Опр-е Лог-й опер-ции из в. 4!!!


6. Взаимосвязь логистики и маркетинга.

Опр-е Лог-й опер-ции из в. 4!!! - student2.ru

Логистика дополняет и развивает маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и поставщика в мобильную, технико-технологически и планово-экономически согласованную систему.

Маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос, т. е. отвечает на вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю. Логистическая интеграция позволяет осуществить поставку требуемого товара в нужное место, в нужное время, с минимальными затратами.

Маркетинг нацелен на исследование рынка, рекламу, психологическое воздействие на покупателя и т. д. А логистика в первую очередь нацелена на создание технико-технологически сопряженных систем проведения материалов по товаропроводящим цепям, а также систем контроля за их прохождением.

В последнее время в мировой практике отдельные функции маркетинга, связанные прежде всего с исследованием рынка, переходят к логистике и в связи с этим можно говорить о появлении такой новой функциональной области логистики, как маркетинговая логистика.
7. Основные функциональные области логистики.

Выделяют следующие основные функциональные области при-менения логистики:

• закупочная (снабженческая);

• производственная;

• сбытовая (распределительная);

• транспортная;

• запасов;

• складирования;

• информационная.

Перечисленные функциональные области логистики имеют свои особенности.

Закупочная логистиказанимается обеспечением предприятий сырьем и другими необходимыми материалами. Она решает задачи выбора поставщиков, заключения договоров с ними и контроля исполнения этих договоров. Задачей закупочной логистики является также принятие мер при нарушении условий поставок.

Главная особенность производственной логистикисостоитвтом, что управление материальным потоком на данном этапе его существования выполняется на территории одного предприятия, движение потока происходит на основе решений системы управления предприятием, а участники логистического процесса не вступают в товарно-денежные отношения.

Распределительная логистиказанимается сбытом произведенной продукции. Этот круг задач решается как непосредственно предприятиями-производителями так и предприятиями-посредниками. Задачи распределительной логистики должны решаться еще на уровне планирования производства, поскольку эта область логистики определяет такие параметры материального потока, как размер изготовляемой партии, вопросы тары, упаковки и времени выпуска партии, ведь они имеют непосредственное отношение к проблеме реализации.

Методы транспортной логистики используются при организации любых перевозок. При этом могут использоваться транспорт общего пользования, т.е. транспорт специальных транспортных организаций, и собственный транспорт нетранспортных предприятий.

Информационная логистика занимается управлением информационным потоком, Соответственно для нее неприменимы методики, которые используются в других областях логистики.

Логистика запасов обеспечивает сокращение издержек производства путем снижения затрат на создание и хранение запасов, уменьшение потерь рабочего времени и простоев оборудования из-за нехватки сырья и материалов; предотвращения порчи и хищений материальных ценностей. Основными задачами логистики запасов являются:

- систематический контроль за соблюдением установленных норм запасов,

- выявление излишних и неиспользуемых материалов, их реализа-ция.

Логистика складирования решает задачи выравнивания временной разницы между выпуском продукции и ее потреблением, обеспечивает непрерывность производства и снабжения, консолидацию и транспортировку грузов, предоставление различных услуг (подготовка товаров для продажи, проверка его количества и качества, транспортно-экспедиционные услуги и др.).

Закупочная логистика.

Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Субъекты хозяйствования осуществляют закупки материальных ресурсов для удовлетворения собственных нужд или для перепродажи. Новизна логистического подхода к этой сфере деятельности заключается в том, что интеграция ее со смежными видами деятельности (производством, сбытом, транспортировкой, складированием) позволяет организовать своевременную закупку качественной продукции с минимальными затратами времени и финансовых ресурсов и тем самым укрепить систему сквозного управления материальными и информационными потоками.

Основные вопросы, на которые следует ответить в процессе обеспечения предприятия предметами труда:

♦ что закупить;

♦ сколько закупить;

♦ у кого закупить;

♦ на каких условиях закупить.

Дополнительно!!!

Задачи зак-й лог-ки:

1. Определение потребности в материальных ресурсах.

2. Исследование рынка закупок.

3. Выбор поставщика.

4. Осуществление закупок.

5. Контроль поставок.

6. Подготовка бюджета закупок.

7. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками.

9. Определение потребности в материальных ресурсах.

В процессе определения потребности в материальных ресурсах может решаться задача сделать или купить. Когда же решили, что будем закупать, то следует определить потребность в мат. ресурсах.

Выбор методов расчета потребности в материальных ресур­сах зависит от множества факторов: объема и регулярности потребления, нормативной базы, цен на материалы, их дефи­цитности и др. Однако наиболее существенными среди них являются объемы, стоимость и регулярность потребления материалов. На практике широко известны методы группировки материалов по призна­кам АВС и XYZ (таблица 1.1).

