Водный транспорт сжиженных газов.

Значительное развитие в нашей стране зон производств сжиженных газов при нефтепро­мыслах и на нефтеперерабатывающих заводах, многие из которых тяготеют к морским и речным бассейнам, а также организация новых районов потребления сжиженного газа, значительная часть которых близко расположена к действующим морским и речным портам, создают реальные предпосылки для транспортировки сжи­женного газа морскими и речными судами. Развитие этого вида транспорта сжиженных газов становится особенно перспектив­ным, если сочетать строительство портовых баз хранения сжи­женного газа с трубопроводным транспортом этих газов на ГНС в районы сосредоточенного потребления.

Морской и речной транспорт сжиженных газов в специально для этого приспособленных судах получил значительное распро­странение за рубежом. В ряде стран накоплен значительный опыт по этому виду перевозок, представляющий определенный интерес. Для водных перевозок сжиженных газов применяют как специ­ально приспособленные для этого танкеры, так и баржи.

Грузоподъемность некоторых танкеров достигает 12 тыс. т и более. Резервуары обычного типа для сжиженных газов, размещаемые на судне, имеют преимущественно цилиндрическую форму. В эксплуатации находятся также сферические резервуары.

Для перекачки сжиженного газа из судовых резервуаров в прибрежные хранилища обычно применяют двух- и трехступен­чатые центробежные насосы в сочетании с компрессорами. Цилиндрические резервуары располагают в зависимости от типа судна как горизонтально, так и вертикально.

За рубежом в настоящее время для перевозки сжиженных газов исполь­зуют не только специальные танкеры, но и обычные грузовые судна, переобору­дованные для перевозки такого груза, полезной грузоподъемностью от 60 до 150 т. Заполнение и опорожнение резервуаров на судне осуществляется, как правило, при помощи одного или двух компрессоров, установленных на судне. Кроме того, на судне имеется насос, обеспечивающий давление на выходе до 2,5МПа.

Водный транспорт сжиженных газов. - student2.ru Наряду с широко применяемыми резервуарами, наполненными сжиженными газами под давлением, в последние годы получает распространение перевозка сжиженных газов в изотермических резервуарах. Значительное снижение затрат металла на сооруже­ние таких резервуаров в сравнении с толстостенными резервуа­рами обычного типа и применение несложной технологической схемы охлаждения делают изотермические резервуары более эко­номичными в эксплуатации. Существенной технологической осо­бенностью транспорта в изотермических резервуарах является на­личие рефрижерационной системы; резервуары в данном случае могут быть изготовлены из обычной углеродистой стали. Для теп­ловой изоляции наружной поверхности могут быть использованы специальные синтетические материалы. Применение изотермиче­ских хранилищ, особенно на крупных судах, позволяет гораздо ра­циональнее использовать как рабочую площадь судна, так и его грузоподъемность. Это вызвано тем, что изотермические танкеры, в которых сжиженный газ находится под атмосферным давлением, намного легче стандартных цилиндрических резервуаров, рассчи­танных на значительное рабочее давление.

На основании изложенного можно сделать вывод, что в на­стоящее время существует три типа судов для транспорта сжи­женных газов:

— танкеры с резервуарами, работающими под давлением. Ре­зервуары этих танкеров рассчитываются на максимальную упру­гость паров продукта при 45 °С, что составляет около 1,6 МПа;

— танкеры с теплоизолированными резервуарами под пони­женным давлением (полуизотермические). Сжиженный газ транс­портируется при промежуточном охлаждении (от —5 до +5 °С) и пониженном давлении (0,3—0,6 МПа);

— танкеры с теплоизолированными резервуарами под давле­нием, близким к атмосферному (изотермические). В изотермиче­ских резервуарах (танкерах) сжиженные газы транспортируются при давлении, близком к атмосферному, и низкой относительной температуре (—40 °С для пропана, аммиака; —103 "С для этана, этилена и —161 °С для сжиженного природного газа).

По форме устанавливаемых на танкере резервуаров газовозы могут быть разделены на танкеры, оборудованные сферическими, цилиндрическими и прямоугольными резервуарами.

Рисунок 2.3.1. Схема хранения сжиженных газов при атмосферном давлении и отрицательной температуре

 
  Водный транспорт сжиженных газов. - student2.ru

Принципиальная схема транспортных изотермических резер­вуаров представлена на рис. 2.3.1. Хранилище состоит из цилиндрического вертикального тонкостенного стального резервуара 1, компрессора 2, теплообменника 3 и конденсатора 4. Сжиженный газ находится в резервуаре под давлением 1—5 кПа, при температура в верхней части резервуара, соответствующей этому давлению Температура в нижней части резервуара вследствие гидростатического давления будет несколько выше. Резервуар изолирован шлаковатой толщиной 200—250 мм. Испаряющийся в результате теп­лового притока извне газ проходит через теплообменник 3, сжимается в компрессоре 2 до давления 0,4—0,9МПа (абс.) (в за­висимости от химического состава газа н температуры внешней среды), конденсируется при этом давлении в конденсаторе 4 и че­рез теплообменник 3

Водный транспорт сжиженных газов. - student2.ru Рисунок 2.3.2. Схема размещения резервуаров для сжиженного газа на морском танкере

 
  Водный транспорт сжиженных газов. - student2.ru

 
  Водный транспорт сжиженных газов. - student2.ru

направляется обратно в резервуар. Расход энергии на поддержание низкой температуры в тысячетонном резервуаре в наиболее невыгодных условиях—хранение пропанн при наружной температуре 25 °С—составляет 60—100кВтч/сут В резервуаре вместе со сжиженным газом хранится диэтиленгликоль, который имеет такую же температуру, как и сжиженный газ. При заливке газа в резервуар диэтиленгликоль вытесняется через теплообменник слива—наполнения 5 в бак гликоля 6. В теплообменнике при заполнении резервуара происходит охлаж­дение сжиженного газа и нагрев гликоля. При отборе сжижен­ного газа из резервуара происходит обратный процесс—гликоль из бака 6 перетекает в резервуар и по пути в теплообменнике 5 охлаждается. Возможно применение контактного теплообменника вместо поверхностного.

На рис. 2.3.2, а показана схема размещения на танкере цилиндрических резервуаров под давлением для сжиженного газа. В этом случае эффективно используется только '/з площади судна. Схема танкера со специальными изотермическими резервуарами для перевозки сжиженного газа показана на рис. 2.3.2, б. Площадь этого судна, примерно такая же, но полезная грузоподъемность по сжиженному газу в 3 раза больше.

Наши рекомендации