II. Порядок изучения и оценки направления деятельности инспектируемого органа

4. В ходе проверки при выезде в инспектируемый орган изучаются и оцениваются[150] организация, законность, полнота и эффективность осуществления следующих основных, обеспечивающих, штабных и управленческих направлений деятельности инспектируемого органа[151]:

4.1. Организация, законность и полнота выполнения основных функций, в том числе:

охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

предупреждение преступлений и административных правонарушений;

раскрытие преступлений;

осуществление оперативно-розыскной деятельности;

розыск лиц и похищенного имущества;

осуществление дознания;

производство предварительного следствия;

противодействие экстремизму;

противодействие терроризму, обеспечение антитеррористической защиты граждан и объектов;

противодействие коррупции;

экспертно-криминалистическая деятельность;

контроль в области оборота оружия, частной детективной и охранной деятельности, деятельности ведомственной охраны;

обеспечение безопасности дорожного движения;

охрана особо важных и режимных объектов, охрана имущества по договорам;

государственная защита судей, должностных лиц, участников судопроизводства;

исполнение административного законодательства;

содержание задержанных, заключенных, арестованных, их охрана и конвоирование;

оказание государственных услуг населению (реализация государственных функций);

прием граждан, работа с обращениями граждан;

управление подчиненными органами и организациями;

обеспечение безопасности работы железнодорожного, водного транспорта и воздушных перевозок. Организация досмотра и деятельности по борьбе с преступными посягательствами на грузы[152].

4.2. Организация и эффективность обеспечения деятельности органа, его структурных подразделений, подчиненных органов и организаций, в том числе:

анализ и прогноз состояния преступности, выработка мер по укреплению правопорядка;

планирование деятельности органа;

внесение предложений по совершенствованию борьбы с преступностью;

внесение предложений по совершенствованию законодательства;

работа со средствами массовой информации. Осуществление мониторинга общественного мнения о деятельности органа;

информирование государственных органов, общественных организаций и населения о деятельности органа;

организационно-штатное обеспечение;

информационное обеспечение;

правовая работа;

кадровое обеспечение;

обеспечение собственной безопасности;

организация и обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну;

материально-техническое, медицинское обеспечение;

боевая, мобилизационная готовность и готовность гражданской обороны;

готовность к действиям при чрезвычайных обстоятельствах;

осуществление функций получателя и распорядителя бюджетных ассигнований[153].

4.3. Управленческая деятельность руководства инспектируемого органа[154].

4.4. Состояние учетно-регистрационной дисциплины и статистической работы.

Направления деятельности инспектируемого органа, определенные абзацами 1.1) - 1.21), 2.11) изучаются и оцениваются в структурных подразделениях инспектируемого органа, уполномоченных осуществлять их реализацию.

Направления деятельности инспектируемого органа, определенные абзацами 2.1) - 2.10), 2.12) - 2.15) состояние учетно-регистрационной дисциплины и статистической работы, управленческая деятельность руководства изучаются и оцениваются во всех проверяемых структурных подразделениях (подчиненных органах) инспектируемого органа.

5. Выводы о результатах проверяемых направлений деятельности определяются на основе:

результатов изучения документов, характеризующих деятельность инспектируемого органа, подчиненных ему органов, подразделений, учреждений, в ходе выезда;

результатов учений, тренировок, тестирований, проверок фактического состояния служебной деятельности, проведенных в ходе выезда в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России;

информации органов государственной власти, прокуратуры, ФСБ России, судов, характеризующей деятельность инспектируемого органа и отвечающая требованиям полноты, объективности и достоверности;

результатов функционирования временной приемной МВД России, приема граждан, встреч с представителями органов государственной власти, иных правоохранительных органов и общественных организаций.

6. Объемы проверки отдельных направлений деятельности инспектируемого органа определяются руководителем комиссии при подготовке к инспектированию с учетом имеющейся информации (акты инвентаризации, ревизий, аудиторских проверок, планирующие документы, протоколы, иные управленческие решения и распорядительные документы), а также с учетом заключений, представленных в соответствии с подпунктом 18.5 Инструкции.

7. Члены комиссии изучают организацию, законность, полноту и эффективность работы структурных подразделений инспектируемого органа, оценивая их по проверяемым направлениям деятельности.
В зависимости от полученных результатов каждому проверяемому направлению деятельности органа выставляется одна из оценок – «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

8. В случае, предусмотренном пунктом 18.5 Инструкции, вместо результатов проверки принимаются оценки, содержащиеся в заключении подразделения центрального аппарата МВД России, учреждения МВД России, если в ходе инспектирования не выявлены основания для его пересмотра.

8.1. При выявлении оснований для пересмотра заключения, руководитель комиссии поручает одному из членов комиссии осуществить дополнительную проверку фактического состояния направления деятельности (структурного подразделения) инспектируемого органа либо инициирует с этой целью срочный выезд в инспектируемый орган представителя заинтересованного подразделения центрального аппарата МВД России, учреждения МВД России.

9. Основными документами, в которых фиксируюся информация о результатах проверки и оценки направления (направлений) деятельности инспектируемого органа, являются справки членов комиссии, прилагаемые к ним оценочные показатели, составленные по действующей методике оценки, сводная оценочная ведомость (приложение к Руководству), а также ведомственная оценка и заключения, подготовленные в соответствии с подпунктами 18.5 и 23.1 Инструкции.

10. Итоговые результаты осуществления основного направления деятельности определяются в следующем порядке:

10.1. После проверки структурного подразделения инспектируемого органа члены комиссии по специальной методике[155] определяют оценку реализуемого им направления (направлений) деятельности, которая обсуждается с руководителем комиссии и фиксируется в графе 4 сводной оценочной ведомости (приложение к Руководству).

