Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при травмах, ссадинах.
Практическое занятие по наложению давящей повязки и жгута-закрутки.
Практическое занятие по наложению косыночной, круговой и пращевидной повязок.
15. Ты – велосипедист.
Игры и соревнования на велосипедах с элементами велофигур.
16. Поездка за город.
Правила движения пешеходов по загородной дороге. Правила перехода загородных дорог.
Опасности, подстерегающие пешехода на загородной дороге.
Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми за городом (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.
17. Улица глазами водителей.
Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП).
Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов:
- переход проезжей части в неустановленном месте, перед близко движущимся транспортом, на запрещающий сигнал светофора;
- неожиданный выход на проезжую часть из-за препятствия (автобуса, автомобиля, кустов);
- езда по проезжей части детей, недостигших 14-летнего возраста, на велосипеде;
- игра вблизи или на проезжей части.
Итоговое занятие.
Игра-соревнование по Правилам дорожного движения. Подведение итогов. Награждение лучших учащихся.
Тема: Правила поведения учащихся на улице и дороге.
Цель: повторить правила дорожного движения, формировать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, на дороге, с целью предупреждения детского транспортного травматизма.
Оборудование: плакаты, тетради, презентация
1.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас в школе дорожных
наук. Сегодня вместе с героями мультфильма « Смешарики» мы
отправимся в путешествие по стране ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. А
экскурсоводом у нас будет Кар-Карыч – отважный путешественник. Буря
в океане, лавина в горах или ревущий водопад для него не страшны. Он
ничего не боится.
Но однажды Кар-Карыч попал в город. И первый раз в жизни испугался. Город оказался страшнее бури и лавины, вместе взятых. По улицам с ревом мчались машины. Большие и маленькие, с мигалками и прицепами… Они спешили, гудели, обгоняли друг друга. Такого большого движения Кар-Карыч еще не встречал. Тут не то, что путешествовать - улицу перейти страшно. Тогда ворон нашел укромное местечко на светофоре и стал оттуда наблюдать за движением.
- А теперь давайте ответим на вопросы:
-Чего испугался Кар-Карыч?
-Машины на самом деле страшные или нет?
-А вы бы испугались на месте Кар-Карыча?
- Итак, я продолжаю свой рассказ.
Кар-Карыч спрятался на светофоре. Он смотрел сверху вниз на проносящиеся машины и вздыхал: « Какое быстрое движение в этом городе…Я никогда не смогу отсюда выбраться!»
И тут он кое-кого увидел. У этого кое-кого была красивая полосатая палочка и фуражка. И что самое удивительное, кое-кто совсем не боялся машин. Он стоял на дороге, махал своей палочкой, и машины его слушались.
- Как вы думаете, кого увидел Кар-карыч?
- Кар-карыч решил, что это городской волшебник. Почему он так
подумал?
- Как вы думаете, это на самом деле волшебник?
- А палочка у него волшебная?
- Знаете, зачем она нужна?
- Молодцы! Внимательно слушали.
Кар-Карыч, сидя на светофоре, стал отчаянно махать крыльями. Инспектор увидел беднягу, и поспешил на помощь. Он перевел его через дорогу. Новый друг объяснил Кар-карычу, что бояться машин не правильно. Нужно выучить ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, и никакие машины не будут страшны. Город на то и город, чтобы в нем было много машин. Все вместе они называются… Как? А еще в городе много тех, кто ходит пешком. Их называют… Как? Чтобы машины не наезжали на пешеходов и друг на друга, нужен дорожный инспектор. Он следит, чтобы все соблюдали правила.
- Как вы думаете, что случилось бы, если бы правил ПДД не было?
Дорожный инспектор рассказал Кар-Карычу много интересного. Он поведал ему о том, что для пешеходов есть пешеходные дороги – тротуары, и пешеходные переходы – «зебры». А еще на дорогах есть специальные дорожные знаки. Они помогают пешеходам узнать, где можно ходить, а где нельзя. И машинам подсказывают, где помедленнее ехать, где быть осторожным, а где и вовсе остановиться.
- Как выглядит пешеходный переход?
- Как он еще называется? Почему?
- Зачем пешеходам нужны дорожные знаки?
