Проведение экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством
К сдаче экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством кандидат в водители допускается в случае успешной сдачи теоретического экзамена. Сроки, в течение которых возможно назначение на экзамен установлены Правилами. Следует отметить, что в случае, если экзамен не сдан с третьей попытки, то последующие повторные экзамены назначаются не ранее, чем через 30 дней, но не позднее 6 месяцев с момента сдачи теоретического экзамена.
Регламент разделяет процесс экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством на три этапа: подготовку, проведение испытательных упражнений и определение и фиксацию результатов.
Подготовку к проведению экзамена, по нашему мнению, следует начать с проверки закрытой площадки, автодрома, автоматизированного автодрома для проведения экзаменов на соответствие установленным Правилами требованиям.
Установленные требования должны обеспечиваться организацией, в ведении которой находится площадка (автодром).
Автодром, автоматизированный автодром и закрытая площадка должны иметь по периметру ограждение, препятствующее движению по территории транспортных средств и пешеходов. Ограждение может быть стационарным либо временным (съемным), в виде водоналивных либо строительных барьеров, оградительных вех с сигнальными лентами и т.п. Места для ожидания должны быть оборудованы либо вне пределов закрытой площадки, либо на расстоянии не менее 20 метров от границ участков выполнения упражнений. Для обеспечения безопасности при выполнении упражнения по скоростному маневрированию (мототранспортные средства), место совершения разворота в ограниченном пространстве (категории «М», «А» и подкатегории «А1») целесообразно оборудовать ограждением из автомобильных покрышек, расположив их на расстоянии не менее одного метра от границы участка выполнения упражнения.
Проверяются участки, предназначенные для движения транспортных средств. Они должны иметь чистое, ровное и однородное асфальтобетонное покрытие. В зоне движения ТС не допускается наличие плотного снежного покрытия и льда, а также посторонних предметов, не имеющих отношения к обустройству площадки (автодрома). Время, необходимое для устранения причин, снижающих сцепные качества покрытия (снег, загрязнение поверхности) не включается во время подготовки к экзамену, указанные действия должны быть проведены заранее.
В зависимости от того, на какие категории или подкатегории транспортных средств запланировано проведение экзамена, на закрытой площадке устанавливается съемное оборудование и наносится временная разметка согласно заранее разработанной для конкретной категории (подкатегории) схеме. В случае, если на площадке планируется прием экзамена одновременно у нескольких кандидатов водители, разрабатывая схемы размещения испытательных упражнений, для обеспечения безопасности, расстояние между линиями их границ должно быть не менее 3 м.
Согласно Регламенту, места начала, окончания выполнения и границы участков упражнений обозначаются соответствующими линиями дорожной разметки и разметочными конусами (разметочными стойками). Учитывая то, что габаритные размеры транспортных средств даже одной категории могут быть различными, а схемы упражнений привязаны к размерам транспортного средства по ширине и длине, добиться унификации при нанесении разметки практически невозможно. Поэтому при нанесении стационарной разметки за основу необходимо брать усредненное значение размеров тех транспортных средств, которые в большинстве своем используются для приема экзаменов (обучения) на данной конкретной площадке (автодроме). Учитывая то, что для обучения используются, в подавляющем большинстве, транспортные средства среднего класса («С» - medium cars по классификации ЕЭК ООН). Разницу в габаритах на 15-20 см по ширине и 30 см по длине можно считать несущественной. За длину и ширину транспортного средства при нанесении границ участков выполнения упражнений следует принимать вертикальную проекцию внешних его габаритов на поверхность площадки (с учетом предусмотренных конструкцией данного транспортного средства наружных зеркал заднего вида). Вопрос о необходимости использования для приема экзаменов транспортного средства с нестандартными для данной конкретной площадки габаритами остается на усмотрение экзаменатора, так как при этом требуется корректировка границ упражнений, которая осуществляется путем перестановки разметочных конусов, а это требует дополнительных временных затрат.
Разрушение разметки из термопластика или других долговечных материалов не должно превышать 25%, а износ разметки из краски 50% ее площади.
На автоматизированном автодроме, в зависимости от способа осуществления автоматизированного контроля за положением транспортного средства и фиксации ошибок кандидата в водители (пневматические датчики давления, электромагнитные датчики и т.д.), на поверхности автодрома могут быть нанесены дополнительные линии фиксации выполнения упражнения, не выходящие за границы участков выполнения упражнений. Установленные на автоматизированном автодроме технические средства организации дорожного движения и разметка должны соответствовать требованиям, установленным нормативно-техническим документам.
