Расчетное распределение автобусов по часам периода движения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
по МДК 02.02. «Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров (на автомобильном транспорте)
для студентов 4 курса группы ОПТ-46»
на тему: «Организация и управление пассажирскими перевозками на городском маршруте транспорта №149»
Выполнил: Чернюк Д.А., студент группы ОПТ-46 ГБПОУ КАТ №9
Проверил: Кронова Н.А., преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ КАТ №9
Оценка
Москва, 2016 г.
Аннотация
Данная курсовая состоит из четырёх разделов. Первый раздел содержит теоретическую часть, в которой указывается характеристика маршрута, нормирование скоростей движения, исследование пассажиропотока на заданном маршруте. Второй раздел содержит расчетно-технологическую часть, в которой производится построение эпюры пассажиропотока, выбор типа подвижного состава и его характеристика, графоаналитический расчет потребного количества автобусов на маршруте, Определение основных технико-эксплуатационных и экономических показателей на маршруте. Третий - организационный раздел включающий в себя диспетчерское управление движением автобусов, организация труда водителей, составление рабочего автобусного расписания. Четвёртый раздел основан на обеспечении безопасности перевозок, в котором описываются основные факторы обеспечения безопасности перевозок пассажиров, обеспечение надежности работы водителей, обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров.
Данная курсовая работа содержит:
47 формул
10 рисунков
8 таблиц
Оглавление
Введение: 4
1. Исследовательский раздел. 6
1.1 Характеристика маршрута. 6
1.2. Нормирование скоростей движения. 7
1.3 Исследование пассажиропотока на заданном маршруте. 10
2. Расчетно-технологический раздел. 12
2.1 Построение эпюры пассажиропотока. 12
2.2. Выбор типа подвижного состава и его характеристика. 14
2.3. Графоаналитический расчет потребного количества автобусов на маршруте 24
2.4. Определение основных технико-эксплуатационных и экономических показателей на маршруте. 32
3. Организационный раздел. 39
3.1. Диспетчерское управление движением автобусов. 39
3.2. Организация труда водителей. 41
3.3. Составление рабочего автобусного расписания. 44
4. Обеспечение безопасности движения и осуществление технического контроля за качеством перевозок. 47
4.1. Безопасность движения. 47
4.2. Учет и контроль за качеством перевозок. 50
5. Заключение. 53
6. Список используемой литературы.. 54
Введение:
В жизнь современного города важной составной частью вошел пассажирский транспорт, основной задачей которого является обеспечение потребности населения в перевозках при систематическом улучшении качества обслуживания пассажиров. Транспортная подвижность жителей и средняя дальность их поездок растет по мере роста численности и городской территории. В соответствии с этим дальнейшее развитие, совершенствование и улучшение качества обслуживания пассажирских перевозок актуально для изучения и реализации. Одной из основных проблем городского общественного транспорта является сильная изношенность и недостаточные темпы обновления подвижного состава. Как следствие износа подвижного состава – снижается уровень технической надежности и безопасности пассажирского транспорта, возрастает поток сходов с линии по техническим неисправностям. Кроме того, в значительной степени растут затраты на эксплуатацию подвижного состава и себестоимость перевозок пассажиров. Увеличение транспортной подвижности населения, в условиях сокращения провозных возможностей приводит к росту наполняемости салонов. В часы «пик» она почти втрое превышает значения, рекомендованные Международным союзом общественного транспорта, и достигает физического предела. Не обеспечивается не только минимальный уровень комфортности поездок пассажиров, но и необходимые условия соблюдения безопасности при их перевозках
11 Автобусный парк:
Основной сферой деятельности парка является предоставление услуг по перевозке пассажиров общественным городским наземным транспортом. Парк обслуживает 41 маршрут в Северном административном округе города Москвы и перевозит около 70 млн пассажиров в год на городских маршрутах, предоставляет транспорт под заказ. Парк оснащен 607 единицами линейных машин и 40 единицами спецтехники.
Цель курсовой:
Целью настоящей курсовой работы является организация и управление пассажирскими перевозками на маршруте городского транспорта №149.
В соответствии с этим возникают важнейшие задачи, которые мы должны выяснить и освятить в данной курсовой работе.
