Сборы, взимаемые в иностранных и советских портах
Общие понятия о сборах и платах. Заход судна в порт, пребывание в нем для производства грузовых операций, посадки и/или высадки пассажиров, или для других некоммерческих операций, выход судна из порта связан с выполнением ряда предписываемых законом или обычаями порта формальностей по обслуживанию судна (предоставлению причалов, якорной стоянки, береговых и плавучих механизмов, лоцманов, буксиров и других услуг) и уплатой взыскиваемых с судна разного рода сборов и плат. Судовые сборы и платы за предоставляемые судам услуги в портах устанавливаются правительством, государственными организациями, местными властями, конференциями, объединениями, ассоциациями, организациями, частными компаниями и фирмами, владеющими портовыми (причальными) сооружениями, с надлежащим их оформлением. Сборы в иностранных портах.Системы портовых сборов и плат за услуги различны не только в разных странах, но и в разных портах одной и той же страны. Указанные сборы могут быть общеприняты в данной стране (например, для всех морских портов Франции установлен единый причальный сбор) и могут быть устанавливаемы только для отдельных портов (например, сбор Торговой Палаты по порту Дюнкерк; канально-маячный сбор по порту Булонь). Название сборов, условия их взимания, размеры, по которым они взимаются, льготы, предоставляемые по оплате этих сборов, публикуют в соответствующих специальных сборниках, справочниках. Портовые сборы взыскивают по ставкам, установленным за регистровую тонну, за кубический метр чистой или валовой вместимости судна, за установленное время, за каждый заход в порт и выход из него, а также в зависимости от вида, района плавания. Оплату сборов и плат за оказываемые услуги, как правило, производят в инвалюте. Поэтому капитаны судов должны изучать правила взимания сборов и их размеры в отдельных странах, портах, обычаи порта, постановления и другие официальные информационные материалы, касающиеся портовых сборов и плат за оказываемые судну услуги. К основным сборам, взимаемым в иностранных портах, следует отнести: тоннажный или корабельный, маячный, причальный, портовый, якорный, санитарный, доковый. Кроме сборов, в иностранных портах взыскивают с судна платы за услуги лоцманов, услуги буксиров, за швартовки и отшвартовки и др.
Тоннажный или корабельный сбор (Tonnage due) почти во всех портах взыскивают за чистую или валовую регистровую вместимость судна по установленным ставкам за регистровую тонну отдельно по входу и выходу. В некоторых странах (в Англии) взыскивают дополнительный сбор при наличии палубного груза. В портах Арабской Республики Египет (Александрии, Порт-Саиде, Суэце) тоннажный сбор взимают с чистой регистровой вместимости судна на основании данных свидетельства, выданного в Суэцком канале или установленного по правилам Суэцкого канала. При стоянке судна в порту более 15 суток ставки тоннажного сбора в указанных портах АРЕ повышаются.
Маячный сбор (Light due). В большинстве морских портов маячный сбор взимают с чистой регистровой вместимости по установленным ставкам за регистровую тонну. В некоторых портах этот сбор взимают отдельно за вход и за выход, а в других — только один раз за посещение порта (порты Ганы). В портах Англии маячный сбор взимают по входу и по выходу, кроме того, при наличии палубного груза взимают дополнительный сбор. После взимания маячного сбора в течение шести раз (трижды по входу и трижды по выходу) в одном календарном году (с 1 апреля по 31 марта) суда загранплавания от маячного сбора освобождаются при предъявлении капитаном судна квитанции об оплате этого сбора. Подобные льготы установлены в портах Швеции.
Причальный сбор (Quay due). Настоящий сбор взимается с судов во всех портах Франции по единому тарифу. Этот сбор взимается только с судовладельцев и на грузовладельцев не переносится, так как это чисто навигационный сбор и не является платой за причал. Данный сбор следует рассматривать как два различных сбора—тоннажный (корабельный), начисляемый по определенным признакам с чистой регистровой вместимости судна, и грузовой, начисляемый с количества перевезенного судном и переработанного в порту груза (или обслуженных пассажиров). В некоторых портах Арабской Республики Египет причальный сбор взимают с чистой регистровой вместимости судна за регистровую тонну за каждый день или часть дня стоянки у причала или пирса, принадлежащего администрации портов и маяков (порт Александрия).
Портовый сбор (Harbour due). В большинстве иностранных портов с судов взимают портовый сбор с чистой или валовой регистровой вместимости за регистровую тонну или за один кубический метр регистровой вместимости. Ставки сбора установлены за заход или за определенный период времени (30 дней, 90 дней в некоторых портах Индонезии) или за сутки.