На схемах испытательных упражнений приложения к Регламенту границы выполнения упражнений обозначены разметочными конусами, за исключением упражнения «Габаритный коридор», где на начальном участке применяются стойки. Считаем необходимым придерживаться указанных требований, так как установка стоек дает дополнительные ориентиры, которые в реальных дорожных условиях встречаться не будут, например, бампер (капот) сзади стоящей автомашины при парковке в заднее зеркало не виден, водитель ориентируется по боковым зеркалам, при заезде в бокс (гараж) и стоянку – на двери гаража или рядом стоящие автомашины, при развороте в ограниченном пространстве – на бордюрные камни (поребрик) и т.п. На усмотрение экзаменатора возможна установка стойки(ек) на линии начала и окончания упражнения № 7 «Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места…». Высота разметочных конусов не должна быть более 0,55 м, разметочных стоек – не менее 1 м. Целесообразно применять конуса изготовленные из мягких и упругих материалов, которые после наезда колесом восстанавливают свою первоначальную форму и стойки, изготовленные из материалов, не наносящих повреждений транспортным средствам. Расстояние между разметочными конусами, установленными по линиям границ упражнений, должно быть одинаковым и не превышать двух метров, вертикальная ось конуса должна проходить через центр линии разметки.
В случае, когда эксплуатационное состояние площадки (автодрома) в процессе проведения экзамена по какой-либо причине перестало отвечать установленным требованиям (снегопад, обледенение, ливень) и дальнейшее его проведение угрожает безопасности его участников, либо делает невозможным применение технических средств контроля на автоматизированном автодроме, экзаменатор, по согласованию с руководителем подразделения, принимает решение о приостановлении проведения экзаменадо устранения указанных причин, а при невозможности его дальнейшего проведения – о прекращении экзамена. Кандидаты в водители, назначенные на экзамен, уведомляются о причинах приостановления или прекращения экзамена и им объявляется время, когда экзамен будет продолжен. Возобновляющийся снежный покров при постоянном малоинтенсивном снегопаде, скрывающий линии разметки, не может быть причиной приостановки либо отмены экзамена. В этом случае для облегчения ориентирования, целесообразно применение дополнительных конусов (разметочных стоек) либо каких-либо иных способов для обозначения границ участков упражнений.
При проведении экзамена в темное время суток наличие и работа искусственного освещения площадки (автодрома) обязательны. Освещенность должна быть постоянна во времени и ее распределение должно быть равномерным.
Диспетчерский пункт автоматизированного автодрома должен обеспечивать возможность размещения автоматизированного рабочего места экзаменатора с компьютером для получения и обработки информации о ходе сдачи экзаменов, монитором, на котором отражаются действия экзаменуемых с фиксацией допущенных ошибок, громкоговорящей связью и другой оперативно-контролирующей аппаратурой, необходимой для бесперебойной передачи и получения соответствующих данных, принтером для распечатки результатов экзамена. Расположение диспетчерской должно предусматривать возможность ведения визуального наблюдения за обстановкой на автодроме в целом. Диспетчерский пункт должен быть оборудован устройством громкоговорящей связи и устройством радиосвязи с экзаменуемым.
Проверка работоспособности автоматизированной системы автодрома производится его владельцем автодрома в присутствии экзаменатора. Проверка осуществляется путем включения соответствующей программы тестирования и пробной поездке на по установленному испытательному маршруту. Проверяется работоспособность и соответствие установленным требованиям используемых на автоматизированном автодроме технических средств организации дорожного движения. Автоматизированная система контроля и оценки результатов выполнения кандидатами в водители каждого испытательного упражнения и экзамена в целом должна обеспечивать непрерывность контроля: выезда за пределы контрольных линий, обозначенных на рисунках упражнений; касание колесами либо габаритами транспортного средства соответствующих линий фиксации начала и конца выполнения упражнений; остановки в заданном месте; переключения передач; скорости движения; включения сигналов поворота; заданного времени выполнения комплекса упражнений.
Контроль работоспособности автоматизированной системы автодрома осуществляется в непрерывном режиме в процессе проведения экзамена в течение всего экзаменационного дня. При возникновении или обнаружении неисправности соответствующая информация должна выводиться на экран монитора в диспетчерском пункте. При этом проверка работоспособности системы прекращается до устранения неисправности.
Затем, (либо, если экзамен проводится несколькими экзаменаторами – одновременно с этим) проводится проверка транспортных средств, используемых для проведения экзаменов (в случае приема экзамена на транспортном средстве, предоставляемом учебной организацией или экзаменуемым) на соответствие требованиям, установленным Правилами дорожного движения Российской Федерации и Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации.
Документом, подтверждающим проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, является путевой лист с отметкой должностного лица, ответственного за проведение указанного контроля. Экзаменатор, являясь сотрудником Госавтоинспекции, имеет все основания для проведения указанной проверки.
При обнаружении неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация, владельцу предлагается устранить их на месте, а если это невозможно – прием экзаменов на таком транспортном средстве не допускается.
