Государственные органы управления, которые обеспечивают безопасность мореплавания
1. Задачи Гос. депортамента морского и речного транспорта Украины (Укрморречфлот) на основе положения о нем.
2.Задачи Главной государственной инспекции Украины по безопасности судоходства (Госфлотинспекция Украины).
3.Права Госфлотинспекции для осуществления возложенных на нее задач.
4. Государственная инспекция судоходного надзора - её задачи и права.
5.Инспекция по вопросам подготовки и дипломирования моряков – цели и задачи.
5.Регистр судоходства Украины.
1.
Управление в сфере водного транспорта в настоящее время осуществляется по трем основным направлениям:
— управление государственным сектором отрасли морского и речного транспорта — предприятиями, действующими на хозрасчетной основе (морские торговые порты, судоремонтные заводы, государственные судоходные компании и т. п.);
— управление предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых связана с обеспечением безопасности судоходства, судов, портов и портовых сооружений («Госгидрография», ГП «Дельта-лоцман», лоцманские службы морских торговых портов, ГП «Морком», ГП «Морская аварийно-спасательная служба», Инспекция по вопросам подготовки и дипломирования моряков, предприятия морских и внутренних водных путей, научные учреждения и т. п.);
— организация надзорной деятельности в отрасли морского и речного транспорта (Госфлотинспекция, Регистр судоходства Украины, инспекции государственного портового надзора, Инспекция главного государственного регистратора флота).
Для эффективного функционирования экономического механизма отрасли и обеспечения выполнения международных обязательств Украины в сфере морского и речного транспорта деятельность в этих направлениях должна координироваться правительственным органом государственного управления.
С принятием Закона Украины «О транспорте» и указов Президента Украины от 15 декабря 1999 г. было определено, что правительственным органом государственного управления в области морского и речного транспорта является Государственный департамент морского и речного транспорта (Укрморречфлот), который действует в составе Минтранса и подчиняется ему. Укрморречфлот функционирует на основании положения о нем, утвержденного Постановлением КМУ от 30 марта 2000 г. Согласно этому акту его основными задачами являются:
— участие в рамках компетенции в реализации государственной политики в области морского и речного транспорта;
— обеспечение развития морского и речного транспорта с целью удовлетворения потребностей населения и общественного производства в морских и речных перевозках;
— осуществление государственного контроля по соблюдению субъектами хозяйствования, выполняющими перевозки пассажиров и грузов морским и речным транспортом, требований нормативно-правовых актов, стандартов и правил, которые регулируют перевозку пассажиров и грузов морским и речным транспортом;
— соблюдение требований законодательства относительно обеспечения безопасности мореплавания;
Укрморречфлот согласно возложенным на него задачам:
— обеспечивает проведение единой экономической, тарифной, социальной, научно-технической и инвестиционной политики в сфере морского и речного транспорта;
— организовывает разработку государственных научно-технических и иных программ и планов развития отрасли;
— оказывает содействие формированию рынка транспортных и транспортно-экспедиционных услуг, совершенствованию структуры управления отраслью, обеспечивает в установленном порядке государственную поддержку предприятий отрасли;
— принимает участие в формировании и реализации антимонопольной политики, как в целом, так и по соответствующим направлениям (демонополизация экономики, развитие конкуренции, антимонопольное регулирование, применение антимонопольного законодательства).
Следует отметить значительные полномочия этого департамента относительно определения правил безопасности морского и речного судоходства, а также надзора за их выполнением. Так, он осуществляет государственный надзор в морских торговых и речных портах, территориальных водах Украины за соблюдением законодательства о судоходстве, а также соблюдением требований международных договоров Украины всеми морскими и речными судами независимо от формы собственности, отраслевой принадлежности и флага государства, под которым плавает судно; — организует проведение расследований причин аварий и катастроф на морском и речном транспорте, ведет учет этих аварий и аварийных событий, в частности по результатам сюрвеерских обследований судов, приборов и грузов; — организует и координирует, в границах своей компетенции, работу по проведению сертификации, классификации транспортных средств и технологического оборудования, технического надзора за их проектированием, строительством, эксплуатацией и утилизацией;
организовывает, координирует и контролирует работу по навигационно-гидрографическому обеспечению судоходства в водах Украины;
обеспечивает разработку проектов нормативно-правовых актов по вопросам безопасности судоходства, перевозок пассажиров и грузов морским и речным транспортом, технологическому сохранению грузов (в том числе опасных); технической эксплуатации морских и речных судов, портовых комплексов, оборудования для судоремонтных заводов, акваторий и подходных каналов, навигационного оснащения, иных сооружений и оборудования, осуществляет контроль за соблюдением требований нормативно-правовых актов по указанным вопросам. Департамент выдает также в соответствии с законодательством субъектам предпринимательской деятельности лицензии на международные перевозки пассажиров и грузов морским и речным транспортом, на агентирование морского торгового флота, прекращает и запрещает в установленном порядке проведение работ в зоне действия навигационного оснащения, если такие работы препятствуют установленному режиму функционирования такого оснащения. Укрморречфлот возглавляет директор, которого назначает на должность и освобождает от должности Кабинет Министров Украины по представлению Министра транспорта. Директор Укрморречфлота имеет заместителей, которые назначаются на должности и освобождаются от должности Кабинетом Министров Украины по представлению Министра транспорта и по согласованию с директором Укрморречфлота. Распределение обязанностей между заместителями проводит директор Укрморречфлота. Вместе с тем существует ряд учреждений, созданных в отрасли постановлениями Кабинета Министров Украины и приказами Минтранса и подчиненных непосредственно Министерству транспорта. Среди них:
2.
