегии самого направления минимизации расходов.
У государственной организации нет никаких внутренних экономических стимулов для такого рода минимизации логистических процессов, а вот обратный стимул — к завышению данного рода расходов — всегда имеется по определению, как и в части любых иных статей ее сметных расходов.
Понятие минимизации государственных расходов на закупку товаров и услуг применительно к государственной организации может означать лишь требование со стороны государства (в лице законодательства, контролирующих органов) не нарушать действующий порядок государственных закупок, процессы их финансирования и процессы использования купленных товаров.
Если государство действительно стремится к минимизации своих расходов на закупки товаров и услуг государственными организациями, то оно должно исключительно самостоятельно заниматься этой проблемой как комплексной, так как:
• снижение расходов на оплату товаров и услуг исходно есть результат рационализации деятельности (функционирования) самих государственных организаций. Состав и качество потребляемых товаров зависят прежде всего от того, для чего они используются, в каких целях;
• снижение расходов на государственную логистику зависит от того, как организован весь государственный логистичес
кий процесс. Если он организован как высокозатратный процесс, то никакая экономия уже не поможет.
В указанном смысле государство должно вести исследовательскую работу, нацеленную на минимизацию своих расходов, в единстве двух направлений:
• в направлении рационализации функциональной деятельности государственных организаций;
• в направлении рационализации их закупоч ной (логистической) деятельности.