Лекция № 28 Перемещение пород конвейерами
1. Технологическая характеристика и параметры конвейеров
Транспортные конвейеры разделяются на передвижные (забойные и отвальные) полустационарные (передаточные и сборочные) и стационарные (подъемные, магистральные, породоотборочные, складские).
Преимущественное распространение на карьерах получили ленточные конвейеры (таблица 28.1), надежные в эксплуатации, обладают большой производительностью, характеризующиеся относительно малой энерго- и металлоемкостью. Основная часть этих конвейеров – конвейерная лента, являющаяся одновременно тяговым и несущим органом. Стоимость ленты достигает половины стоимости конвейера (до 12 – 18 % затрат на добычу полезного ископаемого), срок службы ее при транспортировании мягких пород и угля не превышает 2 – 5 лет, а при перемещении абразивных взорванных и разнородных пород 1 – 3 года при крупности 400 – 100 мм. Ленточные конвейеры выпускают производительностью от 100 до 5000 м3/ч.
Таблица 28.1 Максимальные значения параметров конвейеров
Конвейер | Произво- дительность конвейера, м3/ч | Скорость движения рабочего органа, м/с | Допустимый угол подъема, градус | Длина става,м | Допустимый радиус изгиба в горизонтальной плоскости, м |
Ленточный Канатно-ленточный Ленточно-цепной Пластинчатый | 20 000 | До 6 2 – 2,5 1 – 1,5 1 – 1,5 | 18* 45 – 50 45 - 50 | Не ограничена То же | Более 1000 120 – 150 |
При специальной конструкции конвейеров до 35 - 45°.
Ширина ленты конвейера В (мм) зависит от заданной производительности,
выбранной в допустимых пределах скорости движения ленты и кусковатости транспортируемых пород. Для стационарных конвейеров
В 2а + 200, (28.1) где а – максимальный размер транспортируемых кусков, мм.
Ширина применяемых на карьерах конвейерных лент находится в пределах 400 – 3600 мм. Транспортирование ленточными конвейерами крупнокусковатых тяжелых пород характеризуется большим провесом ленты между роликоопорами, сильными ударными нагрузками на них, интенсивным износом ленты. Поэтому, как показывает опыт, максимальный размер кусков тяжелых и абразивных взорванных пород не должен превышать 350 – 450 мм. Для уменьшения износа и повышения долговечности ленты в транспортируемой горной массе должно быть не менее 30% фракций (- 200) – (- 250 мм), создающих «постель» для более крупных кусков. Наиболее эффективно транспортирование раздробленных и мелкораздробленных пород.
Скорость движения конвейерной ленты (таблица 28.2) выбирается с учетом физико-технических характеристик транспортируемых пород, ширины ленты, оборудования погрузочных и перегрузочных узлов и на практике изменяется от 0,7 до 5 – 6 м/с. У подъемных конвейеров скорость движения ленты обычно не превышает 3,5 – 4 м/с (при ширине ленты до 2500 мм).
Таблица 28.2 Допустимая скорость движения конвейерной ленты
Транспортируемые породы | Скорость движения ленты, м/с, при ширине ее, мм | ||||||
Песчаные и мягкие Уголь, песчано-гравийная масса Разрушенные породы при крупности кусков, мм менее 100 более 100 | 500 - 600 | 2000 - 3000 | |||||
2,5 - - | 3.15 2.5 1.6 | 3.15 2 – 2.5 1.6 - 2 | 3.15 2.5 | 3.15 2.5 | 3.15 2.5 | 6.3 3.15 -4 3.15 |
Допустимые углы подъема и спуска ленточными конвейерами зависят от физико-технических характеристик транспортируемых пород. Максимальный угол подъема конвейеров может достигать 20 - 22°. При транспортировании взорванных и дробленых пород допустимый угол подъема снижается до 16 -18°, а при материале округлой формы (гравий и др.) – до 13 - 15°. Равномерная загрузка ленты позволяет увеличить угол подъема полустационарных и стационарных конвейеров на 1 - 2°. При спуске груза максимальна величина наклона на 2 -3° меньше допустимого подъема. Обычно на практике углы подъема и спуска конвейерами на 2 - 3° меньше допустимых.
Длина ставов забойных ленточных конвейеров с однобарабанным приводом на практике изменяется от 80 – 100 до 900 – 1000 м. Длина ставов магистральных конвейеров изменяется в широких пределах (0.4 – 3 км, иногда до 4 – 5 км); при длинных ставах применяют двух- и трехбарабанный привод с независимыми двигателями или головной и хвостовой приводы (с двумя и более двигателями каждый).
Секции станины (рамы) конвейера, выполненные из швеллеров, уголков или штампованной листовой стали, имеют длину от 3 до 10 м. Секции передвижных конвейеров устанавливают обычно шарнирно на деревянных или металлических шпалах, а стационарные – на железобетонных шпалах. Шпалы передвижных конвейеров по обеим сторонам секции соединяют двумя (иногда одним) рельсами, которые служат для перемещения погрузочно-разгрузочных устройств и непрерывной передвижки конвейера.