Главная государственная инспекция Украины по безопасности судоходства (Госфлотинспекция Украины). В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Кабмина от 30.12.1998 г. № 2098, — создана «для осуществления государственного надзора за безопасностью судоходства на морском и речном транспорте».
Госфлотинспекция согласно возложенным на нее задачам:
1) осуществляет контроль за выполнением требований международных договоров Украины и соблюдением законодательства Украины по безопасности судоходства в морских и речных портах, территориальном море и внутренних морских водах и на внутренних водных путях;
2) осуществляет контроль государства флага за выполнением международных договоров Украины по безопасности судоходства и предотвращению загрязнения окружающей среды судами, которые плавают под флагом Украины, независимо от форм собственности (за исключением флота рыбной промышленности);
3) осуществляет контроль государства порта за соответствием судов, которые заходят в порты Украины, независимо от их флага, действующим стандартам безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды с судов;
4) проверяет готовность морских аварийно-спасательных служб, в том числе Государственного морского спасательно-координационного центра и его структурных подразделений к ликвидации последствий аварий, катастроф и иных событий;
5) осуществляет контроль за выполнением предприятиями, учреждениями, организациями независимо от формы собственности норм законодательства и международных договоров Украины по вопросам безопасности судоходства;
6) принимает меры к выполнению международных норм и правил по вопросам безопасности судоходства, предотвращению загрязнения окружающей среды с судов;
7) контролирует организацию безопасной перевозки опасных, сверхгабаритных и тяжеловесных грузов;
8) принимает участие в разработке проектов нормативно-правовых актов по вопросам, связанным с безопасностью судоходства, безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения окружающей среды с судов, безопасной перевозкой грузов, регулированием и безопасностью движения в территориальном море, на внутренних водных путях, в том числе в акваториях морских и речных портов и терминалов, на судоходных путях международных транспортных коридоров, а также по вопросам технической эксплуатации и пожарной безопасности судов;
9) организует проведение расследований причин аварий и катастроф на морском и речном транспорте;
10) ведет учет аварий, катастроф, результатов расследований и обследований, принимает меры относительно устранения причин и предотвращения их повторения.
3.
Госфлотинспекция имеет право:
1) беспрепятственно в любое время проверять предприятия, учреждения, организации относительно обеспечения ими безопасности судоходства;
2) отменять в установленном порядке указания должностных лиц, если они противоречат требованиям безопасности судоходства;
3) давать обязательные для выполнения должностными лицами предписания относительно устранения нарушений требований нормативных актов по вопросам безопасности судоходства и контролировать их выполнение в установленные сроки;
4) запрещать эксплуатацию судов и выполнение работ, кото-рые создают угрозу жизни и здоровью людей, до устранения нарушений требований нормативных актов по вопросам безопасности судоходства;
5) вносить предложения об отстранении от работы работников, действия которых могут повлечь катастрофы, аварии, события или создать угрозу их возникновения;
6) предъявлять предложения о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемым должностям;
7) бесплатно получать от министерств, иных центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций информацию, необходимую для осуществления надзора по обеспечению безопасности судоходства;
8) в установленном порядке останавливать суда или запрещать их движение на отдельных участках судоходных дорог.
Обособленным структурным подразделением Госфлотинспекции является
4.
Государственная инспекция судоходного надзора (далее — инспекция), действующая на основании положения о ней (утверждено приказом Госфлотинспекции от 10 июня 1999 г. № 16).
