Определение скорости сообщения на маршруте.
1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ.
Изучение методики определения основных характеристик дорожного движения с помощью ходовой лаборатории.
2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
2.1. Ознакомиться с оборудованием, применяемом в ходовой лаборатории.
2,2. Провести замеры характеристик дородного движения по предлагаемой методике эксперимента.
2.3. Провести обработку результатов наблюдений.
2.4. Определить скорость сообщения и техническую скорость на маршруте.
2.5. Рассчитать время задержек и интенсивность движения на маршруте, выяснить основные причини задержек движения автотранспортных средств.
3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРЕМЕНТА И ОБРАБОТКА ДАННЫХ.
Работа выполняется на участках улично-дорожной сети г.Тулы по маршруту, указанному преподавателем. Группа студентов, выполняющих работу, осуществляет заезды на автомобиле-лаборатории, движущемся в транспортном потоке. Каждый студент ведет индивидуальный протокол, в котором фиксирует пройденный путь ходовой лабораторией, расстояния по' отдельным участкам маршрута на оснований показаний спидометра. Счетчик пути спидометра должен быть предварительно проверен на автомобильной дороге по километровым столбам на расстоянии не менее 10 км. В протоколе также регистрируется время и причины задержек (регулируемый перекресток, пешеходный переход, ремонтные работы и т.д.).
Таблица 3.1.
Протокол изучения скорости и задержек на магистрали
Дата 31.10.89 Маршрут 3 Рейс № 2
Пункт отметки | Показания счетчика спидометра | Расстояние от начала маршрута, км | Текущее время | Продолжительность остановки, с | Причина задержки | |
мин | с | |||||
Политехнический институт | 200,00 | - | - | |||
Ул. Пражская | 200,40 | 0,4 | Светофор | |||
Ул. 7-я Гвардейская | 200,70 | 0,7 | - | - | ||
Ул. Им. Глазкова | 201,60 | 1,6 | - | - | ||
курган | 202,90 | 2,9 | - | - | ||
Научный городок | 203,70 | 3,7 | - | - | ||
Пл. Возрождения | 204,25 | 4,25 | Светофор | |||
Пр. Металлургов | 206,00 | 6,00 | Светофор |
В результате обработки полученных данных определяются следующие характеристики:
Скорость сообщения VС = LП / ТП= (6000*3,6) / 450 = 48км/ч
Техническая скорость VТ=LП/Тq = (6000*3,6) / 400= 54км/ч
Количество вынужденных остановок Ζ = 3,
Среднее время задержек Тq=∑Т / Ζ = 50 / 3 = 16,6 с.
Полученные в результате замеров средние данные заносятся в итоговую таблицу 3.2.
Для того, чтобы получить достоверные данные, необходимо выполнить 8-12 заездов при каждом характерном состоянии условий движения, а затем определить средние значения всех изучаемых показателей.
Таблица 3.2.
Параметр движения | Числовое значение |
Длина маршрута LП, (км) | 6,0 |
Время в пути ТП, (с) | |
Время движения Тg, (с) | |
Общее число задержек Z | |
Общее время задержек ∑T, (с) | |
Среднее время задержекTЗ, (с) | 16,6 |
Скорость сообщения VC, км/ч | |
Техническая скорость VT, км/ч |
При некоторых исследованиях наблюдатель может находиться не Б специальном автомобили-лаборатории, а непосредственно на . транспортной средстве, выполняющем перевозку. Такой метод рекомендуется применять при изучении скорости сообщения и задержек на автобусных маршрутах, когда наблюдатель фиксирует режим движения в реальных рейсах, являясь пассажиром автобусного маршрута.
При изучении интенсивности движения на указанном маршруте с помощью ходовой лаборатории выполняется несколько заездов в прямом и обратном, направлениях. В протоколе наблюдений (табл. 3.3) фиксируются следующие данные: ТП - время в пути;
А - количество транспортных средств, движущихся навстречу лаборатории; В - количество транспортных средств, обгоняющих автомобиль-лабораторию; С - количество транспортных средств, которых обогнал автомобиль-лаборатория.
В период движения на маршруте ходовая лаборатория выдерживает скорость, присущую основной массе движущихся автомобилей.
Пять-шесть заездов в каждом направлении могут дать достаточно точные сведения об интенсивности движения за данный период времени.
В протоколе приняты следующие условные обозначения:
N – для данных, полученных в заездах по прямому направлению
S – соответственно по обратному.
Таблица 3.3
Протокол регистрации данных для изучения интенсивности движения.
Номер и направление заезда | Время в пути ТП, с | А | В | С |
Среднее значение | ||||
Среднее значение |
Расчет интенсивности движения для каждого направления производится по формулам
NN = 3600*(AS + BN – CN) / (TN + TS) = (3600*(182+3-1)) / (460+440) = 736 авт/ч,
NS = 3600*(AN + BS – CS) / (TN + TS) = (3600*(172+2-1)) / (460+440) = 692 авт/ч.
4.СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА.
В отчете необходимо указать номер, наименование, цель,. содержание и время проведения работы, составить в определенном масштабе схему участка улично-дорожной сети, где проводятся измерения, привести рабочие протоколы изучения скоростей и интенсивности дорожного движения.
На основании результатов наблюдения заполняется итоговая таблица 3.2., рассчитываются значения интенсивности движения в прямом и обратном направлениях на выбранном маршруте.
5.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
5.1. Какие преимущества дает ходовая лаборатория при изучении транспортных потоков по сравнению с наблюдениями на стационарных постах?
5.2. Перечислите основные характеристики дорожного движения, которые можно регистрировать с помощью ходовой лаборатории.
5.3. Какие основные причины временных задержек?
5.4. При каких условиях техническая скорость будет равна скорости сообщения?
5.5. Объясните формулу - расчета интенсивности, движения.
6. ЛИТЕРАТУРА.
6.1. Клинковштейн Г,И. Организация дорожного движения. -M.: Транспорт, 1982, - 240с.
6.2. Сильянов В„В. Теория транспортных потоков в проектировании дорог и организации движения. — М.: Транспорт, 1977, . - 301с.
6.3. Егоров Ю.М. и др. Дистанционный контроль скорости движения транспортных средств» - М.: Транспорт, 1987. - 271с.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4.