Водитель учебного (экзаменационного) транспортного средства: экзаменатор – при приеме экзамена на транспортном средстве Госавтоинспекции, или мастер производственного обучения вождению (МПОВ) – при приеме экзамена на транспортном средстве образовательной организации, обязан иметь при себе документы, указанные в п. 2.1 Правил дорожного движения, а МПОВ, кроме того, документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории или подкатегории. В настоящее время единая форма такого документа не установлена.
При проверке транспортного средства, используемого для приема экзаменов на автоматизированном автодроме, оценивается работа оборудования, обеспечивающего функционирование транспортного средства как элемента автоматизированной системы автодрома, информирование кандидата в водители об оценке в автоматизированном режиме результатов и времени выполнения каждого испытательного упражнения и экзамена в целом, установленного в транспортном средстве (систем приема/передачи информации, датчиков, световых и/или звуковых сигналов аварийного торможения, дисплея и т.п.).
Изменение конструкции транспортного средства, связанное с установкой дополнительных педалей управления, либо специального оборудования для обеспечения возможности управления им лицами с ограниченными физическими возможностями должно быть зарегистрировано и подтверждено соответствующей записью в свидетельстве о регистрации транспортного средства. Кроме того, транспортные средства, используемые для приема экзамена у лиц с ограниченными физическими возможностями, которые допущены к управлению транспортными средствами по медицинским показаниям, должны иметь автоматическую трансмиссию и антиблокировочную тормозную систему.
Использование транспортных средств, оборудованных системами активной безопасности автомобиля, контролирующих и поддерживающих в автоматическом режиме избранную водителем дистанцию до движущегося впереди транспортного средства или облегчающих процесс парковки транспортного средства не допускается, либо конструкцией транспортного средства должна быть предусмотрена возможность их отключения. Исключением может являться использование акустической парковочной системы при приеме экзамена у лиц со слепотой одного глаза, допущенных к управлению транспортными средствами по медицинским показаниям.
На учебном транспортном средстве (за исключением мототранспортных средств) спереди и сзади должны быть установлены опознавательные знаки «Учебное транспортное средство», при этом допускается установка указанного двустороннего знака на крыше автомобиля. Размеры знака должны соответствовать установленным требованиям – сторона не менее 200 мм, ширина каймы – 1/10 стороны. При установке знака на крыше, во избежание его падения и создания помех для движения, он должен быть надежно закреплен. Недопустимо использование транспортных средств со световыми коробами (с вышеуказанными опознавательными знаками и рекламой - лайтбоксами) не прошедшими оценку соответствия требованиям технического регламента в связи с внесением изменений в конструкцию (необходимо наличие свидетельства о соответствии транспортного средства, с внесенными в его конструкцию изменениями, требованиям безопасности).
В страховом полисе обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства соответствующая отметка должна стоять в графе «договор заключен в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством». Считаем, что требование обязательного наличия отметки «учебная езда» в графе полиса «Цель использования транспортного средства», вне компетенции экзаменатора, так как влияние на безопасность дорожного движения размеры страховых тарифов и коэффициентов не оказывают.
Не видим препятствий в том, что прием экзамена может быть проведен на транспортном средстве категории «М», «А» и подкатегории «А1», предоставленном кандидатом в водители, в случае, если последний изъявляет такое желание. Соответствующее решение принимает экзаменатор по результатам обязательной проверки указанного транспортного средства на соответствие требованиям, установленным Правилами дорожного движения Российской Федерации и Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации (обязательность оснащения такого транспортного средства дополнительными органами управления нормативно не предусмотрена). Установку знака «Учебное транспортное средство» на мотоциклы и мопеды, в связи с тем, что прием экзамена в условиях дорожного движения на них не предусмотрен, считаем излишней.
Проверяется работоспособность средств аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов. Для этого необходимо провести тестирование устройства в соответствии с руководством по эксплуатации.
Основные требования к средствам аудио- и видеорегистрации установлены Правилами. В связи с тем, что указанное средство предназначено для обеспечения видеозаписи дорожной обстановки спереди и сзади транспортного средства, видеозаписи воздействий кандидата в водители и лица, находящегося за дублирующими органами управления и на органы управления транспортным средством, видеозаписи показаний контрольно-измерительных приборов и аудиозапись команд и заданий экзаменатора, в наличии должно быть, как минимум, четыре видеокамеры и микрофон. Устройство должно обеспечивать сохранение аудио- и видеоинформации при проведении экзамена на электронный носитель, обеспечивающий ее целостность при отключении питания, защиту от несанкционированного доступа к записанной информации. Целесообразно использовать средства аудио- видеорегистрации, обеспечивающие быстрый монтаж и демонтаж компонентов с целью обеспечения возможности перестановки на другое транспортное средство с минимальными затратами времени.