Эта инспекция соответственно возложенным на нее задачам:
1) осуществляет государственный контроль за соблюдением требований действующего законодательства Украины по вопросам безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды судами на внутренних водных путях и в речных портах Украины и маломерными судами — в территориальных морских водах и иных водоемах Украины общего пользования, независимо от формы собственности и принадлежности судна;
2) осуществляет выпуск судов в море;
3) выполняет лоцманское проведение по внутренним водным путям Украины;
4) проверяет готовность аварийно-спасательных подразделений к ликвидации последствий аварий, катастроф и иных чрезвычайных событий на внутренних водных путях и в речных портах Украины, координирует проведение таких работ в случае их возникновения;
5) осуществляет государственный контроль за выполнением предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, требований действующего законодательства Украины по вопросам безопасности судоходства;
6) контролирует организацию безопасной перевозки опасных, сверхгабаритных и тяжеловесных грузов на внутренних водных путях Украины.
Инспекция имеет право:
1) беспрепятственно в любое время проверять суда, предприятия, учреждения, организации относительно обеспечения ими безопасности судоходства;
2) отменять в установленном порядке указания должностных лиц, если они противоречат требованиям безопасности судоходства;
3) давать обязательные для выполнения должностными лицами предписания относительно устранения нарушений требований нормативных актов по вопросам безопасности судоходства и контролировать их выполнение в установленные сроки;
4) запрещать эксплуатацию судов и выполнение работ, которые создают угрозу жизни и здоровью людей, до устранения нарушений требований нормативных актов по вопросам безопасности судоходства;
5) вносить предложения об отстранении от работы работников, действия которых могут повлечь катастрофы, аварии, аварийные события, или создать угрозу их возникновения;
6) в установленном порядке останавливать суда или запрещать их движение на отдельных участках судоходных путей;
7) направлять в необходимых случаях на медицинский осмотр судоводителей проверяемых судов для определения их способности управлять судами;
8) отстранять от управления судами лиц, действия которых угрожают безопасности судоходства, а при необходимости передавать судно для сохранения в пункты стоянок поднадзорных судов или специальных стоянок за счет судовладельца.
5.
Инспекция по вопросам подготовки и дипломирования моряков создана постановлением Кабмина от 31.01.2001 г. № 83 на основе государственного предприятия по аттестации и регистрации плавсостава Украины. В соответствии с Положением «является государственной организацией, основанной на государственной собственности, и принадлежит к сфере управления Министерства транспорта». Содержится за счет поступлений за выполнение государственных функций. Большей частью выполняет функции регистрационно-разрешительного учреждения.
Регистр судоходства Украины создан Постановлением Кабмина от 08.06.1998 г. № 814 «Об усовершенствовании технического, классификационого и судоходного надзора на морском и речном транспорте». Является национальным классификационным обществом, которое осуществляет технический надзор и проводит классификацию морских и речных судов. Основан на государственной собственности, принадлежит к сфере управления Минтранса и действует на правах государственного предприятия на основах хозрасчета.
Деятельность отрасли тесно связана с необходимостью международного сотрудничества, соблюдения норм международного морского права и обеспечения требований международных конвенций, в которых участвует Украина. Эта проблема обостряется в последнее время, в частности из-за усиления активности международного терроризма. С 1 июля 2004 года, согласно резолюции ИМО, введен в действие Международный кодекс охраны судов и портовых сооружений (ISPS), который предусматривает наличие инфраструктуры, обеспечивающей безопасность судов, пассажиров, грузов и портовых сооружений.
6.
Инспекция главного государственного регистратора флота создана приказом Минтранса от 20.09.1997 № 369 во исполнение Постановления Кабмина от 26.09.1997 г. № 1069 «Об утверждений порядка ведения Государственного судового реестра Украины и Судовой книги Украины». В соответствии с Положением «является органом морского транспорта, входящим в сферу управления Министерства транспорта Украины», содержится за счет сборов, взимаемых за выполнение государственных функций. За счет сборов также возмещаются затраты на аренду помещений, на содержание единой государственной электронно-информационной системы регистрации судов в Украине и другие затраты, связанные с регистрацией, включая выдачу судовых документов.
Контрольные вопросы:
1. Назвать органы управления в сфере водного транспорта.
2. Назвать основные задачи Главной государственной инспекции Украины по безопасности судоходства
3. Назвать главные задачи Гос. депортамента морского и речного транспорта Украины (Укрморречфлот) на основе положения о нем.
4. Основные цели и задачи Инспекции по вопросам подготовки и дипломирования моряков.
Используемая литература:
Алексишин В.Г., Козырь Л.А., Короткий Т.Р. Международные и национальные стандарты безопасности мореплавания – Одесса.: Латстар, 2002г.