Таблица 1.1 - Отличительные особенности классификационных группировок по методу ABC и XYZ

  А В С
X Высокая стоимость годового объема потребления Регулярное потребление Средняя стоимость годового объема потребления Регулярное потребление Низкая стоимость годового объема потребления Регулярное потребления
Y Высокая стоимость годового объема потребления Колеблющееся потребление Средняя стоимость годового объема потребления Колеблющееся потребление Низкая стоимость годового объема потребления Колеблющееся потребление
Z Высокая стоимость годового объема потребления Нерегулярное потребление Средняя стоимость годового объема потребления Нерегулярное потребление Низкая стоимость годового объема потребления Нерегулярное потребление

В таблице 1.1 представлены наиболее существенные признаки отнесения продукции к той или иной группе. Основным признаком материалов групп А, В, С является высокая стоимость годового объема потребления, а групп X, Y, Z - регулярность потребления. Чаще всего группа А согласуется с группой X. На материалы, входящие в группу А, приходится до 70 % стоимос­ти годового объема потребления. Обычно они используются в основном производстве и являются определяющими в материа­лоемкости выпускаемой продукции. Но именно эти материалы характеризуются также регулярностью потребления, а следовательно, и высокой предсказуемостью объемов потребления, поэтому их можно одновременно отнести к группе X. На группу A, а значит и группу X , падает львиная доля транспортно – заготовительных и складских расходов.

Все это обусловливает необходимость повышенного внимания к материалам данных групп при планировании и осуществлении входящих материалопотоков. Однако характерно, что и в группах В и С могут присутствовать регулярно потребляемые материалы, но имеющие среднюю или низкую стоимость и потребляемые в небольших объемах. Точно так же в группах Y и Z встречаются материалы с высокой стоимостью, но потребляемые нерегулярно. Важно выявлять эти особенности и учитывать при выборе методов планирования, контроля и регулирования материальных потоков.

Дополнительно!!! Для расчета потребности предприятия в ма­териальных ресурсах, используемых в больших количествах (прежде всего материалов групп А и X), следует применять наи­более точные методы, например метод прямого счета [1]:

Опр-е Лог-й опер-ции из в. 4!!! - student2.ru , (1.1)

где Опр-е Лог-й опер-ции из в. 4!!! - student2.ru - потребность в Опр-е Лог-й опер-ции из в. 4!!! - student2.ru -м материале; Опр-е Лог-й опер-ции из в. 4!!! - student2.ru - программа производства Опр-е Лог-й опер-ции из в. 4!!! - student2.ru -го вида продукции (работ); Опр-е Лог-й опер-ции из в. 4!!! - student2.ru - норма расхода Опр-е Лог-й опер-ции из в. 4!!! - student2.ru -го вида материала на единицу Опр-е Лог-й опер-ции из в. 4!!! - student2.ru -го вида продукции (работ); Опр-е Лог-й опер-ции из в. 4!!! - student2.ru - количество видов продукции (услугу), для которых используется Опр-е Лог-й опер-ции из в. 4!!! - student2.ru -й вид материала.

Несмотря на то, что данный метод определения потребности является одним из самых трудоемких, его применение позволяет организации избежать большого ущерба вследствие возможного неправильного расчета потребности в материалах.

10. Поиск и выбор поставщиков материальных ресурсов.

После того, как решена задача, какое сырье, какие материалы и в каком количестве необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика.

При поиске поставщиков потребитель должен:

• составить перечень потенциальных поставщиков (на основе баз данных о поставщиках, классификаторов продукции, рекламных объявлений, путем участия в выставках, ярмарках, аукционах, биржевых торгах, через объявление тендерных торгов и др.);

• определить критерии выбора поставщиков и их значимость;

• произвести предварительный анализ поставщиков по критериям с целью сужения их круга до четырех-пяти;

• подготовить и выслать запросы поставщикам по недостающей информации;

• осуществить коммерческую оценку поставщиков;

• провести (при необходимости) предварительные переговоры или встречи с наиболее предпочтительными поставщиками;

• выбрать поставщиков и заключить с ними договоры на поставку продукции.

Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2008г. № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь»установлено, что закупки товаров, осуществляемые полностью или частично за счет средств республиканского и местных бюджетов, являются государственными закупками и проводятся с применением:

•конкурса (открытого, закрытого) -- при ориентировочной стоимости закупки от 8000 базовых величин и более;

• процедуры запроса ценовых предложений -- от 1000 до 8000 базовых величин;

• процедуры оформления конкурентного листа -- от 50 до 1000 базовых величин.

При выборе зарубежного поставщика следует учитывать характер торгово-политических отношений с этим государством. Должны быть изучены данные по системе таможенного, валютного регулирования ВЭД, об уровне конкуренции на рынке, уровне цен на товары.

Для выбора лучшего поставщика применяются различные методы:

ü метод сравнения затрат на приобретение продукцииу различных поставщиков (величина затрат - цена на закупаемые материалы, транспортные издержки, затраты на погрузо-разгрузочные работы, оплату услуг посредников, экспедиторские расходы, таможенные пошлины и сборы и др.)