1. Охарактеризовать автобусную маршрутную систему;
2. Пронормировать скорость движения на маршруте;
3. Проанализировать пассажиропоток на данном маршруте;
4. Построить эпюру пассажиропотока;
5. Выбрать подвижной состав и охарактеризовать его;
6. Выполнить графоаналитический расчет потребного количества автобусов на маршруте;
7. Определить основные технико-эксплуатационные и экономические показатели на маршруте;
8. Охарактеризовать диспетчерское управление движением автобусов;
9. Организовать труд водителей;
10. Составить рабочее автобусное расписание;
11. Выяснить, как обеспечивают безопасность движения и осуществление технического контроля за качеством перевозок.
1. Исследовательский раздел
1.1 Характеристика маршрута
Маршрут – путь следования подвижного состава, выполняющего регулярные пассажирские перевозки
Мой маршрут следует от станции метро Петровско-Разумовская до остановки «Коровино», 25 промежуточных остановок и имеет протяжённость в 12,58 км
В близи маршрута присутствуют предприятия и органицации на которых больше всего пассажиров:
1. Платформа Петровско-Разумовская (05:00-01:00)
2. Школа № 272 (08:00-18:00)
3. 81-я городская больница (08:00-23:00)
4. Лианозовский электромеханический завод (08:00-23:00)
Тип маршрута – маятниковый маршрут.
Маятниковыми называются маршруты, в которых транспорт следует в прямом и обратном направлении по одному и тому же пути. При этом обратный пробег может быть порожним, а также частично или полностью гружённым.
Карта маршрута
Рис. 1
Количество остановок: N прям = 27
N обр = 27
1.2. Нормирование скоростей движения
Скорости движения нормируют для обеспечения безопасной и эффективной эксплуатации подвижного состава, рационализации использования труда водителей и сокращения затрат времени пассажиров на поездки. Нормы времени на выполнение рейсов на маршруте устанавливают с учетом продолжительности движения на перегонах, пассажирообмена на остановочных пунктах и межрейсовых отстоев на конечных пунктах маршрута. Нормы времени на выполнение рейсов служат исходной информацией при распределении автобусов по маршрутам, составлении расписаний движения и организации скоростного и экспрессного сообщений.
Табл. №1
Хронокарта
№ п/п | Наименование остановочных пунктов | Время прибытия, ч.мин. | Время отправления, ч.мин. | Расстояние, м |
Метро Петровско-Разумовская | 6:00 | 6:02 | 0м. | |
Кинотеатр «Комсомолец» | 6:05 | 6:05 | 724м. | |
Нижние Лихоборы | 6:07 | 6:07 | 600м. | |
7-й автобусный парк | 6:09 | 6:09 | 506м. | |
Дубнинская улица | 6:11 | 6:11 | 511м. | |
Дубнинская улица, 2 | 6:12 | 6:12 | 191м. | |
Дубнинская улица, 8 | 6:13 | 6:13 | 450м. | |
АТС | 6:15 | 6:15 | 416м. | |
Школа № 272 | 6:17 | 6:17 | 450м. | |
Дубнинская улица, 20 | 6:19 | 6:19 | 528м. | |
Универсам | 6:20 | 6:20 | 425м. | |
Баскетбольная школа | 6:22 | 6:22 | 450м. | |
Улица 800-летия Москвы | 6:23 | 6:23 | 258м. | |
Дмитровское шоссе | 6:24 | 6:24 | 279м. | |
Яхромская улица | 6:26 | 6:26 | 603м. | |
Икшинская улица | 6:28 | 6:28 | 300м. | |
Кинотеатр «Волга» ; Дом мебели «777» | 6:29 | 6:29 | 355м. | |
Лианозовский электромеханический завод | 6:30 | 6:30 | 326м. | |
Дмитровское шоссе, 155 | 6:32 | 6:32 | 679м. | |
Дмитровское шоссе, 157 | 6:34 | 6:34 | 776м. | |
Вагоноремонтная улица | 6:35 | 6:35 | 546м. | |
Клязьминская улица | 6:37 | 6:37 | 447м. | |
81-я городская больница | 6:38 | 6:38 | 543м. | |
Лобненская улица | 6:40 | 6:40 | 512м. | |
Поликлиника | 6:41 | 6:41 | 330м. | |
Ижорская улица | 6:43 | 6:43 | 728м. | |
Коровино | 6:44 | 6:44 | 366м. |
Используя данные из таблицы с хронометражными наблюдениями, рассчитаем следующие параметры:
Время движения за рейс
Суммарное время простоя на промежуточных остановках.
