Назначение и конструктивные особенности. Автомобильные газовые баллоны рассчитаны на максимальное рабочее давление рраб=20МПа ипредназначены для длительного безопасного хранения КПГ в сжатом
Автомобильные газовые баллоны рассчитаны на максимальное рабочее давление рраб=20МПа ипредназначены для длительного безопасного хранения КПГ в сжатом состоянии при температуре от минус 50 до + 50 оС. Баллоны для хранения КПГ являются наиболее ответственным элементом газобаллонной установки.
Отечественная промышленность выпускает баллоны для КПГ четырех типов (объем 20...500 л) по ГОСТ Р 51753—2001 «Баллоны высокого давления для сжатого природного газа, используемого в качестве моторного топлива на автомобильных транспортных средствах».
Баллоны первого типа (рис. 2) изготовляют из стальных бесшовных труб, а также из круглых горячекатаных или листовых заготовок глубокой вытяжки с последующей раскаткой. Труба обрезается в размер, один конец закатывается на токарном станке (оставшееся отверстие - заваривается), на другом конце формируют горловину и нарезают внутреннюю резьбу под вентиль. При изготовлении баллоны подвергают термообработке. Поэтому в аварийной ситуации при разрушении баллона осколков не образуется.
Рис. 2. Газовый баллон для КПГ грузовых автомобилей, тип 1.
Газовые баллоны имеют цилиндрическую форму со
сферическим днищем, в горловине баллона расположено одно
резьбовое отверстие для подключения арматуры.
Для баллонов из легированной стали установлен срок переосвидетельствования один раз в 5 лет, а из углеродистой — один раз в 3 года, срок эксплуатации 15…25 лет.
К газовым баллонам предъявляют следующие требования:
наружная их поверхность не должна иметь раковин, вмятин, трещин и глубоких рисок;
в процессе эксплуатации баллоны для СПГ должны быть защищены от ударов;
стенки баллонов не должны корродировать;
баллоны должны быть окрашены краской красного цвета и иметь надпись «Метан»;
на верхней сферической части каждого баллона (рис. 2) должны быть указаны товарный знак (марка) завода-изготовителя, порядковый номер баллона, масса баллона (в кг с точностью 0,2 кг), дата (месяц и год) изготовления и последующего испытания (например, 9—86—89), рабочее Р и пробное П гидравлическое давление, объем баллона в л (с точностью +- 0,2 л), клеймо ОТК завода-изготовителя, обозначение стандарта на баллон.
Ниже приведены основные данные автомобильных баллонов объемом 50 л и рабочим давлением 20 МПа, выпускаемых из бесшовных труб.
Сталь....................................... 45 38ХНМ
Диаметр, мм......................... 219 219
Длина, мм........................... 1755 1660
Масса, кг............................. 93 62,5
Толщина стенок, мм............. 8,9 5,7
Для уменьшения массы баллоны второго, третьего и четвертого типов (рис. 3) изготавливают из композиционных материалов. Баллоны второго и третьего типов имеют металлическую внутреннюю часть цилиндра (лейнер) и оболочку из композиционного материала (неметаллическая нить, намотанная в виде обруча и пропитанная упрочняющими синтетическими смолами). Баллоны четвертого типа имеют неметаллический лейнер и металлические закладные элементы (горловина баллона).
Срок переосвидетельствования один раз в 5 лет.