Правила перевозок грузов в контейнерах железнодорожным транспортом.
Дорогостоящие грузы перевозят преимущественно в контейнерах. Сейчас около 80% генеральных грузов перевозятся в контейнерах (станки, приборы, мебель, продовольствие, текстильные, кожевенные и химические товары). Размеры контейнеров стандартные. Наиболее распространены в международных перевозках контейнеры типа ИС длиной 20 футов, массой в груженом состоянии 20т, внутренним объемом 31 м3. Есть еще и сорокафутовые. Стоимость и расходы на содержание одного контейнера с увеличением его размеров уменьшаются, но сдерживает рост их размеров сложность операций с очень большими контейнерами. В мире 67% двадцатифутовых и 31% сорокафутовых контейнеров. По назначению в мире 80% универсальных контейнеров, 9% рефрижераторных и 11% специализированных (для наливных и сыпучих грузов, с открытым верхом или стенкой для негабаритных грузов). По производству контейнеров на первом места Южная Корея, на втором – Тайвань.
Порядок и условия перевозок в контейнерах установлен Правилами перевозок грузов в контейнерах на различных видах транспорта.
Универсальный контейнер – унифицированная грузовая единица, предназначенная для перевозки тарных и штучных грузов, представляющая собой стандартизированную по массе брутто, габаритным размерам, снабженную кодовыми обозначениями, стандартизированными по форме, содержанию, месту размещения, надписями и табличками конструкцию с расположенными на ней приспособлениями для закрепления на различных видах транспортных средств и механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Различают следующие типы универсальных контейнеров, применяемых в РК и СНГ (см.таблицу 7.1).
Крупнотоннажные контейнеры предназначаются в основном для бесперегрузочной доставки грузов.
Среднетоннажные – предназначаются для перевозки грузов мелкими отправками.
Малотоннажные – для перевозки мелкихотправок грузов в крытых вагонах.
Таблица 7.1
^ По конструкции | |||
закрытые | открытые | ||
Загружаются через дверной прием | Загружаются сверху (со съемной крышей или съемным тентом или без них) | ||
По обращению | |||
широкого обращения | ограниченного обращения | ||
Оборудуются рамами, пазами и фитингами, обеспечивающими их перегрузку кранами и вилочными погрузчиками | Как правило, оборудуются одним или несколькими устройствами, обеспечиваю-щими их перегрузку | ||
По параметрам и конструкции | |||
унифицированные | неунифицированные | ||
Могут применяться на всех видах транспорта в прямом, смешанном и международном сообщениях | Применяются только для определенных перевозок | ||
По грузовместимости | |||
крупнотоннажные | среднетоннажные | малотоннажные | |
С массой брутто 10 и более тонн | массой брутто более 2,5 т, но менее 10т | Массой брутто менее 2,5 тонн | |
Основные размеры крупно- и среднетоннажных контейнеров приведен в таблице [4 стр. 174]. Все контейнеры должны иметь маркировку установленного образца.
Не допускается перевозка в контейнерах, принадлежащих железной дороге, зловонных, загрязняющих внутренние поверхности грузов, после перевозки и выгрузки которых требуется правилами промывки и очистки вагонов дезинфекция.
Жидкие грузы можно перевозить только в первичной небьющейся таре (бочках, бидонах, канистрах, пластиковых емкостях), а также расфасованные в мелкую тару, упакованную в картонные коробки, обрешетку и другую облегченную упаковку. При этом мелкая тара должна быть предназначена под перевозку предъявленного жидкого груза.
Под погрузку подаются исправные контейнеры, годные для перевозки данного груза, очищенные от остатков груза и мусора. Предъявляемые к перевозке грузы, а также предназначенный для их перевозки контейнер должны быть подготовлены так, чтобы при погрузке, перевозке и выгрузке исключить различного рода трения, деформацию, примерзание или перегрев груза, его отрицательное воздействие на контейнер.