Якорный сбор (Anchorage due). Этот сбор весьма распространен в значительной части морских портов стран Азии и Африки. Взимают якорный сбор и в некоторых европейских портах. Якорный сбор взимают как с чистой, так и с валовой регистровой вместимости судов по установленным ставкам за сутки, за отдельный период времени (15 дней, 30 дней, год), за вход на якорную стоянку и за выход с нее. Сбор взимают за каждую регистровую тонну. К якорному сбору следует отнести и сбор, взыскиваемый за стоянку судна на бочках (Карачи, Пакистан; Осака, Япония). Единый общегосударственный сбор в портах Италии по согласованию с капитаном или по его предложению может взыскиваться по ставке за месяц или же по ставке за год.
Санитарный сбор (Sanitary due). Санитарный сбор взимают в значительной части иностранных портов с чистой вместимости судов по ставкам за одну регистровую тонну: по твердо установленным ставкам по прибытии судна в первый порт данной страны (Турция); по специальной шкале в зависимости от вида и района плавания (Франция, Алжир); взависимости от количества людей на борту судна, т. е. членов экипажа, пассажиров (Конго).
Доковый сбор (Dock due). В иностранных портах, где суда производят грузовые операции у причалов, расположенных в доках, как правило, взимают доковый сбор. Ставки докового сбора устанавливают с чистой регистровой вместимости за регистровую тонну, по входу и выходу за сутки. В портах Великобритании доковый сбор взыскивают с чистой регистровой вместимости судна плюс за количество палубного груза и за каждую тонну жидкого топлива или груза, находящегося в помещениях, не включенных в регистровый тоннаж.
Кроме указанных сборов, в иностранных портах могут взыскивать с судов сборы швартовный, бассейновый, специальный стояночный, канальный, карантинный, пассажирский, муниципальный, за указание места стоянки судна (Читтагонг,Бангладеш). Посещая иностранный порт, судно пользуется необходимыми услугами с оплатой их по специально устанавливаемым ставкам.
Услуги лоцманов по проводке судна. Сложность навигационно-географических условий при подходах к портам, заходах в них и при перемещении в их акваториях (особенности плавания в узкостях и каналах, знание глубин, средств навигационного оборудования и связи, якорных мест и др.), а также влияние гидрометеорологических факторов (ветра, температуры воздуха, сгонно-нагонных колебаний уровня, приливов, постоянных и ветровых течений, ледовых условий) и ряд других причин и обстоятельств вызвали необходимость организации лоцманской службы. Услугами лоцмана пользуются для обеспечения безопасной проводки судна в районах, затрудненных для плавания, или в районах, где установлен специальный режим судоходства (Кильский, Суэцкий, Панамский каналы). При подходе к иностранному порту капитан должен знать район плавания, в границах которого обязательна лоцманская проводка, пункты и порядок вызова, приема и сдачи лоцмана. Лоцманская проводка может производиться круглосуточно или в определенное время суток. Проводка судна лоцманом не осуществляется по стихийным условиям (в туман, снежную метель, шторм и т. п.) или из-за неисправности средств навигационного оборудования, обеспечивающих безопасную проводку судна. Проводка судов может осуществляться лоцманом, состоящим на государственной службе, а также и частным портовым лоцманом, имеющим специальное разрешение портовых властей. В зависимости от района проводки услуги оказываются морскими, речными и портовыми лоцманами. Как правило, пользование лоцманами для иностранных судов, заходящих в порт, является обязательным. В некоторых странах обязательным является при неиспользовании лоцманом уплата лоцманского сбора, как, например, при прохождении без лоцмана норвежскими шхерами (фиордами и проливами), когда судно обязано уплатить лоцманский сбор за пройденный участок пути по установленном платам за лоцманскую проводку. Плату за действительные услуги лоцмана по проводке судна взыскивают с чистой или валовой вместимости судна по специально установленным для отдельных районов ставкам в зависимости от размера судна, его осадки, времени проводки (днем, ночью—между заходом и восходом или с момента включения маяков и до момента их выключения). Обычно за услуги лоцмана по проводке судна в ночное время, в воскресные и праздничные дни ставки плат увеличиваются до 50%. Порядок взыскания и размер плат за услуги лоцмана по проводке судна в разных портах даже одной страны резко отличаются. Лоцманы могут производить проводку по заблаговременному заказу капитана судна между отдельными портами одной страны и разных стран за особо установленную плату. Проводка судна на большие расстояния в течение нескольких суток, как, например, при проводке северными и южными норвежскими шхерами, может осуществляться двумя лоцманами, работающими посменно и без перерыва. Администрация в подобных случаях обязана предоставить лоцману безвозмездно отдельную каюту и трехразовое питание. По прибытии лоцмана на борт судна капитан обязан, прежде чем допустить его к исполнению своих обязанностей, установить, является ли он действительно лоцманом и имеет ли права на проводку судна.
Проводка судна лоцманом не снимает с капитана ответственности за управление судном. Лоцман является только советником капитана, лицом, хорошо знающим условия плавания в данном конкретном районе, ориентирующим капитана, указывающим путь следования судна и необходимые маневры в судовождении, вызванные местными особенностями данного района.