Видеорегистрация экзамена на получение права на управление мототехникой может проводится одной камерой либо двумя камерами, установленной стационарно и обеспечивающей обзор всей закрытой площадки (автодрома), либо носимой камерой.
Производится ознакомление кандидатов в водители с порядком проведения и системой оценки результатов. Целесообразно организовать в помещении экзаменационного подразделения и в пределах площадки информационный стенд с выпиской из административного регламента, касающейся правил проведения практических экзаменов и системы оценки ошибок. Устный инструктаж должен касаться общих вопросов порядка проведения экзамена: последовательности выполнения упражнений, общего времени выполнения всего комплекса и отдельных элементов. Обговаривается значения команд (жестов) экзаменатора, сигнализирующих о начале и прекращении экзамена (старте и остановке транспортного средства). Инструктаж по технике безопасности при проведении экзамена должен содержать требование о немедленной остановке транспортного средства при появлении в зоне выполнения упражнения (упражнений) посторонних предметов, лиц либо транспортных средств.
Кандидаты в водители информируются о том, что согласно требованиям постановления Правительства «О допуске к управлению транспортными средствами», с целью осуществления контроля над процессом проведения экзамена и объективностью оценки навыков управления транспортным средством, ведется видео и аудиозапись процесса приема экзамена.
По желанию кандидата в водители с нарушениями функции слуха при проведении инструктажа может присутствовать сурдопереводчик.
Выбор способа приема экзамена, согласно п. 7 Приложения 7 к Регламенту, зависит от наличия либо отсутствия условий для последовательного выполнения упражнений. Указанные условия должны обязательно соблюдаться на автоматизированном автодроме, так как автоматизированная система контроля и оценки навыков управления транспортными средствами должна обеспечивать «непрерывность процесса проведения экзамена» (п. 14 Приложения № 1 к Правилам). Пунктами 3 и 4 Приложения 1 к Правилам установлено, что размеры и оборудование автодрома и закрытой от движения площадки, размещение зон испытательных упражнений должны обеспечивать возможность выполнения всего комплекса испытательных упражнений в зависимости от категории или подкатегории транспортного средства. Минимальные размеры закрытой площадки для первоначального обучения вождению, установленные в примерных программах профессионального обучения водителей транспортных средств, – не менее 0,24 га. Подавляющее большинство учебных организаций, по известным причинам, не выходят за указанные рамки. Такая площадка позволяет разместить только комплекс упражнений на категории (подкатегории) «В» («В1») либо «С» («С1») и «D1». Поэтому следует ожидать, что прием экзамена на категории «D», а также в составе транспортных средств, будет осуществляться путем поочередного выполнения упражнений.
Общее время при последовательном выполнении упражнений должно быть рассчитано заранее по приведенной в п. 8 Приложения 7 к Регламенту формуле. Считаем, что в сведениях о наличии у организации по профессиональной подготовке водителей площадки (автодрома) должны фигурировать данные о категории(ях) транспортных средств, на право управления которыми у нее имеются условия для последовательного приема практического экзамена, схема организации движения и общее время выполнения упражнений. В случае, если проведение экзамена планируется на базе образовательной организации, экзаменатор вправе накануне или перед началом экзамена произвести необходимые замеры и расчеты для проверки или обновления указанных сведений.
Экзаменатором устанавливается личность кандидата в водители способом, описанным выше (проведение теоретического экзамена). Данные документа, удостоверяющего личность, сверяются с данными, указанными в экзаменационном листе. При отсутствии документа, удостоверяющего личность, кандидат к экзаменам не допускается. Кандидат в водители, имеющий, согласно медицинскому заключению, медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием медицинских изделий для коррекции зрения или для компенсации потери слуха (соответствующая запись должна иметься в заявлении и (или) экзаменационном листе), при отсутствии указанных изделий (очки, контактные линзы, слуховой аппарат, речевой процессор) к экзамену не допускается.
Так как обеспечение средствами индивидуальной защиты не входит в обязанности органа, предоставляющего государственную услугу, кандидат в водители, сдающий экзамен на получение права на управление мототранспортными средствами должен иметь при себе мотошлем. В случае. если мотошлем предоставляется владельцем мототранспортного средства - индивидуальный или одноразовый подшлемник. В целях обеспечения безопасности и во избежание травм кандидату в водители рекомендуется также иметь защитные перчатки, одежду из плотного материала: куртку и брюки; сапоги или ботинки с высокими голенищами. Об этом он уведомляется при назначении места и времени проведения экзамена. Однако отсутствие указанной экипировки (за исключением мотошлема) не может служить основанием в отказе от приема экзамена.
В экзаменационном листе экзаменатор указывает марку, модель, государственный регистрационный знак, категорию (подкатегорию) и тип трансмиссии транспортного средства.
Кандидат в водители занимает водительское место, осуществляет подготовку к движению и начинает выполнение испытательных упражнений только по команде экзаменатора.
