Правила перевозок грузов в контейнерах железнодорожным транспортом.

Дорогостоящие грузы перевозят преимущественно в контейнерах. Сейчас около 80% генеральных грузов перевозятся в контейнерах (станки, приборы, мебель, продовольствие, текстильные, кожевенные и химические товары). Размеры контейнеров стандартные. Наиболее распространены в международных перевозках контейнеры типа ИС длиной 20 футов, массой в груженом состоянии 20т, внутренним объемом 31 м3. Есть еще и сорокафутовые. Стоимость и расходы на содержание одного контейнера с увеличением его размеров уменьшаются, но сдерживает рост их размеров сложность операций с очень большими контейнерами. В мире 67% двадцатифутовых и 31% сорокафутовых контейнеров. По назначению в мире 80% универсальных контейнеров, 9% рефрижераторных и 11% специализированных (для наливных и сыпучих грузов, с открытым верхом или стенкой для негабаритных грузов). По производству контейнеров на первом места Южная Корея, на втором – Тайвань.

Порядок и условия перевозок в контейнерах установлен Правилами перевозок грузов в контейнерах на различных видах транспорта.

Универсальный контейнер – унифицированная грузовая единица, предназначенная для перевозки тарных и штучных грузов, представляющая собой стандартизированную по массе брутто, габаритным размерам, снабженную кодовыми обозначениями, стандартизированными по форме, содержанию, месту размещения, надписями и табличками конструкцию с расположенными на ней приспособлениями для закрепления на различных видах транспортных средств и механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Различают следующие типы универсальных контейнеров, применяемых в РК и СНГ (см.таблицу 7.1).

Крупнотоннажные контейнеры предназначаются в основном для бесперегрузочной доставки грузов.

Среднетоннажные – предназначаются для перевозки грузов мелкими отправками.

Малотоннажные – для перевозки мелкихотправок грузов в крытых вагонах.

Таблица 7.1

^ По конструкции
закрытые открытые
Загружаются через дверной прием Загружаются сверху (со съемной крышей или съемным тентом или без них)
По обращению
широкого обращения ограниченного обращения
Оборудуются рамами, пазами и фитингами, обеспечивающими их перегрузку кранами и вилочными погрузчиками Как правило, оборудуются одним или несколькими устройствами, обеспечиваю-щими их перегрузку
По параметрам и конструкции
унифицированные неунифицированные
Могут применяться на всех видах транспорта в прямом, смешанном и международном сообщениях Применяются только для определенных перевозок
По грузовместимости
крупнотоннажные среднетоннажные малотоннажные
С массой брутто 10 и более тонн массой брутто более 2,5 т, но менее 10т Массой брутто менее 2,5 тонн
       

Основные размеры крупно- и среднетоннажных контейнеров приведен в таблице [4 стр. 174]. Все контейнеры должны иметь маркировку установленного образца.

Не допускается перевозка в контейнерах, принадлежащих железной дороге, зловонных, загрязняющих внутренние поверхности грузов, после перевозки и выгрузки которых требуется правилами промывки и очистки вагонов дезинфекция.

Жидкие грузы можно перевозить только в первичной небьющейся таре (бочках, бидонах, канистрах, пластиковых емкостях), а также расфасованные в мелкую тару, упакованную в картонные коробки, обрешетку и другую облегченную упаковку. При этом мелкая тара должна быть предназначена под перевозку предъявленного жидкого груза.

Под погрузку подаются исправные контейнеры, годные для перевозки данного груза, очищенные от остатков груза и мусора. Предъявляемые к перевозке грузы, а также предназначенный для их перевозки контейнер должны быть подготовлены так, чтобы при погрузке, перевозке и выгрузке исключить различного рода трения, деформацию, примерзание или перегрев груза, его отрицательное воздействие на контейнер.

