Маневровая работа на станциях
Маневровая работа — работа на железнодорожной станции по перемещению вагонов и одиночных локомотивов в соответствии с установленным технологическим процессом. Всякие перемещения подвижного состава в пределах станции, связанные с обработкой прибывших и отправляемых поездов, наз. манёврами. Управление М. р. осуществляют маневровый диспетчер, дежурный по станции, дежурный по горке или парку. Распределение между ними обязанностей по управлению манёврами устанавливается технико-распорядительным актом станции. Руководителем манёвров является работник, непосредственно распоряжающийся действиями лиц, участвующих в манёврах (обычно — составитель поездов), непосредственные исполнители манёвров — комплексная бригада или маневровая бригада. В состав комплексных бригад входят работники станции, бригады маневровых локомотивов, работники пункта технического обслуживания и ремонта вагонов и работники, непосредственно участвующие в осуществлении манёвров. На станциях, где не предусмотрена организация комплексных бригад, создают маневровые бригады, в которые входят составитель поездов и его помощник, машинист маневрового локомотива и его помощник, регулировщик скорости движения вагонов.
Рациональная организация манёвров во многом определяет успешную работу станций, уровень их перерабатывающей способности и выполнение основные качеств, показателя — затрат времени на обработку вагонов. По степени сложности манёвры подразделяют на простые, при которых величина маневрового состава остаётся неизменной, и сложные, когда она изменяется в процессе манёвров. По характеру маневровые работы различают манёвры сортировочные, перестановочные, группировочные и специальные. Сортировочные манёвры заключаются в расстановке вагонов по сортировочным путям назначения, перестановочные— в перестановке составов, групп или отд. вагонов с одного станционные пути на другой, группировочные — и подборке вагонов в группы по разным признакам (станциям или районам назначения, пунктам погрузки, выгрузки, подачи и т. п.), специальные — в продвижении вагонов при их взвешивании, промывке и т. п. операциях. По назначению различают манёвры расформирования, формирования, прицепки, отцепки, подачи, уборки вагонов и др. Манёвры расформирования и формирования чаще всего полностью или частично совмещаются.
Для оценки объёма манёвров в качестве измерителя пользуются понятием «маневровая операция». Типовые маневровые операции: расформирование еэстава или передачи, формирование состава поезда, обработка транзитного поезда с изменением массы состава или обменом групп вагонов, перестановка состава или группы вагонов из одного парка в другой или с одного пути на другой, подача или уборка группы вагонов и перестановка отд. вагонов.
Схема выполнения манёвров одногрупными изолированными толчками
Манёвры производят при помощи сортировочных устройств и маневровых двигателей. Сортировочными устройствами являются сортировочные горки повышенной, большой, средней и малой мощности, а также вытяжные пути со стрелочными горловинами на уклоне или площадке. К маневровым двигателям относятся локомотивы, тягачи и толкатели, а также стационарные устройства для передвижения вагонов (электрошпили, электролебёдки). В качестве маневровых локомотивов применяют тепловозы, электровозы, паровозы, а также дизель-контактные или контактно-аккумуляторные локомотивы. На вытяжных путях и свободных концах путей манёвры могут выполняться оттягиванием и толчками (см. рис.).
Определение необходимых затрат времени на выполнение тех или иных манёвров наз. их нормированием и производится при помощи расчётных параметров, устанавливаемых на основе хронометражных (натурных) наблюдений или тяговых расчётов. При помощи хронометражных наблюдений устанавливаются расчётные параметры для нормирования в основные сложных (сортировочных, группировочных) манёвров с большим числом однотипных маневровых рейсов и маневровых полурейсов. Способ тяговых расчётов целесообразнее применять при нормировании простых манёвров, состоящих из более или менее длинных одиночных полурейсов по подаче, уборке, перестановке групп вагонов или составов, манёвров со сборными поездами на промежуточных станциях, а также при определении расчётных маневровых параметров для нормирования более сложных манёвров.
Для научно обоснованного нормирования маневровые передвижения разделяют на следующие оси.группы: полурейсы вытягивания, оттягивания, холостых рейсов, заездов, продолжительность которых зависит от величины маневрового состава; манёвры толчками, продолжительность которых зависит не только от величины маневрового состава, но и от скорости разгона, профиля пути, характера и значения развиваемых локомотивом тяговых усилий и мощности тормозных средств; передвижения подвижного состава под действием силы тяжести с сортировочных горок и наклонных вытяжных путей; перестановки вагонов, осуществляемые полурейсами типа разгон — установившееся движение — торможение, продолжительность которых зависит не только от величины маневрового состава, но и от длины полурейса.
Затраты, связанные с М. р. на станциях, составляют около 10%всех эксплуатационных расходов по осуществлению грузовых перевозок и около 30—40% всех расходов на станциях. Поэтому ускорение манёвров, совершенствование их технологии, более производит, использование маневровых средств имеют большое экономических значение. Повышение экономичности М. р. может быть достигнуто путём увеличения времени производит, работы маневровых локомотивов, снижения затраты времени на выполнение маневровых операций на основе применения более совершенной технологии, сокращения механическая работы преодоления сил сопротивления движению при манёврах (уменьшением суммарного расстояния пробега подвижного состава, числа маневровых рейсов и др. мер).