Среднее время простоя на промежуточной остановке.
Время рейса
Определение технической скорости
Определим время оборота на маршруте
где Lм – длина маршрута;
VТ – техническая скорость;
n – число промежуточных остановок;
tос – время простоя на промежуточной остановке;
t к – время простоя на конечных остановках.
1.3 Исследование пассажиропотока на заданном маршруте.
Для того, чтобы автобусы ходили чаще и пассажирам было комфортно, нужно знать количество людей, которые пользуются или планируют пользоваться данным маршрутом.
Для этого проводят различные мероприятия. Приведем примеры некоторых из них:
1. Учетчики на остановках от компании перевозчика. Они стоят во время увеличенного пассажиропотока и отслеживают работу транспорта, после чего передают сведения в организацию, где служба эксплуатации с руководством будут проводить консультации по изменению режима движения автобусов на маршруте. Данную информацию также можно получить с камер наблюдения и валидаторов, расположенных в транспорте.
2. Проводят специальные опросы на различных интернет порталах, с помощью которых вышестоящие инстанции видят реальную картину в потребности подвижного состава.
3. Проводят прямое общение с людьми через on-line интернет вещание или через телевидение путем ответов на сообщения от пассажиров и подачи комментариев.
Данных факторов больше, но эти являются основными. С помощью них перевозчики и правительство видят реальную картину жизни в мегаполисе в плане потребности в наземном городском пассажирском транспорте.
Так как маршрут является городским, на нем действует тарифное меню, которое действует в городе Москва. Контроль за осуществлением оплаты проезда осуществляет ГКУ “Организатор перевозок”.
В настоящее время на маршруте хватает количества подвижного состава для того, чтобы избежать огромных очередей на автобусы в часы пик. Интервал движения в часы пик около 2-3 минут. В часы спада – около 7-8 минут. Тем более в данном районе, где работает этот маршрут, есть еще другие маршруты, проходящие через различные улицы и места скопления людей.
Из этого следует вывод, что в данном районе пассажиры качественно снабжены услугами перевозок наземного городского пассажирского транспорта и можно сделать вывод, что менять маршрутную сеть и работу транспорта в этом районе не нужно.
2. Расчетно-технологический раздел
2.1 Построение эпюры пассажиропотока
Движение пассажиров через определенное место транспортной сети образует пассажиропоток. Он характеризуется интенсивностью – числом пассажиров, следующих за единицу времени через рассматриваемое место транспортной сети.
На маршруте №149 пассажиропотоки в различные часы суток будут различными. Среднее количество пассажиров на маршруте в определенные часы рассчитывается по формуле:
где
максимальный пассажиропоток (1250 чел.);
коэффициент неравномерности пассажиропотока.(таблица №2)
Табл.№2
5-6 | 6-7 | 7-8 | 8-9 | 9-10 | 10-11 | 11-12 | 12-13 | 13-14 | 14-15 | 15-16 | 16-17 |
0,5 | 0,9 | 1,0 | 0,85 | 0,45 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,7 | 0,9 |
17-18 | 18-19 | 19-20 | 20-21 | 21-22 | 22-23 | 23-24 | 24-01 | ||||
0,95 | 0,8 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 |
Эпюра распределения пассажиропотоков характеризует нагрузку автобусов на маршруте по длине, направлениям и часам суток.
Эпюра строится в программной среде Microsoft Office Excel по следующему алгоритму:
1) Вносим в виде таблицы данные о времени (за какой промежуток делается эпюра) и вносим в эти часы количество пассажиров;
2) Выделяем данную таблицу и строим по ней столбчатую диаграмму;
3) Убираем зазор между столбцами и делаем оформление эпюры.
