Конструктивно- силовые схемы шасси
Нога шасси современных самолетов состоит из опорных элементов (колес, лыж) ; амортизаторов для поглощения кинетической энергии; амортизаторных стоек, механизмов уборки и выпуска шасси ; замков, фиксирующих шасси в убранном и выпущенном положении; механизмов поворота и управления шасси.
На самолетах применяются преимущественно три схемы шасси:
· ферменная,
· балочная
· и ферменно-балочная или подкосная.
Ферменная конструкция является наиболее легкой, поскольку основными элементами служат подкосы, работающие на растяжение- сжатие. Ферменные стойки применяются на не убирающимся шасси легких самолетов (например, АН-2) и поэтому распространены сравнительно редко.
Балочная схема (4.2.а) наиболее проста по конструкции и компактна. Стойка закреплена шарнирно по оси О-О\ и фиксируется замком или упором. В узле крепления изгибающий момент достигает наибольшей величины. При большой длине стойки шасси получаются тяжелыми. Для уменьшения нагрузки в узле крепления применяются подкосы, разгружающие амортизаторную стойку в одной или двух плоскостях. Такая схема называется подкосной или ферменно-балочной (4.2.б).
Конструкция шасси состоит из амортизаторной стойки 1, боковых подкосов 2, траверсы с цапфами 3, цилиндра- подъемника 4, складывающегося лобового подноса 5, механизма поворота колес 6. двухзвенника (шлиц-шарнир) 7, колес 8.
Стойка является основным элементом шасси, связывающая опоры шасси с конструкцией шасси с конструкцией самолета. Внутренняя полость стойки используется для устройства амортизатора.
Подкосы шасси служат дополнительными опорами стойки и разгружают ее от изгибающего момента и увеличивают жесткость конструкции.
Траверса представляют верхнюю часть стойки , предназначенные для крепления ноги шасси с конструкцией самолета.
Цилиндр- подъемник служит для уборки и выпуска шасси , а также для фиксации шасси в выпущенном положении.
Рис 5.2
Механизм поворота колес обеспечивает поворот колес передней ноги шасси для маневрирования самолета по аэродрому и предотвращает возникновение самовозбуждающихся колебаний типа шимми
Двухзвенник - устройство, состоящее из двух звеньев, соединяющих шток амортизаторной стойки с цилиндром и препятствующих повороту штоку в цилиндре.
Колесо состоит из пневматиков, барабана и тормозных устройств.
В зависимости от крепления колес к стойке различают рычажную подвеску колес (4.2.а) и телескопическую (4.2.б).
В стойках с рычажной подвеской колесо крепится к рычагу, поворачивающемуся относительно оси шарнира. Благодаря этому рычажные стойки способны амортизировать горизонтальные составляющие ударных нагрузок.
Недостатком рычажных стоек является большой вес и габариты.
В телескопических стойках колеса крепятся непосредственно на штоке амортизатора.
Такая стойка амортизирует нагрузки, действующие только вдоль ее оси. Для амортизации горизонтальных составляющих стойка устанавливается под некоторым углом к вертикали.
На тяжелых самолетах с целью уменьшения нагрузок на одно колесо применяются стойки с многоколесовыми тележками (рис. 4.3.), имеющие 4-8 колес.
Нога шасси состоит из амортизаторной стойки 1, выполненной как одно целое с траверсой , штока 2 сварной конструкции, в нижней части которого располагается узел крепления тележки 4.
Рама тележки крепится к штоку шарнирно , что уменьшает неравномерность нагружения колес при движении самолета по неровному грунту и разгружает стойку от изгиба. Требуемое положение перед посадкой придается тележке стабилизирующим амортизатором 8. Повороту тележки относительно оси стойки препятствует шлиц-шарнир 7. Для удобства уборки шасси стойка наклонена вперед по полету. Уборка и выпуск шасси осуществляется гидравлическим цилиндром подкосом 9, который в выпущенном положении выполняет роль подкоса.
.
Тележка (рис. 4.4.) служит для крепления колес. Она состоит из продольной балки 8; двух осей 2 для крепления 4 колес; двух передних 15 и двух задних тормозных тяг и тормозных рычагов 4,12, служащих для торможения колес; узла подвески тележки 9.
Шасси с многоколесными тележками довольно сложны по конструкции, имеют большой вес и ухудшают маневренность самолета при движении по грунту.
Порядок выполнения работы
1. По техническим описаниям, плакатам и образцам конструкций изучить конструктивные схемы шасси и его элементов.
2. Начертить конструктивно- силовую схему шасси в двух проекциях и дать поясняющие сечения.
3. Начертить эскиз одного из элементов шасси (по указанию преподавателя).
4. Привести техническое описание конструкции заданной ноги шасси.
5. Оформить отчет и предъявить его преподавателю.
Вопросы для самопроверки
1. Назначение шасси, его компоновочные схемы.
2. Какие применяются конструктивно- силовые схемы шасси? Их отличия.
3. Виды опорных поверхностей?
4. Какие существуют способы крепления опорных поверхностей?
5. Каково назначение элементов шасси?
6 С какой целью применяются многоколесные шасси?
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Егер С.М. , Шаталов И.А. Введение в специальность «Инженер – механик по самолетостроению». М. МАИ. 1983. 184 с.
2. Шульженко М.Н. Конструкция самолетов. М. Машиностроение. 1978. 413 с.