Посадка в кандидата в водители в транспортное средство перед началом выполнения испытательных упражнений на автоматизированном автодроме и высадка транспортного средства после их выполнения осуществляется под руководством работника автоматизированного автодрома.
Экзаменатор, как лицо проводящее экзамен, вправе выбрать себе место, из которого ему будет удобно осуществлять наблюдение над действиями кандидата в водители и подавать ему команды. В целях обеспечения мер безопасности при проведении экзамена на закрытой от движения площадке (автодроме) это может быть место (за исключением приема экзамена на получение права на управление мототранспортными средствами), обеспечивающее контроль над дублирующими органами управления. В этом случае, с целью сокращения времени на осуществление контроля за выполнением упражнений (пересечением контрольной линии, проведения необходимых замеров и фиксации положения транспортного средства по отношению к контрольной линии и т.п.), может привлекаться помощник. В качестве помощника выступает сотрудник экзаменационного подразделения, представитель образовательной организации, владелец транспортного средства.
Если прием экзаменов осуществляется на автоматизированном автодроме, экзаменатор наблюдает за действиями экзаменуемого из диспетчерского пункта. Автоматизированной системой должна быть предусмотрена возможность дистанционной остановки двигателя в случае, если действия экзаменуемого вызывают угрозу безопасности проведения экзамена на автоматизированном автодроме.
Методикой приема экзаменов 2001 года было предусмотрено право пробной поездки для адаптации кандидата в водители к транспортному средству. В Административный регламент такая процедура не заложена и затрачивать на нее ограниченное регламентом время нецелесообразно. Вопросы подготовки к экзамену находятся в компетенции образовательной организации.
Перед началом экзамена двигатель транспортного средства должен быть прогрет и выключен, средства аудио- и видеорегистрации включены, транспортное средство должно находиться в предстартовой зоне (не далее 5 метров от места начала упражнения). Необходимо отметить, что в случае, когда кандидаты в водители поочередно выполняют одно из упражнений, и затем приступают к выполнению следующего упражнения, выключение двигателя, особенно дизельного, с последующим его пуском ведет к повышенному расходу топлива и отрицательно влияет окружающую среду. Поэтому считаем допустимым по окончании выполнения упражнения (комплекса упражнений) двигатель не глушить, а фиксировать транспортное средство в неподвижном состоянии стояночным тормозом, предварительно переведя рычаг переключения передач в нейтральное положение (АКПП в положение «Р»).
Процесс подготовки кандидата в водители к началу движения должен проходить под контролем экзаменатора. Начало движения не допускается, если не пристегнут ремень безопасности (при его наличии), не застегнут шлем. Во всех случаях, когда в транспортном средстве находится экзаменатор, он также должен быть пристегнут ремнем безопасности (при его наличии).
Перед началом движения, с целью фиксации данных средствами аудио- и видеоререгистрации, кандидат в водители либо сам называет свою фамилию, имя и отчество (при наличии), либо эти данные озвучивает экзаменатор.
В процессе экзамена экзаменатору (экзаменуемому) запрещается включать звуковые приборы, находящиеся в транспортном средстве, вести разговоры, в том числе с использованием мобильной или радиосвязи, не относящиеся к экзамену, производить иные действия, снижающие возможности средств аудио- и видеофиксации, курить.
Кандидат в водители, занявший место в (на) транспортном средстве, подтвердивший готовность к старту включением ближнего света фар и начавший движение, считается приступившим к выполнению упражнения с момента пересечения передними колесами (колесом) линии начала выполнения упражнения. Если с этого момента он по какой-либо причине отказывается от выполнения упражнения, ему выставляется оценка «Не сдал». Аналогичная оценка выставляется, если кандидат не приступил к выполнению упражнения в течении 30 секунд после получения команды (сигнала) экзаменатора о начале его выполнения.
В процессе экзамена кандидатом в водители выполняются все испытательные упражнения, предусмотренные для проведения экзамена на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории (приложение № 7 к Регламенту), в последовательности, определяемой схемой организации движения на автодроме, автоматизированном автодроме или закрытой площадке. При этом окончание одного упражнения может служить началом следующего. При последовательном выполнении упражнений кандидат в водители останавливается только в местах, где такая остановка предусмотрена условиями выполнения упражнения, при этом, если оценка не осуществляется в автоматическом режиме, экзаменатор (помощник) должен зафиксировать контрольное расстояние до линии «Стоп» либо пересечение контрольной линии и дать команду на продолжение движения. Время на проведение необходимых замеров из общего времени экзамена должно быть исключено, поэтому рекомендуется начинать и заканчивать экзамен такими элементами, при выполнении которых требуется фиксация транспортного средства, организовав соответствующим образом размещение на площадке (автодроме) зон испытательных упражнений. Например, для категории «В» - первое упражнение № 7, затем № 5, № 6 и, в заключении, № 4. Если в процессе экзамена возникает спорная ситуация, которая требует дополнительных замеров, фотофиксации положения транспортного средства относительно контрольных линий, время выполнения упражнения приостанавливается.
