Кодирование и унификация обозначений транспортных средств
Многообразие способов классификации объясняется необходимостью выделения отдельных признаков и параметров ТС для выбора их при перевозке грузов на основании наиболее приемлемого сочетания экономичности, производительности, скорости доставки, грузоподъемности, скорости доставки, безопасности, грузоподъемности и т. д.
Приведенная классификация является условной и несет транспортно-перевозочную нагрузку, так как ТС рассматриваются с точки зрения эксплуатационников-пользователей. В ее основе лежат признаки функционального назначения ТС, их эксплуатационных характеристик, специфики перевозимых грузов и т. д. Перечень признаков можно было бы продолжить.
Кроме приведенных способов классификации в РФ отраслевой нормалью ОН 025 270-66 введена система обозначений ТС. Так в отношении грузовых ТС принята система обозначения, приведенная в таблице 5.4. Данная система облегчает понимание назначения автомобиля без обращения к его техническим характеристикам. В наименовании модели указывается буквенное обозначение завода-изготовителя, а затем: первая цифра – класс автомобиля (для грузового по полной массе); вторая – тип автомобиля; 3 и 4 цифры – порядковый номер модели; 5 цифра – модификация автомобиля; 6 цифра – вид исполнения (1 – для холодного климата, 6 – для умеренного климата, 7 – для тропического климата).
Таблица 5.4
Система обозначения грузовых автотранспортных средств (класс, тип)
Полная масса, т (класс ТС) | Эксплуатационное назначение ТС (тип) | ||||||
Бортовые(3) | Тягачи (4) | Самосвалы(5) | Цистерны (6) | Фургоны(7) | Резерв (8) | Специальные (9) | |
до 1,2 (1) | |||||||
1,2 до 2,0 (2) | |||||||
2,0 до 8,0 (3) | |||||||
8,0 до 14,0 (4) | |||||||
14,0 до 20,0 (5) | |||||||
20,0 до 40,0 (6) | |||||||
Свыше 40,0 (7) |
Например, грузовой автомобиль-самосвал, выпускаемый Камским автозаводом, полной массой 15630 кг, грузоподъемностью 7 т, обозначается КамАЗ – 55102.
Некоторые ТС в своем обозначении через тире имеют приставку 01, 02 и т. д., что свидетельствует о том, что данная модель является переходной или имеет какие-либо дополнительные комплектации.
Обозначения автомобилей иностранного производства обычно состоят из буквенного обозначения марки завода-изготовителя и заводского порядкового номера модели и модификации.
Например, MAN 14.220, MERCEDES - BENZ 815 Atego.
В настоящее время с 1 января 2003 г. в РФ действует ГОСТ Р 52051 – 2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения», утвержденный Постановлением Госстандарта России. В основе этого стандарта лежит европейская классификация, установленная Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН. Документом установлены следующие категории транспортных средств, которые сгруппированы в табл. 5.5.
Для категорий О2, О3 и О4 вводятся понятия полуприцеп, полный прицеп и прицеп с центральной осью.
Полуприцеп – буксируемое ТС, ось(-и) которого расположена(-ы) позади центра масс ТС (при равномерной загрузке) и которое оборудовано сцепным устройством, позволяющим передавать горизонтальную и вертикальную нагрузки на буксирующее ТС. Одна или более осей могут иметь привод от буксирующего ТС.
Полный прицеп – буксируемое ТС, имеющее не менее 2-х осей с буксирным устройством, которое может перемещаться вертикально (по отношению к прицепу) и служит для поворота передней оси, но не передает какой-либо значительной статистической нагрузки на буксирующее ТС. Одна или более осей могут иметь привод от буксирующего ТС.
Прицеп с центральной осью – буксируемое ТС, с буксирным устройством, которое не может перемещаться вертикально (по отношению к прицепу), и ось(-и) которого расположена(-ы) вблизи центра масс ТС (при равномерной нагрузке) так, что на буксирующее ТС передается только незначительная статическая вертикальная нагрузка, не превышающая либо 10% величины, равной максимальной массе прицепа, либо 10 кН (в зависимости от того, какая из этих величин меньше).
Для седельных тягачей в качестве максимальной массы принимают массу тягача в снаряженном состоянии и части полной массы полуприцепа, которая передается в виде вертикальной нагрузки на седельно-сцепное устройство.
Подвижной состав повышенной проходимости может иметь комбинированное обозначение, например N2G (автомобиль полной массой от 3,5 до 12,0 т с полным приводом).
Таблица 5.5
Категории автомобильных транспортных средств
Категория ТС | Тип ТС | Полная масса, т | Примечания |
L – механические ТС, имеющие менее 4-х колес и квадроциклы | |||
М – механические ТС, имеющие не менее 4-х колес и используемые для перевозки пассажиров | |||
N – механические ТС, имеющие не менее 4-х колес и предназначенные для перевозки грузов | |||
N1 | ТС с двигателем, предназначенные для перевозки грузов | До 3,5 | Грузовые и специальные ТС |
N2 | ТС с двигателем, предназначенные для перевозки грузов | От 3,5 до 12,0 | Грузовые и специальные автомобили, автомобили-тягачи |
N3 | ТС с двигателем, предназначенные для перевозки грузов | Свыше 12,0 | Грузовые и специальные автомобили, автомобили-тягачи |
О — прицепы и полуприцепы | |||
О1 | ТС без двигателя | До 0,75 | Прицепы и полуприцепы |
О2 | ТС без двигателя | От 0,75 до 3,5 | Прицепы и полуприцепы |
О3 | ТС без двигателя | От 3,5 до 10,0 | Прицепы и полуприцепы |
О4 | ТС без двигателя | Свыше 10,0 | Прицепы и полуприцепы |
Транспортные средства специального назначения категорий M,N,O | |||
Т – сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы | |||
G – транспортные средства повышенной проходимости |
Данная классификация применяется при разработке нормативно-справочной документации, которая регламентирует требования к ТС и процедурам проверки соблюдения этих требований.
Среди регламентирующей информации следует выделить ограничения по габаритам ТС.
Габарит ТС по длине не должен превышать:
- для одиночных автомобилей и прицепов –12 м;
- для автопоездов в составе «автомобиль – прицеп» и «седельный тягач – полуприцеп» – 20 м.
Габарит ТС по ширине не должен превышать 2,5 м, для рефрижераторов и изотермических кузовов допускается 2,6 м.
За пределы разрешенного габарита по ширине могут выступать:
приспособления противоскольжения, надетые на колеса;
зеркала заднего вида, элементы крепления тента, сконструированные таким образом, что они могут отклоняться, входя при этом в габарит;
шины вблизи контакта с дорогой, эластичные крылья, брызговики колес и другие детали, выполненные из эластичного материала, при условии, что указанные элементы конструкции или оснастки выступают за габарит не более 0,05 м с любой стороны.
Габарит ТС по высоте не должен превышать 4 м.