Грузы в контейнеры должны размещаться грузоотправителем таким образом, чтобы исключалась возможность перемещения их внутри контейнера. Не допускается давление груза на двери контейнера. Поэтому при укладке груза необходимо между ним и дверью оставлять свободное пространство в 3…5 см. Прибивать грузы или приспособления для их крепления гвоздями или скобами к полу контейнера запрещается. Крепление грузов в контейнере достигается установкой опорных брусков, цепей, ограничительных щитов, распорных рамок из досок и пр.

После загрузки контейнера грузом производится закрытие, запирание дверей контейнера и его опломбирование в порядке, установленном правила пломбирования вагонов и контейнеров.

После прибытия в пункт назначения контейнеры, подлежащие выдаче в местах общего пользования, хранятся на станции назначения бесплатно в течение 24 часов. При задержке приема контейнеров железные дороги взимают плату за время нахождения в местах общего пользования в размере, определенном тарифным руководством.

Очистка контейнеров после выгрузки во всех случаях производится грузополучателем. При невыполнении грузополучателем требований по очистке контейнера железная дорога имеет право не принимать контейнер до полной очистки и начислять плату за пользование контейнером за все время его задержки.

Специализированный контейнер – унифицированная единица транспортного оборудования, предназначенная для многократной перевозки определенной номенклатуры грузов (жидких, насыпных, опасных, скоропортящихся и пр.) и представляющая собой конструкцию, стандартную по размерам, массе брутто и имеющую обозначения и надписи в соответствии с ГОСТами и другими нормативными техническими документами.

В любом случае конструкция специализированного контейнера должна обеспечивать:

· механизированную загрузку и выгрузку грузов;

· механизацию погрузочно разгрузочных операций;

· штабелировании контейнеров в 2-3 яруса;

· наиболее полное использование грузоподъемности контейнера;

· влагонепроницаемость для грузов, боящихся атмосферного воздействия;

· возможность размораживания грузов;

· сохранение устойчивости пакетирования груза и исключение боя огнеупорных изделии и стекла при перевозке и перегрузке.

Габаритные размеры (за исключением контейнеров индивидуального назначения), расположение фитингов, рымных узлов, вилочных проемов контейнеров-цистерн такие же, как и у универсальных контейнеров. Кроме того, вновь изготовленные специализированные контейнеры и впервые предъявляемые к перевозке по железной дороге должны иметь сертификат соответствия или табличку, установленную Международной конвенцией по безопасным контейнерам.

Таблица 7.2 Специализированные контейнеры подразделяются:

По номинальной маме брутто
Среднетоннажные Крупнотоннажные
С максимальной массой брутто более 2,5т, но менее 10т С максимальной массой брутто, равной 10 т и более
По видам грузов
Для индустриальных штучных грузов Для сыпучих грузов Для жидких грузов Для стекла и стеклоизделий Изотермические
Защищающие от механических повреждений и атмосферных осадков Защищающие от влажнос-ти, смерзания или «слежи-вания» Обеспечивающие условия для налива, перевоз-ки и слива (в т.ч. подогрева) Защищающие от боя при перевозке и перегрузке Для скоропор-тящихся грузов
По конструкции
Жесткие Мягкие Комбинированные
Деревометаллические и цельнометаллические из стали, в некоторых случаях – из алюминия Пластмассовые, пластиковые, тканевые, прорезиненные и т.д. (основные преимущества: -компактность; -небольшой объем в порожнем состоянии -небольшой коэффициент тары; -простота конструкции) Сочетание жестких и мягких элементов конструкции
По назначению
Индивидуальные Групповые
Для грузов, требующих особых условий транспортировки Для грузов, однородных по своим свойствам, условиям перевозки, погрузки и выгрузки
                 

Специализированные крупнотоннажные контейнеры, используемые для перевозки грузов в прямом или смешанном сообщении, должны соответствовать нормам Международной конвенции по безопасным контейнерам, государственным и международным стандартам. Крупнотоннажные контейнеры, не соответствующие указанным нормам, к перевозке не допускаются.

Наши рекомендации