Эпюра пассажиропотока
Рис.2
По данной эпюре можно сделать вывод, что часы пик приходятся с 6 ч. до 9 ч. и с 16 ч. до 19 ч. Часы спада с 9 ч. до 16 ч. и с 19 ч. до 01 ч..
2.2. Выбор типа подвижного состава и его характеристика
Выбор типа подвижного состава существенно влияет на уровень транспортного обслуживания населения и на эффективность его использования.
Рациональное использование автобусов обеспечивает обслуживание населения с наименьшими транспортными затратами в том случае, если подвижной состав по типу и вместимости максимально соответствует мощности и характеру пассажиропотока, а также условиям перевозки пассажиров.
Использование автобусов малой вместимости при большой мощности пассажиропотоков увеличивает необходимое количество автобусов и повышает загрузку улиц.
Эксплуатация автобусов большой вместимости на маршрутах с пассажиропотоком малой мощности приводит к слишком большим интервалам движения, к излишним затратам времени пассажирами на ожидание автобусов.
Найдём номинальную вместимость, которая позволит выбрать подходящие автобусы
По таблице выбираются два типа автобусов, условно названных автобусами большей и меньшей вместимости, по которым ведется сравнение. Я выбрал автобусы: ЛиАЗ – 5292 большой вместимостью 112 человек; Волжанин – 5270 малой вместимости 75 человек.
Табл.№3
Марка и модель автобуса | Число мест для сидения, | Общая вместимость автобуса qн, пасс. При γ=1 |
ЛиАЗ-5256 | ||
ЛиАЗ - 5292 | 112 | |
ПАЗ - 3237 | ||
ПАЗ - 3206 | ||
Волжанин - 6270 | ||
Волжанин - 5270 | 75 | |
Икарус - 415 |
После выбора подходящих автобусов опишем их техническую характеристику:
ЛиАЗ – 5292
Рис.№3
Табл.№4
Модель автобуса | ЛиАЗ-5292 | |
Класс автобуса | Большой | |
Назначение | Городской | |
Основные параметры модификаций | ||
Колесная формула | 4х2 | |
Тип кузова | Несущий, вагонной компоновки | |
Габаритные размеры, мм | Длина | 10500 или 11990 или 12010 или 12310 или 12410 |
Ширина | 2500...2550 | |
Высота | 2740...3139 | |
База, мм | 4390 или 5960 | |
Количество / ширина дверей, мм | Три двери пневматические складывающегося типа | |
Тормозная система | Рабочая | пневматический двухконтурный привод с разделением на контуры по осям, с АБС или тормозной системой с электронным управлением (EBS), тормозные механизмы всех колес - дисковые |
Запасная | Каждый контур рабочей тормозной системы | |
Стояночная | Привод от пружинных энергоаккумуляторов к тормозным механизмам задних колес | |
Вспомогательная | гидродинамический замедлитель, установленный в гидромеханической передаче | |
Вентиляция | Естественная | |
Емкость топливного бака, л | ||
Мост | ZF | |
Масса транспортного средства, кг | Снаряженная | 9130...10500 |
Полная | 16200..18000 | |
Число мест | Общее | |
Посадочных | 28+1 | |
Максимальная скорость, км/ч |
Волжанин - 5270 Рис.№4
Табл.№5
Категория | М3 |
Класс | I |
Общая характеристика | |
Колесная формула / ведущие колеса | 4х2 / задние (с двухскатной ошиновкой) |
Схема компоновки транспортного средства | Вагонная; расположение двигателя заднее, продольное |
Кабина водителя | Полузакрытого типа с термоизоляцией |
Тип кузова | Вагонный, одноэтажный, закрытый, цельнометаллический, сварной с каркасом из низколегированных высокопрочных сталей прямоугольного сечения с оцинкованными цельнотянутыми клееными бортами. Облицовка крыши из цельнотянутых листов с отсутствием поперечных стыковочных швов. Шумо-и-термоизоляция кузова. Остекление автобуса вклеенное тонированное. |
Формула дверей | 2-2-2 |
Мест для сидения | |
Пассажировместимость | |
Гарантия кузова от сквозной коррозии, лет | |
Весовые и размерные параметры | |
Габариты автобуса (Д/Ш/В), мм | 11805/2500/3040 |
База автобуса, мм | |
Колея колес (передних/задних), мм | 2050/1840 |
Масса снаряженного транспортного средства, кг | |
Полная масса транспортного средства, кг |
Далее опишем экипировку автобусов:
Экипировка автобуса несет, прежде всего, информационный характер и различается:
Внешнее оформление автобуса включает:
1. передний указатель следования и номер маршрута;
2. боковой указатель маршрута следования;
3. задний указатель номера маршрута;
4. табличку или надпись "Выход";
5. передний и задний наружные инвентарные номера автобуса.