Путешествие Кар-Карыча подходило к концу. На прощание инспектор подарил ему полосатую палочку, по-научному – жезл. А еще учебник по ПДД и свою фуражку, которая так и называется – фуражка. Кар-Карыч решил открыть в стране Смешариков школу ПДДшек, потому что у Смешариков тоже есть транспорт и пешеходы. Им тоже нужны правила, просто необходимы!
- Итак, мы вместе со Смешариками выучили Правила Дорожного
Движения. И Кар-Карыч предлагает нам вместе с ними сдать экзамены.
Вот мы и узнаем, кто из вас был самым внимательным.
ЭКЗАМЕН
Прочитай вопросы и выбери правильный ответ
1. Как расшифровать ПДД?
а) Пешеходное Дорого Движение
б) Правила Дорожного Движения
в) Песня Дикого Динозавра
2. Зачем нужны Правила Дорожного Движения?
а) Чтобы не скучать на улице
б) Чтобы их нарушать
в) Чтобы на дорогах был порядок
3. Кто такой пешеход?
а) Тот, кто ходит пешком
б) Тот, кто проверяет билеты в автобусе
в) Тот, кто много путешествует
4. Какие дороги придуманы специально для пешеходов?
а) Железные
б) Тротуары
в) Автомагистрали
5. Для чего пешеходам нужны обочины?
а) Чтобы сажать на них цветы, играть, загорать и валяться
б) Чтобы по ним ездили машины и не мешали пешеходам
в) Чтобы пешеходы могли идти, не мешая машинам
6. Как иначе называется пешеходный переход?
а) Леопард
б) Зебра
в) Полосатик
7. Как называется прибор, регулирующий движение?
а) Инспектор
б) Светошар
в) Светофор
8. Какой цвет светофора означает, что движение запрещено?
а) Желтый
б) Красный
в) Фиолетовый в крапинку
9. Со скольки лет можно ездить на велосипеде?
а) С четырех
б) С сорока четырех
в) С четырнадцати
10. Зачем велосипедисту нужен шлем?
а) Чтобы удивить друзей
б) Чтобы уши не мерзли
в) Чтобы защитить голову при падении
11. Как выглядят дорожные знаки, запрещающие движение?
а) Большие цветные картинки
б) Квадратные голубые
в) Круглые с красной полосой
12. Что нарисовано на знаке пешеходного перехода?
а) Дикая зебра
б) Перечеркнутая машина
в) Человечек на пешеходной « зебре»
13. Для чего нужен дорожный инспектор?
а) Регулировать движение
б) Веселить пешеходов
в) Штрафовать водителей
14. Кто обязательно должен знать Правила Дорожного Движения?
а) Пешеходы
б) Водители
в) Все
- Если ты где-то ошибся, не грусти и не переживай. Лучше повтори еще ПДД. А когда ответишь на все вопросы правильно, смело называй себя Правильным пешеходом и отправляйся гулять на улицу по всем правилам! Мы за тебя спокойны. Тот, кто знает правила, никогда не станет их нарушать!
2.
- Кого называют маленьким?
- Кто считает себя маленьким? (Никто.) Давайте вместе выясним, о ком пойдёт сегодня речь.
/Детям было задано домашнее задание к уроку - нарисовать себя около светофора./ Давайте внимательно рассмотрим рисунки, которые вы нарисовали дома. /Дети делятся впечатлениями о рисунках./
- Высота светофорного столба - 3 метра, светофор для пешеходов с зелёным и красным человечками расположен на расстоянии 1 м 80 см от земли, а рост Андрея 1 м 30 см. Изобразите на миллиметровой бумаге Андрея, который стоит рядом со светофором, из расчёта, что 1 см на миллиметровой бумаге равен 30 см в реальной жизни. /Работа в группах./ Сделайте вывод: почему светофор для пешеходов находится так высоко от земли. (Они такие высокие для того, чтобы каждый смог их увидеть.)
Игра “Верно-неверно”.
- Если утверждение верное - показываем зелёный круг, если утверждение неверное - показываем красный.
• Я знаю дорогу наизусть, и поэтому иду, не обращая внимания на окружающие объекты.
