Сравнительная характеристики основных показателей дорог
Показатели | США | ЕС | Россия*) | Китай |
Протяженность автодорог, тыс. км | 5360,8 | 601,0 | 1870,0 | |
Плотность дорог, км/на 1000 км2 территории | 704,9 | 1350,3 | 32,0 | 194,8 |
*) по России приведены сведения о дорогах общего пользования
Все вышеперечисленное приводит к следующим негативным явлениям(по состоянию на 2008 г.):
Различия между субъектами Российской Федерации достигают впечатляющего уровня: по транспортной доступности для населения – более чем в 100 раз; по плотности дорог с твёрдым покрытием в расчёте на 1000 кв. км – в 450 раз.
За последние 10 лет при росте уровня автомобилизации на 85% протяжённость автомобильных дорог общего пользования увеличилась лишь на 16%.
Потери Российской Федерации, обусловленные низкой пропускной способностью автомобильных дорог, составляют лишь 3% от валового внутреннего продукта, что в 6 раз выше, чем в странах Европейского Союза.
Доля протяжённости автомобильных дорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки, достигла почти 30% (14 тыс. кс), а в пределах Московского транспортного узла – более 60%.
Транзит через территорию России составляет менее 1% товарооборота между странами Европы и Азии, то есть используются только 5-7% её транзитного потенциала. Транспортировка по российским коммуникациям всего 5% грузов евроазиатской торговли может принести Российской Федерации кратное увеличение доходных поступлений.
Объём строительства дорог в России в 4 раза ниже, а объём ремонтных работ в 2 раза ниже, чем требуется.
В целях совершенствования и развития сети автомобильных дорог и совершенствования дорожной инфраструктуры Транспортной стратегией на 2005-2020 г.г. были предусмотрены следующие направления.
- завершение формирования опорной сети федеральных автомобильных дорог для обеспечения межрегиональных связей и ее интеграция в системы автомобильных дорог Европы и Азии;
- повышение несущей способности важнейших федеральных магистралей в полосе международных транспортных коридоров;
- увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог за счет создания многополосных автомагистралей на существующих направлениях, улучшения организации движения путем устройства транспортных пересечений в разных уровнях, сокращения пересечений и примыканий в одном уровне к автодорогам с малой интенсивностью движения;
- создания автомобильных дорог с реверсивным движением на подходах к крупным городам и населенным пунктам;
- формирование новых автодорожных маршрутов, обеспечивающих оптимальное распределение автотранспортных потоков на направлениях в обход перегруженного движением автотранспорта Московского дорожного узла и других крупнейших городов;
- модернизация и развитие подходов к крупным городам и сооружение их обходов;
- модернизация и реконструкция подъездов к железнодорожным станциям, речным и морским портам и другим объектам транспортной инфраструктуры;
- развитие автомобильных дорог субъектов Российской Федерации в целях обеспечения устойчивых межрегиональных транспортных связей с соседними регионами, районными центрами и населенными пунктами, а также связей автомобильных дорог субъектов Российской Федерации с федеральными автомобильными дорогами;
- строительство автомобильных дорог в зоне Севера и районах нового освоения в целях обеспечения Северного завоза и связи с опорной сетью автомобильных дорог страны;
- развитие муниципальных дорог и улично-дорожной сети городов и населенных пунктов с учетом потребности населенных пунктов и в увязке с развитием федеральных автомобильных дорог и автомобильных дорог субъектов Российской Федерации;
- улучшение городских улично-дорожных сетей и совершенствование системы организации и регулирования дорожного движения.
Важнейшими объектами дорожного строительства и реконструкции, связанными с реализацией задач, поставленных Транспортной стратегией, являются:
- автомобильная магистраль Омск – Новосибирск – Кемерово - Красноярск-Иркутск - Улан-Удэ – Чита – Хабаровск – Владивосток с подъездами к портам Ванино и Находка;
- автомобильная дорога Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону;
- автомобильная дорога Москва – Самара;
- автомобильная магистраль Москва – Санкт-Петербург – государственная граница РФ;
- федеральные автомобильные дороги Московского транспортного узла;
- кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга (КАД);
- Сочинский транспортный узел (что приобрело позже особенно важное значение в связи с выбором г. Сочи столицей зимней Олимпиады 2014 г.)
В 2008 г. в этот раздел Транспортной стратегии был внесен ряд корректировок, и она была продлена до 2030 г.
В результате протяженность автомобильных дорог должна вырасти почти в 2 раза – до 1,35 млн. км, а доля населения, не имеющего доступ к услугам автомобильного транспорта – сократиться в 5 раз.
Большое внимание будет уделено дорогам, являющимся частью международных транспортных коридоров (см. соответствующий раздел книги).
Контрольные вопросы
1. Что такое автомобильная дорога и её обустройство?
2. Что такое дороги общего пользования?
3. Как регулируется в РФ Дорожное строительство и деятельность дорог?
4. Что такое категорирование дорог?
5. Как устроена дорожная одежда, и какие бывают виды покрытий?
6. Как влияет состояние дорог на работы автомобильного транспорта?