При поочередном выполнении экзаменационных упражнений фиксируется суммарное время выполнения всех упражнений, предусмотренных для проведения экзамена на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, так как кандидаты в водители один за другим, поочередно выполняют одно или несколько, в зависимости от размеров площадки (автодрома), из предусмотренных экзаменом упражнений, затем приступают к выполнению следующего (следующих). При расчете суммарного времени выполнения всех упражнений, время выполнения каждого упражнения (элемента упражнения), предусмотренного для проведения экзамена на право управления транспортными средствами категорий «М», «А» и подкатегории «А1», принимается равным нормативам t, установленным для каждого упражнения (элемента упражнения). При выполнении элементов (упражнений) «Габаритная восьмерка», «Змейка», «Скоростное маневрирование», «Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места» и «Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров» должно составлять не более 3 минут 45 секунд. Суммарное время при выполнении пяти обязательных упражнений при проведении экзамена на получение права на управление категориями «В», «С» и «D» и подкатегориями «В1», «С1» и «D1» должно составлять не более 10 минут; категорий «ВЕ», «СE» и «DE» и подкатегорий «С1E» и «D1E» - не более 19 минут.
Экзаменатор контролирует ход выполнения испытательных упражнений (и действия помощника, при его наличии) визуально. Время выполнения контролируется при помощи секундомера (за исключением приема экзамена на автоматизированном автодроме). Секундомер может быть механический либо электронный, суммирующего типа, с возможностью запуска хронометража после остановки отсчета без обнуления показаний. Шкала механического секундомера должна иметь секундный и минутный циферблат. Основное требование: наличие действующего свидетельства об утверждении типа средств измерений. Время выполнения отдельного упражнения замеряется от момента пересечения передними колесами (колесом) транспортного средства линии начала выполнения упражнения до момента пересечения задними колесами (колесом) транспортного средства (прицепа) линии окончания выполнения упражнения либо остановки у линии «Стоп», если такая остановка предусмотрена условиями выполнения.
Подача каких-либо команд кандидату в водители при проведении экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством, кроме команды о начале выполнения упражнения(ий), Регламентом не предусмотрена. Указанная команда подается устно или заранее обговоренным жестом руки. Аналогичная команда подается по окончании проведения необходимых замеров, если фиксация транспортного средства в определенном месте (положении) предусмотрена условиями выполнения упражнений на право управления: мототранспортных средств – «Габаритный коридор», «Скоростное маневрирование», «Остановка для безопасной посадки или высадки пассажира»; категорий «В», «С», «D» и их подкатегорий – «Остановка и начало движения на подъеме»; категории «ВЕ», «СЕ», «DЕ» и подкатегорий – «Маневрирование в ограниченном пространстве, остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров». При выполнении упражнения «Движение и маневрирование задним ходом, въезд в бокс задним ходом» для категорий «В», «С», «D» и их подкатегорий длительной фиксации транспортного средства и проведения измерений не требуется, поэтому время замеряется до пересечения линии окончания выполнения упражнения задними колесами. При выполнении упражнения «Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места, парковка для погрузки (разгрузки) на парковочной эстакаде (платформе)» измерения необходимы, поэтому время на их проведение должно быть вычтено из общего времени выполнения упражнения.
Для облегчения проведения и сокращения времени необходимых замеров в местах, где условиями выполнения упражнения предусмотрена остановка с соблюдением контрольного значения «L» на поверхности автодрома могут быть нанесены линии фиксации выполнения упражнения, не выходящие за пределы границ участков выполнения упражнений, на расстоянии указанного контрольного значения от линии «СТОП» или от соответствующей границы упражнения. При этом для успешной сдачи экзамена кандидат в водители должен остановить: мототранспортное средство таким образом, чтобы пятно контакта шины с поверхностью площадки находилось между линией «СТОП» и указанной линией фиксации; состав транспортных средств таким образом, чтобы проекция соответствующего габарита транспортного средства (без учета зеркал заднего вида) находилась над или не далее линии фиксации. При выполнении упражнения «Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров» на мототранспортном средстве, по окончании упражнения переднее и заднее колесо должны стоять параллельно границе выполнения упражнения и без наклона относительно вертикальной оси, при этом вертикальная проекция крайней правой точки рукоятки газа должна быть не далее контрольного расстояния L от указанной границы (линии фиксации).
При выполнении упражнения «Сцепление и расцепление или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом», в особенности в составе транспортных средств «С1Е» и «СЕ», кандидату в водители рекомендуется быть в рабочей одежде и иметь при себе рукавицы. Об этом он уведомляется при назначении места и времени проведения экзамена.