• Если я опаздываю в школу, то не бегу для того, чтобы прийти быстрее.
• Когда я перехожу улицу, я не разговариваю с друзьями.
• Сначала надо привыкнуть находиться одному на безопасной улице, преодолевая короткие дистанции.
• Короткий путь самый безопасный.
• Каждый новый маршрут надо изучать со взрослыми, стараясь определить возможные опасности.
- Вспомните вашу дорогу в школу и обратно, в магазин или в секцию и скажите, что препятствует обзору дороги во время вашего пути. Из-за чего вас могут не увидеть водители идущего транспорта, так как вы маленького роста. (Мусорные контейнеры, рекламные щиты, киоски, кустарники и т.д.) /Обсуждение./
Игра “Это я, это я, это все мои друзья”.
- Если вы выполняете то, о чём спрашивается, кричите: “ Это я, это я, это все мои друзья”. Если так делать нельзя, тогда молчите.
Кто дорогу перейдёт
Только там, где переход?
Кто из вас, идя, домой
Держит путь по мостовой?
Кто летит вперёд так скоро,
Что не видит светофора?
Знает кто, что красный свет-
Это значит, хода нет?
А скажите, кто из вас
Ждёт, коль светит жёлтый глаз?
- А теперь поможем мальчику Саше благополучно добраться до школы. Вставьте подходящие по смыслу слова так, чтобы получился рассказ: поднимать, переходит, увидеть, маленький, заметить, рассмотреть, пешком, внимателен, высоко, рост.
Саше- 9 лет. Он каждый день ходит в школу ___________. Так как Саша ещё ________, водители не всегда заранее могут ______ его. Его невысокий __________ мешает ему _________ приближающиеся автомобили. Поэтому Саша очень _________, когда ____________ дорогу. Светофор и дорожные знаки расположены ____________, и мальчик вынужден ___________ голову для того, чтобы _____________ их.
/Работа в группах./
На улицах наших
Движенья так много
Везде всевозможных
Так много машин!
Но ты не теряйся,
Не бойся дороги,
А правилам этим
Учиться спеши!
- Спасибо всем, кто сегодня помогал повторять и учить правила дорожного движения!
Тема: Остановочный путь и скорость движения.
Цель: совершенствовать знания об остановочном пути и скорости движения автомобиля
Оборудование: плакаты, тетради, карточки
- Все мы учим правила дорожного движения, чтобы движение на улице было безопасным. И водитель каждой машины заботится об этом же. Самое главное для него – хорошее техническое состояние машины. Водитель всегда следит, чтобы его автомобиль всегда был в порядке. Но самое главное для него – надежная работа тормозов. Они спасут его и на забитой машинами дороге, и в том случае, если на дорогу внезапно выбежит пешеход.
Подумайте, может ли автомобиль остановиться сразу? Почему?
Задание:
- Разложите карточки в верном порядке в ситуации, когда автомобиль останавливается. (Группы работают. Объясняют.)
Водитель заметил пешехода
Решил затормозить
Нажал на педаль
Автомобиль останавливается
- Теперь вы знаете, что ни одна машина не может остановиться сразу, как только захочет её хозяин.
Давайте рассмотрим таблицу.
Водитель увидел пешехода
Решил затормозить
Нажал на педаль
Автомобиль останавливается
Тормозной путь
Расстояние до полной остановки
- Расстояние, которое проезжает автомобиль при торможении, называется тормозным расстоянием.
- Из чего оно складывается?
Участок, который проходит машина с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки, - тормозной путь. Поэтому, кроме всех других причин, тормозное расстояние – остановочный путь – зависит ещё и от реакции водителя.
- Как вы думаете, что ещё может повлиять на длину тормозного пути автомобиля?
Чтение стихотворения И. Лешкевича. Работа над стихотворением.
Гололёд.
Февраль был тёплый, как апрель,
Внезапно подморозило,
А тут ещё снежку метель
На тротуар набросила.
Скользит автобус голубой.
Не зря шофер волнуется –
Ребята – школьники гурьбой
Перебегают улицу.
Один упал, упал другой,
Поспешность не помощница:
Один затылок трет рукой,
Другой - от боли морщится.