10.2. Руководитель комиссии, исходя из совокупности оценок, полученных разными подразделениями по оцениваемому направлению деятельности, определяет итоговую оценку направления деятельности:

10.2.1. Неудовлетворительно оценивается направление деятельности инспектируемого органа, если в ходе его проверки выявлены признаки системы нарушений учетно-регистрационной дисциплины или статистической отчетности.

10.2.2. Если при изучении структурных подразделений инспектируемого органа проверяемое направление деятельности оценено одинаково, при этом руководитель и члены комиссии не видят оснований для ее пересмотра, итоговая оценка направления деятельности имеет то же значение. При наличии оснований для пересмотра итоговая оценка направления деятельности может быть определена методом экспертной оценки.

10.2.3. Если при проверке структурных подразделений инспектируемого органа получены различные оценки направления деятельности или формализованные показатели направления деятельности не определены, руководитель комиссии определяет итоговую оценку методом экспертной оценки.

10.2.4. При применении метода экспертной оценки направления (сферы) деятельности инспектируемого органа дополнительно учитываются:

удельный вес неудовлетворительных оценок в общем количестве оценок данного направления деятельности;

степень участия (значимость) структурного подразделения инспектируемого органа в реализации оцениваемого направления деятельности;

ведомственная оценка по направлению деятельности, определенная по показателям ведомственной статистической отчетности до выезда в инспектируемый орган;

достаточность позитивной динамики конечных результатов деятельности по оцениваемому направлению, ее реальное влияние на улучшение криминальной обстановки;

изменения уголовного, уголовно-процессуального, административного и иного законодательства;

наличие резервов и управленческого потенциала у руководителей структурных подразделений, реализующих оцениваемое направление деятельности;

фактическое положение дел в подчиненных органах внутренних дел по проверенному направлению деятельности;

природно-географическое положение, социально-экономические и другие условия функционирования, а также иные факторы, влияющие на организацию и результаты оперативно-служебной деятельности инспектируемого органа по данному направлению.

10.2.5. Итоговые оценки основных направлений (сфер) деятельности отражаются в графе 6 строк 1.1-1.21 сводной оценочной ведомости (приложение к Руководству).

11. Итоговая оценка обеспечивающего или штабного направления деятельности выставляется в следующем порядке:

11.1. Члены комиссии по специальной методике изучают организацию, законность, полноту и эффективность реализации контролируемого обеспечивающего (штабного) направления деятельности в профильном и остальных проверяемых структурных подразделениях инспектируемого органа. По результатам проверки определяется итоговая оценка обеспечивающего (штабного) направления деятельности, которая обсуждается с руководителем комиссии и фиксируется в графе 6 строк 2.1-2.16 сводной оценочной ведомости (приложение к Руководству).

11.2. При несогласии с итоговой оценкой обеспечивающего (штабного) направления деятельности инспектируемого органа, предложенной членом комиссии, руководитель комиссии обосновывает в итоговых документах и фиксирует в графе 6 соответствующей строки сводной оценочной ведомости (приложение к Руководству) собственную экспертную оценку.

12. О своем несогласии с экспертной оценкой направления деятельности инспектируемого органа, выставленной руководителем комиссии, член комиссии вправе сообщить руководителю подразделения центрального аппарата МВД России, учреждения МВД России.

13. Управленческая деятельность руководителя инспектируемого органа, его заместителей, заместителей начальника полиции, а также руководителей структурных подразделений инспектируемого органа изучается и оценивается, как правило, руководителем комиссии, его заместителем – начальником временного штаба, а также членами комиссии – представителями ОАД МВД России по специальной методике.

На основе оценок, полученных указанными руководителями, выводится итоговая оценка управленческой деятельности руководства инспектируемого органа, которая фиксируется в графе 6 строки 3 сводной оценочной ведомости (приложение к Руководству).

14. Расчетная оценка деятельности проинспектированного органа в целом определяется руководителем комиссии в следующем порядке:

14.1. На основании изучения организации, законности и результативности основных направлений деятельности инспектируемого органа выводится расчетная оценка органа:

«удовлетворительно» - если число неудовлетворительных расчетных оценок по основным направлениям деятельности не превышает пяти;

«неудовлетворительно» - если число неудовлетворительных расчетных оценок по основным направлениям деятельности равно или превышает пять.

14.2. Расчетная оценка органа обсуждается руководителем и членами комиссии и отражается в графе 6 строки I сводной оценочной ведомости (приложение к Руководству).

14.3. Расчетная оценка органа может быть скорректирована с учетом дополнительных факторов:

оценок организации и эффективности осуществления обеспечивающих и штабных направлений (сфер) деятельности;

оценки управленческой деятельности руководства инспектируемого органа[156];

ведомственной оценки эффективности деятельности органа, определенной по показателям ведомственной статистической отчетности до выезда в инспектируемый орган[157].

Отрицательное или положительное влияние указанных факторов на эффективность и предварительную оценку деятельности инспектируемого органа определяется экспертным путем и отражается в итоговых документах по результатам инспекторской проверки.

Решение об учете дополнительных факторов при определении расчетной оценки органа принимает руководитель комиссии с учетом мнения членов комиссии, выраженного в итоговых справках.

14.4. Расчетная оценка органа, скорректированная с учетом дополнительных факторов, обсуждается руководителем и членами комиссии и отражается в графе 6 строки II сводной оценочной ведомости (приложение к Руководству).

Наши рекомендации