Протокол опроса водителей на дороге
Контрольный пункт № ___________
Дата ___________ Начало ____________ Конец ____________
№ п/п | Модель автомобиля | Регистрационный знак автомобиля | Маршрут следования | Наименование груза | Количество груза | Принадлежность автомобиля | Примечание | ||
откуда | куда | т | шт. | ||||||
Для получения информации о показателях движения по изучаемой территории посты наблюдения располагают во всех характерных узлах на границе зоны обследования. Данные о корреспонденциях при этом могут быть получены методами опроса, талонного обследования, наклеивания ярлыков, записи регистрационных знаков.
Сущность метода талонного обследования заключается в том, что на установленных контрольных постах водителям транспортных средств вручают талоны (карточки), которые затем в определенных пунктах собирают. Размещение постов выдачи сбора талонов определяют, исходя из конкретной задачи исследования.
Талоны могут иметь различные форму и содержание (рис. 3.2). Для облегчения обработки данных обследования могут применять талоны разного цвета, например, для легковых автомобилей – синие талоны, для автобусов – белые и т. д. Обработка информации, внесенной в талон на посту выдачи и на посту сбора, позволяет не только получить данные об интенсивности и составе транспортных потоков по исследуемым направлениям, но и рассчитать скорости сообщения.
Рис. 3.2. Примерная форма талона (а) и символы на них (б) для разных типов транспортных средств |
Рис. 3.3. Линейное размещение контрольных постов на автомобильной дороге |
Одной из частных задач, которая может быть решена методом талонного обследования является выявление доли транзитного и местного движения в отношении к какой-либо зоне. Такая задача, например, возникает для обоснования необходимости строительства объездной дороги вокруг населенного пункта (НП), расположенного на дороге, или формирования магистрали-дублера в городе. В этом случае обследование проводят по линейному варианту с расположением двух постов (рис. 3.3). Обработка талонов, выданных и собранных на контрольных постах КП-1 и КП-2, позволяет определить доли чистого транзита (автомобили, проехавшие населенный пункт или уличную магистраль без остановки), прерванного транзита (автомобили, имевшие относительно длительную остановку в исследуемой зоне) и местного движения (по талонам, не поступившим вообще на контрольный пост или вернувшимся на пост выдачи).
Метод талонного обследования требует двукратной остановки каждого транспортного средства в зоне обследования, что при большом объеме движения представляет трудность и может вызвать заторы. Поэтому, если при обследовании движения не ставится цель получить данные о скорости сообщения, используют метод наклеивания ярлыков. В этом случае автомобили останавливают только один раз – на входном пункте. Здесь на ветровое стекло или кузов наклеивают ярлык, который по цвету, форме или символу соответствует данному входному пункту. На остальных постах в зоне обследования наблюдатели ориентируются на ярлыки и фиксируют в своих протоколах число транспортных средств, проследовавших с каждого предыдущего пункта за установленные периоды времени.
Протокол для этого обследования составляют по форме 3.2.
Форма 3.2