Шофер отвел от них беду
(Так не всегда случается…)
на мостовой шалить на льду,
Конечно, воспрещается.
- Почему так волновался водитель, завидев детей?
- Вспомните, что такое тормозной путь?
- Сравните тормозной путь в летнее и зимнее время. (Показ иллюстрации)
- Сколько метров проезжает автомобиль по сухому асфальту после торможения при скорости 60 км/ч? (40 м) Для этого автомобилю потребуется целых 3 секунды.
- А вот при гололёде автомобиль проезжает 155 метров и ему уже потребуется целых 10 секунд.
- Какую роль играют эти секунды на дороге?
- Что произойдет с тормозным путем, если автомобиль будет двигаться с большей, чем 60 км/ч скоростью?
- Какие ещё условия могут повлиять на длину тормозного пути?
- Как вы думаете, как влияет вес автомобиля на длину тормозного пути?
- А что такое остановочный путь? Из чего он складывается?
1.
путь, который пройдет автомобиль с момента, когда водитель увидит препятствие на дороге, до момента, когда он начинает нажимать на тормозную педаль (время реакции водителя).
2.
Путь, который пройдет автомобиль с момента нажатия на педаль тормоза до срабатывания тормоза (время срабатывания тормозного привода).
3.
Путь, который пройдет автомобиль за время действия тормозов до полной его остановки.
Тормозной путь – расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия водителем на педаль тормоза до полной его остановки.
Остановочный путь больше тормозного на расстояние , которое проходит машина за время реакции водителя. От чего же зависит время реакции водителя?
Представьте: по дороге движется автомобиль, водитель которого видит впереди препятствие, первоначальную информацию об окружающей обстановке, он воспринимает органами чувств (в данном случае это глаза).
Воспринятый сигнал преобразуется в электрические импульсы, которые поступают в головной мозг, где хранится информация (в нейронах). «Запрос» о дальнейшем действии идет последовательно от нейрона к нейрону, до тех пор, пока не будет найден нейрон с нужной информацией. Но для этого необходимо определенное время. Чем меньше информации о данной ситуации содержится в нейронах головного мозга, тем большее время требуется для поиска ответа (зависит от подготовки водителя).
Итог.
- Что называют остановочным расстоянием?
- Что такое тормозной путь?
- Какие условия влияют на длину тормозного пути?
- Что должен делать пешеход при переходе улиц и дорог?
Тема: Пешеходные переходы
Цель: напомнить детям правила перехода проезжей части улицы – по переходу «зебра», по сигналу светофора, там, где повешены знаки разных переходов.
Оборудование: дорожные знаки плакаты ПДД
-Вы уже знаете, что пересекать проезжую часть улицы можно только по размеченным пешеходным дорожкам, или по подземным пешеходным переходам, или специальным мостикам – эстакадам.
Наземный переход обозначается дорожным знаком или специальной табличкой указателем.
- Как пешеходный переход изображается на проезжей части дороги?
Раньше пешеходная дорожка отмечалась круглыми металлическими кнопками, вбитыми в асфальт, сейчас отмечается широкими белыми полосками, нанесенными на асфальт во всю ширину перехода.
- Как мы чаще всего называем такой, разлинованный участок дороги?
Верно, перед такой «зеброй» водители снижают скорость и становятся более внимательными и осторожными.
«Зебра» обозначает нерегулируемый пешеходный переход, т.е. движение здесь не регулируется светофором. Иногда разметка «зебры» имеет стрелы, которые указывают направление движения пешеходов и напоминают, что на переходе надо придерживаться правой стороны.
Белые полосы были придуманы, чтобы место перехода выделялось на дороге, чтобы пешеход, находящийся на переходе, был лучше виден водителю: на фоне белых полос человек становится гораздо заметнее, чем на асфальте.
Приближаясь к пешеходному переходу, водители знают, что здесь, на проезжей части, могут быть пешеходы. Поэтому они должны усилить внимание и, при необходимости, снизить скорость. Переходить дорогу в других местах опасно! В Правилах дорожного движения записано: «Пешеходы обязаны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам».
Пересекать дорогу на пешеходном переходе следует только прямо, а не наискосок.
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, наземный
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.