Обследования дорог и мероприятия по повышению их транспортных качеств
Обследования являются составной частью всех видов работ, направленных на обеспечение высоких транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог.
. Результаты обследований служат исходным материалом для составления проектов организации дорожного движения, усиления дорожной одежды, реконструкции отдельных участков дорог и т. п.
Основной целью обследования автомобильных дорог является своевременное выявление участков, требующих улучшения условий дорожного движения, а также оценка состояния всех конструктивных элементов дорог.
При этом обследования могут быть направлены как на выбор простейших мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, так и на разработку рекомендаций по полной реконструкции автомобильной дороги.
.Обследования автомобильных дорог позволяют провести паспортизацию дороги;
разработать схемы расстановки знаков и нанесения разметки проезжей части, а также полного инженерного оборудования дороги; установить виды ремонтных работ и работ по содержанию дороги в разные периоды года; установить возможности пропуска тяжелых
автопоездов или негабаритных грузов; разработать проект капитального ремонта или реконструкции дороги либо отдельных ее элементов; провести установление соответствия элементов дороги требованиям современных нормативных документов.
Основными задачами обследований автомобильных дорог являются:
установление маршрута на дорожной сети, который не удовлетворяет требованиям возросшего движения;
выявление ослабленных участков земляного полотна и дорожной одежды, требующих первоочередного ремонта;
выявление участков с плохим водоотводом и неудовлетворительной работой водопропускных сооружений;
выявление участков с плохой ровностью и низкими сцепными качествами дорожного покрытия;
выявление опасных участков на дороге и участков заторов;
установление уровня обслуживания проезжающих по дороге, ее архитектурных качеств;
установление соответствия дороги требованиям психофизиологии водителя;
оценка качества работы служб по содержанию дороги и организации дорожного движения.
Обследования автомобильных дорог состоят из комплекса работ, разнообразных по сложности и методике выполнения.
Поэтому перед началом работ необходимо четкое определение цели обследований, установление состава и объема работ и планирование сроков их выполнения.
В зависимости от целей могут быть следующие виды обследований:
• оперативные, (например, на месте дорожно-транспортного происшествия);
• текущие, выполняемые с целью оценки объема работ по содержанию дороги;
• контрольные, выполняемые работниками ГИБДД МВД и службы организации дорожного движения с целью предварительной оценки дорожных условий;
• сезонные, выполняемые в разные периоды года с целью общей оценки состояния дороги;
• частичные, выполняемые службой организации дорожного движения на отдельных элементах дороги;
• комплексные, выполняемые специальной лабораторией или изыскательской группой с целью разработки проекта реконструкции, капитального ремонта дороги или пополнения банка данных об автомобильной дороге.
При любом виде обследований различают подготовительный, полевой и камеральный периоды проведения работ.
Подготовительный период является наиболее ответственным, так как в этот период планируют виды работ по обследованию и уточнению сроков их выполнения.
Полевые работы выполняют в два этапа: вначале во время рекогносцировочного проезда по дороге намечают места, требующие детальных обследований, затем проводят детальные обследования и инструментальные измерения.
В период камеральной обработки полевых материалов обобщают и анализируют результаты инструментальных измерений и визуальных наблюдений совместно с собранными в подготовительный период материалами.
Работы по обследованию дороги заканчивают оформлением научно-технического отчета, включающего в себя выводы и рекомендации, линейные графики ровности, скользкости, прочности дорожной одежды, коэффициентов аварийности, безопасности и степени загрузки дороги движением.
4,Определение продольных уклонов, радиусов кривых в плане и продольном профиле.
Проектная линия отдельных участков дороги характеризуется продольным уклоном i между двумя точками, т.е. отношением разницы высот h между этими точками к горизонтальному расстоянию между ними l1. Продольный уклон определяется тангенсом угла наклона α линии к горизонту:
i = tgα = h/l1(1.1)
Величина уклона i выражается в процентах, в промилле (тысячных долях) или в относительных единицах: i = 3 %, или i = 30 ‰, или i = 0,03. Значение уклона в промилле показывает, на сколько метров повышается или понижается трасса оси дороги на протяжении 1000 м.
Подъемы считаются положительными, а спуски отрицательными уклонами.
При геодезических изысканиях измеряют не горизонтальное расстояние между двумя точками l1, а расстояние непосредственно по поверхности земли l.