Передний указатель маршрута следования помещается в застекленной нише над ветровым стеклом автобуса.
На указателе даются наименования начального и конечного пунктов маршрута и присвоенный этому маршруту номер. Номер маршрута располагается в середине между наименованием пунктов маршрута.
Размер указателя определяется по размеру ниши в лобовой части кузова автобуса.
Боковой указатель маршрута следования устанавливается:
1. на автобусах с одной дверью - с левой стороны двери;
2. на двух- и трехдверных автобусах - справа от последней двери;
3. на четырехдверных автобусах - с левой стороны второй двери и правой стороны четвертой двери.
На боковом указателе маршрута следования указываются номер и наименование начального и конечного пунктов маршрута и основных промежуточных пунктов.
Задний указатель номера маршрута устанавливается в правом нижнем углу заднего окна по ходу автобуса.
Табличка или надпись "Выход" укрепляется (наносится) внутри над дверью автобуса.
Передний инвентарный номер автобусов наносится на передней стенке кузова справа у нижней кромки лобового стекла, задний - на задней стенке кузова слева по ходу автобуса у нижней кромки стекла.
Внутреннее оформление автобусов включает:
1. табличку с фамилиями водителя и кондуктора;
2. таблички с указанием номеров мест на сиденьях;
3. таблички с указанием мест для пассажиров с детьми и инвалидов;
4. аблицу стоимости проезда;
5. правила пользования автобусом;
6. надпись или табличку о порядке оплаты проезда в бескондукторном автобусе;
7. внутренний инвентарный номер автобуса.
Табличка с фамилиями водителя и кондуктора устанавливается на перегородке кабины водителя, а при отсутствии перегородки - на лобовой стенке салона автобуса.
Табличка с указанием номеров мест на сиденьях устанавливается в автобусах междугородных и пригородных сообщений.
Номера мест должны располагаться согласно установленной схеме.
Табличка с указанием мест для пассажиров с детьми и инвалидов прикрепляется над окнами первых шести мест слева по ходу автобуса.
Таблица стоимости проезда вывешивается в автобусах междугородных и пригородных маршрутов.
Правила пользования автобусами вывешиваются во всех автобусах.
Правила помещаются в рамку и укрепляются на перегородке кабины водителя или боковой стенке справа от передней двери.
Внутренний инвентарный номер автобуса наносится на перегородке кабины водителя.
Теперь вычеслим количество автобусов на маршруте
Здесь q1 – номинальная вместимость автобуса, условно названного максимальной вместимостью.
q2 – номинальная вместимость автобуса, условно названного малой вместимостью.
Для того чтобы определить приблизительное число автобусов на линии в различные часы, строят номограмму, для этого нужно вычеслить интервал движения
АI = 1 ; А 2 = 2, :….. Аi = i, ,(12)
Алгоритм работы с номограммой
1) Величина пассажиропотока в любой час суток сносится на ось;
2) Из этой точки, которая была отмечена на оси, проводятся два луча через опорные точки q1 и q2 до правой таблицы;
3) Концы лучей при этом упираются в клетки, которые показывают количество автобусов на маршруте (большей и меньшей вместимости) и интервал их движения при данном пассажиропотоке.
Номограмма
Рис.№5
Из полученной номограммы можно узнать количество автобусов в часы суток при минимальной и максимальной вместимости
Amin:12;21;23;20;11;10;7;5;7;10;17;21;22;19;12;12;10;7;5;4
Amax:8;14;15;13;7;6;5;3;5;6;11;13;14;12;8;8;6;5;3;2
2.3. Графоаналитический расчет потребного количества автобусов на маршруте
Количество автобусов на маршруте определяют в зависимости от пассажиропотоков, вместимости автобусов, удобство пассажиров (интервал движения), стоимости перевозок и т.д.
