Тема 1. Вагоны самосвалы, думпкары. Назначение и общее устройство.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
Методические указания по выполнению самостоятельного обучения
ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
МДК 04.01 Слесарь по ремонту путевых машин и механизмов
Специальность: 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) (базовый уровень)
г. Симферополь 2016
Методические рекомендации разработаны на основе рабочей программы:
ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
МДК 04.01 Слесарь по ремонту путевых машин и механизмов
для специальности: 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) (базовый уровень)
РАССМОТРЕНО на заседании
цикловой комиссии ПМ «__» ________ 20____ г. Протокол №____
Председатель цикловой комиссии ______________ Г.А. Авраменко
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по НМР
________________________И. В. Бравкова
« __» ________________ 20___ г
Разработал преподаватель
В.Н. Гень
Аннотация
Данные методические рекомендации разработаны на основе рабочей программы в помощь обучающимся, для освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудованияи соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. | Проверить техническое состояние железнодорожно-строительных машин |
2. | Осуществлять монтаж и демонтаж рабочего оборудования. |
3. 4. | Осуществлять управление дорожными и строительными машинами Выполнять земляные и дорожные работы, соблюдая технические требования и безопасность производства |
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- осмотр механизмов, отдельных рабочих узлов, силовых установок
железнодорожно- строительных машин;
- применение ручного и механизированного инструмента;
- снятие и установка осветительной арматуры;
- техническое обслуживание машин;
- выявление и устранение неисправностей в процессе работы машин.
- участие в планово-профилактическом ремонте оборудования;
- заливка горючим и смазочными материалами.
- соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ;
- монтаж и демонтаж щеток на барабане щеточного питателя
уметь:
- управление дорожными и строительными машинами
- выполнение земляных, дорожных, строительных работ;
- ремонт и текущее содержание верхнего строения железнодорожных путей, искусственных сооружений, земляного полотна и балластной призмы;
Тема 1.4. Конструкция путевых, строительных, дорожных машин.
Тема 1. Вагоны самосвалы, думпкары. Назначение и общее устройство.
Учебные вопросы:
1. Назначение полувагонов-думпкаров.
2. Конструкция полувагонов-думпкаров.
Саморазгружающиеся полувагоны-думпкары (вагоны - самосвалы) используются для доставки и механизированной выгрузки сыпучих строительных материалов на участках реконструкции или строительства железнодорожного пути. В путевом хозяйстве используются думпкары грузоподъемностью 50, 60 и 105, имеющие ограничения по загрузке для путей МПС России. Так думпкар модели 31-638 (рис.1) имеет раму 6, опирающуюся на ходовые тележки 2 с автосцепками 1 и тормозным оборудованием. На раму опирается кузов 5, имеющий днище 8 с настилом, две лобовые стенки 7, расположенные с торцов, и два откидных борта 9, соединенных с кузовом через поворотные осевые шарниры 13. Нагрузка от кузова в транспортном положении на раму передается через два опорных устройства 3, расположенных над шкворневыми балками 12. Каждое опорное устройство имеет механизм открывания бортов, позволяющий кузову наклоняться в поперечной плоскости на угол до 45° к горизонту при одновременном открытии борта со стороны разгрузки материала. Наклон кузова производится с помощью разгрузочных телескопических, попарно расположенных с каждой стороны рамы, пневмоцилиндров 4, которые закреплены корпусами 15 через оси 16 на поперечных балках 11. Оси поворота пневмоцилиндров установлены на продольной линии опрокидывания кузова вокруг шарниров 14.
Механизм открывания бортов состоит из четырех рычагов, расположенных попарно над шкворневыми
1 — автосцепка; 2 — ходовая тележка; 3 — опорное устройство; 4 — разгрузочный пневмоцилиндр;
3 — кузов; 6 — рама; 7 — лобовая стенка; 8 — днище кузова; 9 — откидной борт; 10 — резервуар;
12 — поперечная и шкворневая балки; 13, 16 — ось; 14 — шарнирная опора кузова; 15 — корпус разгрузочного цилиндра
Рисунок 1- Вагон-самосвал, модель 31-638:
балками рамы думпкара. Каждый рычаг со стороны, противоположной выгрузке, через ось и кронштейн соединен с кузовом , ас другой стороны заходит под ось опирания кузова во время разгрузки, причем геометрическая ось поворота рычага совпадает с осью поворота кузова. К рычагу присоединен вильчатый кронштейн с роликом, взаимодействующим с кулачком
приваренным к борту. При наклоне кузова рычаг, соединенный с кузовом со стороны противоположной разгрузке, поворачивается вместе с ним и удерживает через соответствующий ролик и кулачек борт от раскрытия. Другой рычаг лежит на шкворневой балке и своим роликом со стороны разгрузки, взаимодействуя с профильной поверхностью кулачка, дает возможность открытия борта вокруг оси под действием его веса и давления сыпучего груза. При полном наклоне кузова борт наклонен к горизонту под одинаковым углом с днищем, что обеспечивает разгрузку материала на боковую сторону от пути. Запас воздуха под давлением, необходимый для работы разгрузочных пневмоцилиндров, хранится в резервуаре 10 (см. рис.1), куда поступает от рабочей пневмосистемы, питаемой компрессором локомотива.
Управление разгрузкой состава думпкаров производится дистанционно из кабины локомотива, дооборудованного соответствующими устройствами. Система позволяет производить как индивидуальную разгрузку каждого вагона, так и одновременную групповую разгрузку в любую сторону от оси пути. Время разгрузки состава из 10 вагонов составляет, приблизительно, 5 мин.
Вопросы для самоконтроля:
3. Ноясните назначение полувагонов-думпкаров (вагоны - самосвалы).
4. Расскажите о конструкциии полувагонов-думпкаров (вагоны - самосвалы).