Перед началом выполнения элемента упражнения прицеп должен быть зафиксирован при помощи противооткатных упоров, дышло прицепа установлено на уровне буксирного крюка автомобиля при помощи опорного колеса (при наличии), стойки, подставки и т.п.
При сцепке соединением типа «крюк-петля», кандидат в водители затормаживает прицеп стояночной тормозной системой, открывает замок буксирного крюка; осуществляет движение задним ходом до упора буксирного крюка в сцепную петлю прицепа; затормаживает тягач стояночной тормозной системой; накидывает сцепную петлю на буксирный крюк и закрывает замок, вставляет штепсельную вилку прицепа в розетку автомобиля; соединяет головки шлангов пневмосистемы прицепа с соответствующими головками пневмосистемы автомобиля; проверяет работу электрооборудования и тормозной системы прицепа; растормаживает стояночную тормозную систему прицепа; выезжает за пределы зоны выполнения упражнения.
При сцепке соединением «фаркоп-сцепная головка» прицеп быть установлен на опорное колесо (при его наличии). Кандидат в водители осуществляет движение задним ходом как можно ближе к концу дышла прицепа; нажимает кнопку на рукоятке сцепной головки; поворачивает рукоятку сцепной головки вверх до упора; приподнимает дышло прицепа и надевает сферическое гнездо сцепной головки на шаровой наконечник сцепного устройства; поворачивает рукоятку сцепной головки вниз до упора, при этом кнопка на рукоятке должна вернуться в исходное положение; присоединяет предохранительные цепи к автомобилю (правая цепь должна быть подсоединена к левому креплению, левая к правому, цепи под сцепной головкой должны перекрещиваться); подсоединяет штепсельную вилку прицепа к розетке тягача; при наличии опорного колеса — фиксирует его в верхнем положении; выезжает за пределы зоны выполнения упражнения.
С целью соблюдения безопасности при выполнении упражнения допускается, в соответствии с волеизъявлением кандидата в водители, помощь других лиц (помощник) при подъезде тягача задним ходом к прицепу и производстве сцепки соединением типа «крюк-петля». Такая помощь не требуется при выполнении упражнения на получение права на управление транспортными средствами категории «ВЕ», а также если транспортное средство-тягач оборудовано полуавтоматическими сцепным устройством с ловителем, а прицеп-опорой дышла, и при расцеплении прицепа с тягачом. Помощником не может быть экзаменатор.
При выполнении упражнения необходимо соблюдение мер личной безопасности. Помощнику необходимо постоянно быть в поле зрения кандидата в водители, его жесты должны быть видны в левое зеркало заднего вида и понятны. Во время движения задним ходом помощник не должен находиться между тягачом и прицепом. Помощь заключается в установке дышла прицепа на уровне сцепного крюка и подаче жестов о начале движения и остановке в точке сцепки.
Производство сцепки сцепной головки (сцепной петли) прицепа с шаром фаркопа (буксирным крюком) тягача, подключение тормозной системы и электрооборудования, проверку тормозной системы кандидат в водители осуществляет самостоятельно. Проверка работы электрооборудования (стоп-сигналов и сигналов поворота прицепа) осуществляется помощником.
Ошибки экзаменуемого фиксируются экзаменатором в экзаменационном листе путем проставления отметки любого графического вида («крестик», «галочка» и т.п.) в соответствующей графе экзаменационного листа (приложение № 4 к Регламенту). В случае, если кандидат в водители в процессе проведения экзамена допустил ошибку, за которую Регламентом предусмотрена оценка «Не сдал», продолжение выполнения испытательных упражнений нецелесообразно и экзамен должен быть прекращен.
При проведении экзамена на автоматизированном автодроме ошибки кандидата в водители фиксируются системой контроля и оценки результатов выполнения кандидатами в водители каждого испытательного упражнения и экзамена в целом, состоящей из датчиков, установленных на площадке и транспортных средствах, линий связи, центрального блока управления с программным обеспечением, автоматизированного рабочего места экзаменатора. Система должна предусматривать распечатку результатов экзамена с выставлением соответствующей контрольной таблице оценки. Экзаменатор контролирует работу автоматизированной системы и действий кандидатов в водители визуально.
Рассмотрим некоторые ошибки, за которые, предусмотрена выставляется оценка «Не сдал».