ü метод экспертных оценок(привлечения опытных и высококвалифицированных экспертов позволяет установить рейтинг поставщиков)

При выборе поставщиков нужно определить правильный отбор критериев(хотя бы назвать 5 критериев):

• цены на продукцию поставщиков, их уровень и стабильность;

• качество продукции, ее соответствие требованиям потребителя;

• полнота товарного ассортимента;

• система расчетов за продукцию (предоплата, последующая оплата, продажа в рассрочку);

• репутация поставщиков;

• финансовое положение предприятий-поставщиков;

• сроки поставки, оперативность реагирования на запросы покупателей;

• уровень пред - и послепродажного сервиса;

• удаленность поставщика от потребителя.

Например!!!Отсутствие комплектующих, требующихся регулярно - главным критерием при выборе поставщика будет надежность поставки, а если закупаемые материалы не являются значимыми с точки зрения производственного процесса, то главным критерием будут - затраты на приобретение и доставку.

Дополнительно!!!

Считается, что в целях экономической безопасности нецелесообразно брать у одного изготовителя более 50 % общего объема закупки определенного материала. В связи с этим целесообразно распределять материальные потоки по двум-трем поставщикам пропорционально показателям их рейтинга.

При определении условий поставок, следует учитывать, что они могут быть транзитными (закупку материальных ресурсов непосредственно у изготовителей) или складскими (— у посреднических торговых организаций с их баз и складов).

11. Производственная логистика.

Управление материальными и информационными потоками на пути от склада материальных ресурсов до склада готовой продукции называется производственной логистикой.

Производственная логистика — это управление производственными процедурами внутри предприятия, обеспечивающее оптимизацию затрат на производство продукции в соответствии с заданной целевой функцией, основанной на маркетинговой стратегии предприятия.

Целью производственной логистики является оптимизация материальных потоков внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др. Характерная черта объектов — их территориальная компактность.

Традиционная концепция организации производства предполагает:

♦ никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования;

♦ изготавливать продукцию как можно более крупными партиями.

Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

♦ отказ от избыточных запасов;

♦ сокращение времени выполнения основных и транспортно-складских операций;

♦ отказ от изготовления продукции, на которую нет заказа покупателей;

♦ устранение простоев оборудования;

♦ обязательное устранение брака;

♦ устранение нерациональных внутризаводских перевозок;

♦ наличие оптимального запаса производственных ресурсов.

Традиционная концепция наиболее приемлема для условий «рынка продавца», в то время как логистическая концепция — для условий «рынка покупателя».

Т.е. когда спрос превышает предложение, можно с достаточной уверенностью полагать, что изготовленная с учетом конъюнктуры рынка партия изделий будет реализована. Поэтому следует максимально загружать оборудование. Причем чем крупнее будет изготовленная партия, тем ниже окажется себестоимость единицы изделия.

В случае условий «рынка покупателя», задача реализации произведенного продукта в условиях конкуренции выходит на первое место. Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делают нецелесообразным создание и содержание больших запасов. В то же время производственник уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда возникает необходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро отреагировать производством на возникший спрос.

Производство в условиях рынка может выжить лишь в том случае, если оно способно быстро менять ассортимент и количество выпускаемой продукции. Решать это не за счет на складах запасов готовой продукции, а за счет запаса производственной мощности.

Запас производственной мощности возникает при наличии качественной и количественной гибкости производственных систем. Качественная гибкость обеспечивается за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства. Количественная гибкость может обеспечиваться различными способами (например, резерв рабочей силы).

12. Распределительная логистика.

Распределительная логистика представляет собой часть общей логистической системы, обеспечивающей рациональное продвижение продукции к потребителю.

Распределительная логистика — это комплекс функций, связанных с процессом доведения готовой продукции от производителя до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего.

Она должна обеспечить:

• сквозное управление материальными потоками, т. е. увязать процесс распределения с процессами производства и закупок;

• маркетинговый подход в управлении материальными потоками;

• взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.

Предметом изучения являются материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю, а также рационализация процесса физического продвижения продукта к потребителю.

В процессе решения задач распределительной логистики необходимо найти ответы на следующие основные вопросы:

♦ по какому каналу довести продукцию до потребителя;

♦ как упаковать продукцию;

♦ по какому маршруту отправить;

♦ потребуется ли складирование в процессе доставки готовой продукции к потребителю;

♦ какой уровень обслуживания обеспечить, а также на ряд других вопросов.

Состав задач распределительной логистики на микро- и макроуровнях различен. На микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи:

♦ планирование процесса реализации;

♦ организация получения и обработки заказа;

♦ выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;

♦ организация отгрузки продукции;

♦ организация доставки и контроль за транспортированием;

♦ организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:

♦ выбор схемы распределения материального потока;

♦ определение оптимального количества и мест расположения распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории.

Важнейшие функции распределительной логистики заключаются:
• в планировании, организации и управлении транспортно перемещающими процессами в логистической системе в послепроизводственный период;


• управлении товарными запасами;


• получении заказов на поставку продукции и их эффективной обработке;


• комплектации, упаковке и выполнении ряда других логистических операций по подготовке товарных потоков к генерации;


• организации рациональной отгрузки;


• управлении доставкой и контроле над выполнением транспортно-перемещающих операций в логистических цепях;


• планировании, организации и управлении логистическим сервисом.

Наши рекомендации