Охрана природной среды при проведении ремонтных работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях
8.2.1. При составлении проектно-сметной документации и выполнении ремонтных работ рассматриваются мероприятия по минимальному изъятию земельных площадей и использованию природных ресурсов, сбережению сельскохозяйственных угодий (пашен), сохранению плодородного слоя почв и снижению экологической нагрузки при проведении работ по содержанию дорог. Они также направлены на учет необходимости предотвращения загрязнения поверхности земли, водоемов и атмосферы, предупреждения возможности возникновения отрицательных гео- и гидрологических явлений, предотвращения эстетического ущерба и непосредственного уничтожения или ухудшения условий существования животных, птиц и растительности.
8.2.2. При проведении указанных работ используются земли несельскохозяйственного назначения или сельскохозяйственные угодья худшего качества. Из земель Гослесфонда используют, прежде всего, массивы, занятые кустарником и мелколесьем неценных пород. При необходимости изъятия земель сельскохозяйственного назначения и земель Гослесфонда, покрытых лесом, принятые решения обосновываются технико-экономическими расчетами и сравнением возможных вариантов.
8.2.3. Нельзя приступать к производству работ на земельном участке до установления местными землеустроительными органами границ участка и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей.
8.2.4. Рекультивация нарушенных земель проводится, как правило, в два этапа: технический и биологический.
Технический этап предусматривает подготовку поверхности для производства основных работ:
- отвод поверхностных вод и осушение участков, расчистка поверхности от посторонних предметов;
- снятие растительного (почвенного) слоя, транспортирование и укладка его в штабеля для хранения;
- разработка подстилающих пород и пород, пригодных для целей рекультивации (при разработке месторождений), транспортирование и укладка их в штабеля;
- планировка отработанных площадей и формирование откосов;
- распределение ранее снятого растительного грунта на спланированную поверхность.
8.2.5. Биологическая рекультивация сельскохозяйственных земель и лесных угодий производится на основании специальных разделов, входящих в состав проекта на ремонт дороги. Этот этап рекультивации заключается в восстановлении плодородия нарушенных земель, создании растительного покрова, восстановлении фауны. При биологической рекультивации территории для сельскохозяйственных целей производят внесение органических и минеральных удобрений, культивирование, орошение, посев многолетних трав и другие мероприятия.
Лесохозяйственное направление биологической рекультивации осуществляется с целью создания лесных насаждений, имеющих противоэрозионное или воздухоохранное назначение.
8.2.6. Увеличение радиусов кривых в плане, смягчение продольных уклонов дороги осуществляют без нарушения ландшафта, не вызывая эрозии почв, развития оврагов, изменения водоотвода в придорожной полосе и при строгом соблюдении требований земельного законодательства.
8.2.7. При ремонте автомобильных дорог и мостов проводятся мероприятия по сохранению и предупреждению от загрязнения почв, водоемов, рек и грунтовых вод. Все мероприятия, связанные с водными ресурсами (реки, озера, пруды и т.п.) осуществляются с соблюдением « Водного кодекса РФ», «Положения по охране рыбных запасов и регулированию рыболовства в водоемах РФ» и «Правил охраны поверхностных вод от загрязнения». К таким мероприятиям, разрабатываемым на стадии составления проектно-сметной документации, относятся:
- организация системы поверхностного водоотвода, обеспечивающей сбор стока с покрытия и направление его на локальные очистные сооружения;
- устройство локальных очистных сооружений для очистки поверхностного стока перед сбросом его в водоем;
- устройство специальных площадок (снегосвалок) для временного складирования снега и льда, вывезенного с проезжей части дорог и мостов.
Для снижения количества используемых различных противогололедных материалов при борьбе с зимней скользкостью на мостовых переходах целесообразно верхний слой покрытия устраивать с антигололедными свойствами (например, с антиадгезионной добавкой «Грикол»).
8.2.8. На стадии выполнения ремонтных работ мероприятия по сохранению и предупреждению от загрязнения водоемов, рек и грунтовых вод заключаются в правильном выборе строительной площадки, организации водоотвода с нее и мест производства работ, применении технологий и мероприятий, обеспечивающих недопущение розлива горюче-смазочных материалов и прочих технологических жидкостей, проведении обеспыливания строительной площадки и мест производства работ.
8.2.9. При прохождении дороги вблизи населенных пунктов, зон отдыха, больничных комплексов необходимо устраивать шумо- и пылезащитные экраны, барьеры и другие сооружения.
Шумозащитные сооружения на автомобильных дорогах применяют, когда допустимый уровень звука на территории превышает нормативные значения СНиП II-12-77.
8.2.10. Для снижения уровней звука на защищаемых от шума объектах применяют экраны и шумозащитные зеленые насаждения, размещаемые между источниками шума и защищаемыми от шума объектами.
В качестве экранов применяют искусственные и естественные элементы рельефа местности (выемки, земляные кавальеры, насыпи, холмы и др.) и различные сооружения (придорожные подпорные, ограждающие и специальные защитные стенки с поверхностной плотностью не менее 30 кг/м2 и др.).
Все указанные сооружения размещают вдоль источников шума, как правило, в виде сплошной конструкции.
8.2.11. Расчет конструкции экранов (снижение уровня звука, длина экрана, эффективная высота и другие параметры) выполняют в соответствии со СНиП II-12-77.
8.2.12. При применении защиты от шума зеленых насаждений снижение уровня звука DLА зел в дБА полосами зеленых насаждений принимают по табл. 8.1.
Посадка полос зеленых насаждений выполняется с обеспечением плотного примыкания крон деревьев между собой и заполнением пространства под кронами до поверхности земли кустарниками.
Таблица 8.1
Полоса зеленых насаждений | Ширина полосы, м | Снижение уровня звука D L А зел в дБА |
Однорядная при шахматной посадке деревьев внутри полосы | 10-15 | 4-5 |
То же | 16-20 | 5-8 |
Двухрядная при расстояниях между рядами 3 м; ряды аналогичны однорядной посадке | 26-30 | 10-12 |
Примечание. Высоту деревьев следует принимать не менее 5-8 м.
Для снижения загазованности территорий населенных пунктов, прилегающих к существующим автомобильным дорогам, проводят мероприятия по обеспечению проветриваемости дорог, равномерности движения автомобилей, устройству различных защитных экранов.
8.2.13. Для защиты окружающей местности, поверхностных и грунтовых вод от загрязнения пылью, бытовыми отходами, горюче-смазочными и другими материалами предусматривается:
- устройство покрытий, исключающих пылеобразование, в первую очередь, на участках дорог, проходящих через населенные пункты, в непосредственной близости от больниц, санаториев, школ, детских садов, зон отдыха, водоохранных зон, через земельные угодья, где пыль снижает урожайность или качество сельскохозяйственных культур;
- возведение достаточного количества площадок для стоянок автомобилей и мест отдыха, предъявляя повышенные требования к их санитарно-гигиеническому обустройству и оборудованию.
Нельзя устраивать площадки для стоянки автомобилей в пределах водоохранной зоны.
8.2.14. В целях сохранения животного мира в местах с установившимися путями миграции животных предусматривают мероприятия по предотвращению их появления на автомобильных дорогах и устраивать специальные переходы для их пропуска.