Чикагская конвенция 1944 года как основной источник международного воздушного права
Международная конвенция о гражданской авиации, также известная под именем Чикагская конвенция — конвенция, которая установила основные принципы работы международной авиации, в частности, правила полетов над территорией страны участницы, принцип национальной принадлежности воздушного судна, облегчение международных полетов, международные стандарты и рекомендованную практику (SARPs), т.д. Кроме того, акт конвенции включает создание Организации Международной гражданской авиации (ИКАО, ICAO), которая, являясь ассоциированным органом при ООН, должна контролировать исполнение положений конвенции и её приложений. А также корректировать и дополнять эти положения соответственно духу времени.
Документ был подписан 7 декабря 1944 года в Чикаго, штат Иллинойс, США 52-мя странами-сигнатурами. 26-я ратификация (необходимое условие для вступления конвенции в силу) произошла 5 марта 1947 г., в результате конвенция вступила в силу для ратифицировавших её стран 4 апреля 1947 года. В октябре того же года ИКАО стала специализированным агентством при ООН. С тех пор конвенция редактировалась 8 раз .
В память об этом событии ежегодно, 7 декабря отмечается Международный день гражданской авиации, учреждённый Генеральной Ассамблеей ООН в 1996 году.
18 приложений (стандарты и рекомендуемая практика, принятые Советом ИКАО и вступившие в силу, определения терминов, используемых в приложениях, которые не являются самоочевидными. Приложения содержат предисловия, введения, примечания, дополнения. Приложения: сертификация персонала; правила полетов; метеорологическое обеспечение международной аэронавигации; аэронавигационные карты; единицы измерения подлежащие использованию в воздушных и наземных операциях; эксплуатация ВС(самолеты, международная авиация, вертолеты), национальные регистрационные знаки, летная годность ВС, упрощенные формальности, авиационная элескторосвязь(5 томомв), обслуживание ВД, поиск и спасение, расследование авиапроисшествий и инцидентов, аэродромы, службы аэранавигационной информации, охрана окружающей среды, защита ГА от актов незаконного вмешательства, безопасность перевозок опасных грузов по воздуху.
35 Международные организации ГА их цели и задачи(ИКАО,ИАТА,ЕКАК,КОКЕСНА,АСЕКНА)
Международные авиац орган(мао)-постоянные объединения международного характера в области авиации,созданные на основе междун договора или решения международ конференции.
Они создаются в целях согласования деятел международ ГА, развития международного сотрудничества,защите прав и интересов их членов.По кругу участников мао универсальные(икао) и региональные (екак,асекна,кокесна).В зависимости от того,кто явл членами организ-государство или юрид и физ лица,различают неправительственные и межправительственные.
Международ организ Га(икао)-специализированное учреждение ООН,являющееся центром организации и координации международного сотрудничества государств по всем аспектам деятел га.Цель-разработка принципов и методов международной аэронавигации,унификации ее правил и содействию планированию и развитию вт.Деятельность-сбор статистических данных о перевозках национ га,разработка стандартов и рекоменд практики.
Европейская конференция га(екак)-изучает проблемы европейского воздушного транспорта,содействует координации его работы,эффектив использованию и развитию,способствует нормальной деятел икао.
Собирает и анализирует стат данные о вт в Европе,проводит исследования о перспективах его развития.Подготовила большое число рекомендаций по упрощению формальностей при оформлении пассаж,багажа,грузов,осуществляет стандартизацию требований к новому авиацион оборудованию,изучает вопросы безопасности полетов и борьбы с актами незакон вмешат.
Агентство по обеспечению безопасности аэронавигации в Африке и на Магадаскаре(асекна)-региональная авиац организация,призванная обеспечить безопасность и регулярн полетов над террит госуд-членов.Цели-управлять оборудованием и службами,предназначен обеспечивать безопасность возд навигации в Афр и на Магад,предоставление полетной и тех документации,инфы о перевозках,осуществлять контроль за воздушным движением,передавать метрологическую инфу самолетам.
Центральноамериканская корпорация по обслуживанию аэронавигации(кокесна)-обладанием монополией над службами обслуживания и УВД,воздушной связью и воздуш навигацией.Функции-на основе sarps разрабатывает предложения по унификации национальных регламентов,изучение НТП в области обслуживания возд движения.
Международная ассоциация воздуш транспорта(иата)-главная цель-содействие развитию безопасного,регуляр и экономичного вт в интересах народов мира,поощрение авиационной коммерческой деятельности и изучение связанных с этим проблем.
Разрабатывает рекомендации по уровню,построению и правилам применения тарифов,единые общие условия перевозок,в том числе стандарты обслуживания пассажиров,ведет работу по обобщению и распространению эконом и тех опыта эксплуатации авиалиний.в том числе стандартиз и унификацию перевозоч документации и коммерческих соглашений ,согласованию расписаний.