Для государственных и муниципальных нужд
Нередко при проведении строительных работ выясняется, что будущая автомагистраль располагается на участке, принадлежащем частному лицу или негосударственной организации либо застроенном принадлежащей им недвижимостью. В таких случаях закон позволяет властям принудительно изымать это имущество, компенсируя убытки собственникам и иным обладателям имущественных прав.
Основания для изъятия имущества против воли собственника перечислены в п.2 ст.235 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) и являются исчерпывающими. Из них следует, что недвижимое имущество может быть отчуждено у собственника только при изъятии земельного участка, на котором это имущество расположено. Земельный кодекс также устанавливает возможность принудительного изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. /3/
Для собственника изымаемого земельного участка или объектов недвижимого имущества Гражданский кодекс РФ предусматривает следующие гарантии: имущество, расположенное на земельном участке при его изъятии, подлежит выкупу государством — это гарантирует право собственника на предварительное равноценное возмещение; государственный орган или орган местного самоуправления обязан доказать в суде невозможность прекращения права собственности на недвижимое имущество.
Государственный орган или орган местного самоуправления должен обращаться в суд в том случае, если собственник не согласен на выкуп. Если же с собственником достигнуто соглашение о выкупе, то он может происходить и в административном порядке. Обращение уполномоченных органов в суд будет обязательным и в тех случаях, когда с собственником не достигнуто соглашение о выкупной цене или о других условиях выкупа.
Конечно, в российском законодательстве не обходится без коллизий. Так, согласно Конституции РФ, принудительное отчуждение имущества, принадлежащего лицу на праве частной собственности, может быть произведено только для государственных нужд. В то же время в ГК РФ установлена возможность изъятия земельного участка и недвижимого имущества на нем как для государственных, так и для муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Тем не менее, само решение об изъятии правомочны принимать только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Нередки случаи, когда решение об изъятии принимается на уровне городских или поселковых властей (муниципальных органов), а за соответствующим решением к органам власти субъекта федерации (областным, краевым, республиканским) муниципальные органы не обращаются. В результате у собственника появляется законное основание для блокирования принудительного изъятия его имущества, что значительно расширяет его возможности при торге по вопросу о выкупной цене.
Порядок выкупа земельного участка, а также недвижимого имущества на нем для государственных и муниципальных нужд установлен в статьях 279-281 ГК РФ. /3/
После принятия решения об изъятии земельного участка в зависимости от того, для чьих нужд он изымается (федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации), собственник земельного участка не позднее, чем за год до предполагаемого изъятия должен быть уведомлен об этом в письменном виде. В обязательном уведомлении об изъятии видится дополнительная гарантия прав собственника: участок не может быть изъят без воли собственника в течение одного года с момента получения им такого уведомления. В этот период собственнику предлагается достичь соглашения о выкупной цене земельного участка и недвижимости. В случае несогласия собственника с предполагаемым изъятием он вправе обратиться в суд с требованием о признании решения недействительным в порядке, предусмотренном гл. 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, как не соответствующего закону и нарушающего его права и законные интересы. /4/
Следует отметить, что по российской правоприменительной практике надлежащим письменным уведомлением считается такое уведомление, за которое у адресата, тем или иным способом отбирается расписка. Поэтому надлежащее уведомление возможно либо на условиях вручения документов собственнику лично под роспись, либо на условиях направления ему заказного письма с уведомлением о вручении. Иногда письменной формой уведомления считается его опубликование в местных, региональных или центральных периодических печатных изданиях. Но применительно к данному закону такая форма письменного уведомления не действует.
Решение государственного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. В соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на земельные участки подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Органом, осуществляющим регистрацию прав на земельные участки, является Федеральная регистрационная служба в лице ее территориальных органов.
Однако указанный закон не устанавливает правил регистрации подобных решений. Представляется, что решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит регистрации в ЕГРП в качестве ограничения (обременения) земельного участка. Перечень ограничений (обременений) недвижимого имущества в этом федеральном законе остается открытым. К примеру, к ним относятся сервитуты, ипотека, аренда, арест имущества и др. Но по своей сути и решение об изъятии земельного участка является своего рода стесняющим правообладателя обстоятельством, то есть обременением. /10/
Существенным препятствием, ставящим под угрозу правомерность изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, является ситуация, когда право на земельный участок возникло до вступления в силу вышеуказанного федерального закона и не зарегистрировано по установленным в нем правилам. В этом случае государственная регистрация решения об изъятии земельного участка невозможна до соответствующего оформления прав на этот участок.
Выкупная цена при изъятии земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, а также условия такого выкупа устанавливаются соглашением, заключаемым с собственником земельного участка. Выкупная цена земельного участка складывается из двух составляющих:
— рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества;
— убытки, причиненные собственнику земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода.
При этом обязательство по выплате ложится на Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. В то же время допускается возможность возмещения убытков не только из бюджета, но и лицами, в пользу которых изымаются земельные участки. Тем не менее, эта коллизия не представляет для предпринимателя угрозы, так как ему в любом случае полностью возместят его убытки. Просто необходимо обратить внимание на источник, из которого их будут возмещать.
Убытки, вызванные изъятием для государственных или муниципальных нужд, возмещаются и лицу, владеющему земельным участком на правах аренды. Но такая обязанность предусмотрена уже не гражданским, а земельным законодательством. Это положение тем более важно, что именно арендатор земельного участка может являться собственником недвижимого имущества на таком участке.
На практике бывают случаи, когда подлежащий изъятию земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, а орган государственной власти при принятии соответствующего решения об изъятии зачастую забывает включить в решение положение об изъятии участка у арендатора, принимая решение лишь об изъятии недвижимого имущества на этом участке. Такое решение не соответствует закону и подлежит отмене.
Гражданским кодексом установлено, что переход права собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации, и это право возникает у покупателя только с момента такой регистрации. Следовательно, лицо, в чью пользу происходило изъятие земельного участка и объектов недвижимости, обязано зарегистрировать за собой право собственности на это имущество. В противном случае возникает ситуация, когда земельный участок и объекты недвижимости остаются в собственности первоначального лица, в то время как полномочия по распоряжению этим имуществом уже осуществляются новым владельцем. /3/
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена следующая схема принудительного прекращения права собственности на недвижимое имущество:
1. Федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ принимает решение об изъятии земельного участка и прекращении права собственности на недвижимое имущество на этом участке.
2. Собственник (правообладатель) уведомляется об изъятии земельного участка не менее чем за год до предполагаемой даты изъятия.
3. Решение регистрируется в Едином государственном реестре прав, о чем сообщается собственнику (правообладателю).
4. С собственником земельного участка заключается соглашение о выкупе земельного участка, а при не достижении такого соглашения выкуп происходит в судебном порядке по истечении года с момента уведомления.
5. Осуществляется государственная регистрации прав на земельный участок или недвижимое имущество за новым владельцем.
Однако, противоречия земельного и гражданского законодательства, неопределенность роли органа местного самоуправления в принятии решения об изъятии земельного участка и другие пробелы нередко ставят под вопрос правомерность изъятия земельного участка и недвижимого имущество на нем. А зачастую государственными органами и органами местного самоуправления вообще не соблюдается указанный порядок изъятия — к примеру, в части государственной регистрации решения об изъятии земельного участка. Это, конечно, с одной стороны, может негативно повлиять на гарантии, предоставляемые собственникам недвижимости, а с другой — дает возможность оспаривать действия уполномоченных лиц и всячески затягивать процесс изъятия собственности.
Также необходимо отметить, что государственная оценка изымаемого участка и имущества может сильно отличаться от рыночных цен, и такая оценка тоже может быть оспорена в суде.