Поэтому фактически уклон вычисляется не как tgα, а как sinα: i = sinα = h/l. (1.2)
Учитывая, что угол продольного наклона α трассы дороги не превышает обычно 3...4o, можно считать sinα tgα. Продольные уклоны дорог и улиц должны удовлетворять требованиям, соблюдение которых обеспечивает нормальные условия движения автомобиля
Радиус существующей кривой в плане или вертикальной кривой, при отсутствии документации может быть определен тремя способами.
По первому способу с помощью теодолита определяют угол поворота. Затем находят точки «Начало круговой кривой» (НКК) и «Конец круговой кривой» (ККК) (рис. 7.2).
Радиус кривой определяют по формуле
(7.1)
где К - длина кривой, м; α - угол поворота дороги, °.
При длине кривой, определяемой не по оси дороги, а по кромке проезжей части, найденное значение радиуса уточняется:
Rк = R - 0,5В, (7.2)
где Rк - уточненный радиус кривой, м; R - вычисленное значение радиуса, м; В - ширина проезжей части, м.
По второму способу радиус кривой определяют путем измерения отрезка Z и хорды l1, стягивающей дугу окружности (рис. 7.3).
Хорду рекомендуется принимать равной длине мерной ленты (20 м). Радиус кривой в плане определяют по формуле
(7.3)
По третьему способу вначале определяют вершину угла поворота. Затем с помощью теодолита, установленного над точкой вершины угла, определяют угол поворота и длину отрезка биссектрисы, измеряемой мерной лентой или курвиметром от вершины угла поворота до середины проезжей части .
Рис. 7.3. Схема для определения радиуса кривой по хорде:
Радиус кривой определяют по формуле
(7.4)
где l2 - длина отрезка биссектрисы от вершины угла поворота до середины проезжей части, м.
Оценка видимости.
Расчётная видимость-расстояние перед авт-лем ,на котором водитель должен видеть перед собой дорогу, чтобы, заметив препятствие, осознать его опасность и успеть среагировать.
Для определения расстояния видимости используют геодезические приборы (теодолит, дальномер и дальномерные насадки).
При наличии чертежей плана и продольного профиля расстояние видимости может быть установлено графоаналитическими методами. В этом случае расстояние видимости в продольном профиле измеряют с помощью специального прибора (рис. 7.5).
Расстояние ОА на плите равно расстоянию ОВ и соответствует отложенной в масштабе 1:500 высоте расположения глаз водителя легкового автомобиля над поверхностью дороги (1,2 м). На поворотной линейке имеется так называемая линия видимости 3 и параллельные ей сплошные линии 4 - высоты встречного автомобиля (1,2 м) в масштабе 1:500.
Наиболее простой метод измерения заключается в последовательной (через 25...50 м) проверке видимости при помощи приборов, имеющих дальномерные насадки.
Состав работ меняется в зависимости от того, проверяется видимость в плане или в продольном профиле. При определении видимости в плане рабочий инструмент устанавливают на крайней правой полосе движения на расстоянии 1,5...1,7 м от кромки проезжей части. Высоту инструмента выбирают из условий удобства работы и роста наблюдателя.
При определении видимости в продольном профиле высота инструмента принимается близкой 1,2м - высоте положения глаз водителя.
Для определения геометрических элементов автомобильных дорог можно применять наземную фотограмметрическую съемку.
Рис. 7.5. Прибор для измерения расстояния видимости на основе
продольного профиля дороги:
1 - опорная плита; 2 - линейка; 3 - линия видимости; 4 - высоты встречного автомобиля в масштабе 1: 500; 5 - окружности с центрами в точках А и В; 6 - шкала расстояний в масштабе 1:5000; S1 - расстояние видимости поверхности дороги; S2 - расстояние видимости встречного автомобиля
При этом для определения всех геометрических параметров дороги по стереоснимкам используют фототеодолиты (или спаренные аэрофотокамеры) и рейки, устанавливаемые вертикально на двух автомобилях.
Достоинством этих методов является также возможность изучения по перспективным фотоснимкам характеристик движения транспортных потоков.
При большом объеме работ по установлению размеров геометрических элементов, а также при паспортизации дорог применяют аэрофотосъемку и ходовые лаборатории.