Не приступил к выполнению испытательного упражнения в течение 30 секунд после получения команды (сигнала) о начале его выполнения. Перед началом выполнения упражнения при поочередном выполнении или при последовательном выполнении упражнений транспортное средство должно находиться на расстоянии не более 5 метров от начала упражнения (упражнений). Отсчет времени идет с момента команды экзаменатора о начале движения. Если по каким-либо причинам, не связанным с действиями лиц либо передвижением транспортных средств, находящихся на площадке, кандидат в водители в течение 30 секунд не начал движения, ему выставляется оценка «Не сдал». Фиксация времени при поочередном выполнении осуществляется каждый раз после посадки кандидата в водители в транспортное средство и команды экзаменатора о начале движения. При последовательном выполнении кандидат в водители останавливается только в местах, где такая остановка предусмотрена условиями выполнения упражнения, указанное время фиксируется только один раз перед началом выполнения всего комплекса упражнений.
Наехал колесом на линию разметки, обозначающую границы участков испытательных упражнений, или сбил разметочное оборудование 3 и более раза.
Ошибка фиксируется в том случае, если при выполнении упражнения кандидат в водители попал пятном контакта шины транспортного средства с покрытием площадки на сплошную линию разметки, либо сбил (задел, сдвинул, опрокинул) внешними габаритами транспортного средства разметочное оборудование. В случае, если кандидат в водители при продолжении движения пересекает проекцией габаритов транспортного средства внешнюю границу линии разметки упражнения, ему выставляется оценка «Не сдал» (п. 133.3 Регламента). Возможный вариант действий в указанной ситуации: если ошибка была допущена при движении задним ходом, но внешняя граница линии разметки не пересечена – проехать вперед и попытаться выполнить упражнение вновь. Осуществление движения задним ходом, если оно не предусмотрено условиями выполнения упражнения не допускается, в этом случае выставляется оценка «Не сдал» (п. 113.9 Регламента).
Отклонением заданной траектории движения фиксируется в случае, когда при выполнении упражнений на получение права на управление мототранспортными средствами «Габаритная восьмерка», «Змейка», «Скоростное маневрирование», кандидат в водители объезжал разметочные конуса в последовательности и по траектории, не предусмотренными условиями выполнения упражнения.
Допустил остановку двигателя 3 и более раза. Указанная ошибка фиксируется при условии, что она была допущена в процессе выполнения упражнений и в их границах.
При сдаче экзамена на право управления транспортными средствами категорий «М», «А» или подкатегории «А1» коснулся ногой (ногами) поверхности площадки 3 и более раз в границе выполнения упражнения и в случаях, когда касание не предусмотрено условиями его выполнения. Такое касание предусмотрено при остановке у линии «СТОП», либо после окончания выполнения упражнения при поочередном выполнении упражнений.
При выполнении упражнения «Остановка и начало движения на подъеме» фиксация отката осуществляется при помощи контрольной стойки, которая выставляется на расстоянии 30 см от проекции заднего габарита транспортного средства после того, как кандидат в водители установил его на подъеме. В случае, если задний габарит транспортного средства сбил (коснулся, сдвинул, опрокинул) контрольную стойку, кандидату в водители выставляется оценка «Не сдал».
Оценка, полученная кандидатом в водители на экзамене, заносятся в экзаменационный лист. По окончании экзамена кандидат в водители должен быть ознакомлен с его результатами. Кандидату в водители, при включенных средствах аудио- видеофиксации, разъясняются допущенные ошибки и, в случае получения им оценки «Не сдал», порядок и сроки пересдачи. Сдавшему экзамен разъясняется порядок и сроки процедуры сдачи экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения в случае, если такой экзамен предусмотрен. Экзаменационный лист подписывается экзаменатором и кандидатом в водители.
По прибытии в экзаменационное подразделение по окончании приема экзаменов до конца рабочего дня экзаменатором либо уполномоченным должностным лицом соответствующие сведения о результатах приема экзаменов вносятся в информационные системы Госавтоинспекции. Протокол (Приложение № 6 к Регламенту), наряду с экзаменационным листом, в отличие от информации, хранящейся в электронных базах данных Госавтоинспекции, содержит такой признак документа, придающего ему юридическую значимость, как подпись. В целях обеспечения возможности идентификации экзаменатора, принимавшего экзамен у конкретного кандидата в водители при помощи протокола, считаем, что протокол должен быть заполнен экзаменатором в день проведения экзаменов и подписан собственноручно. Внесение в протокол изменений и дополнений другими экзаменаторами либо иными лицами и проставление ими подписей не допускается. Также не допускается внесение изменений и дополнений в протоколы за предыдущие экзаменационные дни.
Информация, полученная с использованием средств аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов, переносится в автоматизированную информационную систему экзаменационного подразделения. С целью обеспечения возможности оперативного поиска указанной информации, файл, ее содержащий, подписывается, например, «21.03.2016-площадка» или «21.03.2016-площадка и город».
В случае, если кандидат в водители не согласен с решением экзаменатора по результатам экзамена, и он обратился с жалобой, при рассмотрении жалобы ему, либо его законному представителю, демонстрируется или, по заявлению, предоставляется фрагмент видеозаписи, на котором запечатлен процесс сдачи экзамена с его участием.