На основании выполненных расчетов и номограммы строят график см. рисунок ., зависимости часов и автобусов на маршруте большей и малой вместимости и в дальнейшем производят корректировку «пиковых» и «межпиковых» и «послепиковых» зон и также показывают на этом графике (рисунок ).
Для того, чтобы выполнить график на рисунке необходимо произвести расчеты:
1. Корректировка «пиковых» зон проводится в соответствии с возможностью АТП по выпуску автобусов, т.е. с учетом коэффициента дефицита автобусов:
(13)
где - действительное (откорректированное) значение числа автобусов на маршруте;
- необходимое (расчетное) значение количества автобусов на маршруте;
- коэффициент дефицита автобусов.
Min:
Max:
2. Найти минимальное количество автобусов, которое необходимо иметь на маршруте
(14)
3.Корректировка «межпиковых» зон
(15)
где - значение пассажиропотока по рассчитываемому часу периода движения;
Кт - коэффициент внутричасовой неравномерности движения КТ = 1,1;
- коэффициент неравномерности по направлению движения hн=1,5;
qн - номинальная вместимость выбранного типа автобуса;
Т - период времени представления информации Т= 1;
g - расчетное значение коэффициента наполнения (принимаемое студентом)
t0 - время оборота автобуса на маршруте
Min:
Max:
Корректировка выпуска автобусов на маршрут
Рис.№6
Автобус большой вместимости на маршруте 149 имеет наиболее равномерный график движения, при этом перевозит большое количество пассажиров. В связи с этим проще организовать эффективную работу автобусов при наименьшем их количестве. Поэтому я выбрал автобус с большой пассажировместимостью - ЛиАЗ - 5292
Табл.№6
Расчетные показатели маршрута
Часы суток | Показатели | |||||
Qрасч (пасс) | Aрасч (ед) | Jрасч (мин) | Aф (ед) | Jф (мин) | gвм | |
05-06 | 0.17 | 0.17 | ||||
06-07 | 0.09 | 0.09 | ||||
07-08 | 0.09 | 0.09 | 1.07 | |||
08-09 | 0.10 | 0.09 | 0.92 | |||
09-10 | 0.19 | 0.15 | 0.7 | |||
10-11 | 0.23 | 0.15 | 0.6 | |||
11-12 | 0.27 | 0.15 | 0.5 | |||
12-13 | 0.45 | 0.15 | 0.3 | |||
13-14 | 0.27 | 0.15 | 0.5 | |||
14-15 | 0.23 | 0.15 | 0.6 | |||
15-16 | 0.12 | 0.12 | ||||
16-17 | 0.10 | 0.10 | ||||
17-18 | 0.09 | 0.10 | 1.07 | |||
18-19 | 0.11 | 0.10 | 0.92 | |||
19-20 | 0.17 | 0.17 | ||||
20-21 | 0.17 | 0.19 | 1.14 | |||
21-22 | 0.23 | 0.23 | ||||
22-23 | 0.27 | 0.27 | ||||
23-24 | 0.45 | 0.45 | ||||
24-01 | 0.68 | 0.45 | 0.6 |
Исходя из данных таблице можно сделать вывод что там где коэффициент наполнения( ) больше или равен 1 нужно выпустить на маршрут ещё один автобус.
Имея представление о расчетном количестве автобусов по всем часам работы, мы строим расчетную диаграмму потребностей автобусов по всем часам периода движения.
Расчетное распределение автобусов по часам периода движения
Рис.№7
Вычислим фактическое количество автобусов:
где - максималъное расчетное число автобусов = 14;
Кдеф - коэффициент дефицита Кдеф= 0,94
По данному графику мы видим, что в период с 9 до 14 часов автобусы № 9, 10, 11, 12, 13 простаивают в парке и, следовательно, не работают. Нам желательно закрыть эту дырку, не меняя при этом количество кубов (1 куб = 1 Автомобиле час). Чтобы это сделать, мы из центра отнимаем равное дырке число кубиков и поднимаем их наверх. (Клетками “В” закрываем дырку “А”)