Грузы в контейнеры должны размещаться грузоотправителем таким образом, чтобы исключалась возможность перемещения их внутри контейнера. Не допускается давление груза на двери контейнера. Поэтому при укладке груза необходимо между ним и дверью оставлять свободное пространство в 3…5 см. Прибивать грузы или приспособления для их крепления гвоздями или скобами к полу контейнера запрещается. Крепление грузов в контейнере достигается установкой опорных брусков, цепей, ограничительных щитов, распорных рамок из досок и пр.
После загрузки контейнера грузом производится закрытие, запирание дверей контейнера и его опломбирование в порядке, установленном правила пломбирования вагонов и контейнеров.
После прибытия в пункт назначения контейнеры, подлежащие выдаче в местах общего пользования, хранятся на станции назначения бесплатно в течение 24 часов. При задержке приема контейнеров железные дороги взимают плату за время нахождения в местах общего пользования в размере, определенном тарифным руководством.
Очистка контейнеров после выгрузки во всех случаях производится грузополучателем. При невыполнении грузополучателем требований по очистке контейнера железная дорога имеет право не принимать контейнер до полной очистки и начислять плату за пользование контейнером за все время его задержки.
Специализированный контейнер – унифицированная единица транспортного оборудования, предназначенная для многократной перевозки определенной номенклатуры грузов (жидких, насыпных, опасных, скоропортящихся и пр.) и представляющая собой конструкцию, стандартную по размерам, массе брутто и имеющую обозначения и надписи в соответствии с ГОСТами и другими нормативными техническими документами.
В любом случае конструкция специализированного контейнера должна обеспечивать:
· механизированную загрузку и выгрузку грузов;
· механизацию погрузочно разгрузочных операций;
· штабелировании контейнеров в 2-3 яруса;
· наиболее полное использование грузоподъемности контейнера;
· влагонепроницаемость для грузов, боящихся атмосферного воздействия;
· возможность размораживания грузов;
· сохранение устойчивости пакетирования груза и исключение боя огнеупорных изделии и стекла при перевозке и перегрузке.
Габаритные размеры (за исключением контейнеров индивидуального назначения), расположение фитингов, рымных узлов, вилочных проемов контейнеров-цистерн такие же, как и у универсальных контейнеров. Кроме того, вновь изготовленные специализированные контейнеры и впервые предъявляемые к перевозке по железной дороге должны иметь сертификат соответствия или табличку, установленную Международной конвенцией по безопасным контейнерам.
Таблица 7.2 Специализированные контейнеры подразделяются:
По номинальной маме брутто | ||||||||
Среднетоннажные | Крупнотоннажные | |||||||
С максимальной массой брутто более 2,5т, но менее 10т | С максимальной массой брутто, равной 10 т и более | |||||||
По видам грузов | ||||||||
Для индустриальных штучных грузов | Для сыпучих грузов | Для жидких грузов | Для стекла и стеклоизделий | Изотермические | ||||
Защищающие от механических повреждений и атмосферных осадков | Защищающие от влажнос-ти, смерзания или «слежи-вания» | Обеспечивающие условия для налива, перевоз-ки и слива (в т.ч. подогрева) | Защищающие от боя при перевозке и перегрузке | Для скоропор-тящихся грузов | ||||
По конструкции | ||||||||
Жесткие | Мягкие | Комбинированные | ||||||
Деревометаллические и цельнометаллические из стали, в некоторых случаях – из алюминия | Пластмассовые, пластиковые, тканевые, прорезиненные и т.д. (основные преимущества: -компактность; -небольшой объем в порожнем состоянии -небольшой коэффициент тары; -простота конструкции) | Сочетание жестких и мягких элементов конструкции | ||||||
По назначению | ||||||||
Индивидуальные | Групповые | |||||||
Для грузов, требующих особых условий транспортировки | Для грузов, однородных по своим свойствам, условиям перевозки, погрузки и выгрузки | |||||||
Специализированные крупнотоннажные контейнеры, используемые для перевозки грузов в прямом или смешанном сообщении, должны соответствовать нормам Международной конвенции по безопасным контейнерам, государственным и международным стандартам. Крупнотоннажные контейнеры, не соответствующие указанным нормам, к перевозке не допускаются.