Требования транспорта к современным путям сообщения: экономичность, безопасность и удобство пассажирских и грузовых перевозок
Экономические требования: рациональное проектирование и строительство дорог, дорожных развязок; использование, при строительстве, местных строительных материалов.
Требование по безопасности: обеспечение безопасного проезда в любое время года; прочность дорожного покрытия, долговечность и устойчивость к воздействию атмосферных факторов (температуры, влажности и т. д.); ровность покрытия, чтобы возможно было движение с высокими скоростями, и шероховатость — для хорошего сцепления с шинами; бесшумное движение.
Требования удобства пассажирских и грузовых перевозок: Наличие автобусных остановок, остановок кратковременного и длительного отдыха, наличие технических сооружений обслуживания автомобилей, сооружения общественного питания.
у
Учет данных статистики дорожно-транспортных происшествий при выявлении опасных участков дорог.
Анализ распределения дорожно-транспортных происшествий на всем протяжении дороги и плотности их концентрации позволяет выявлять опасные участки и устанавливать степень влияния дорожных условий на аварийность.
Важное место в обследовании автомобильных дорог занимает постоянное изучение наиболее аварийных участков, выявляемых путем построения линейных графиков коэффициентов аварийности и безопасности, а также при анализе дорожно-транспортных происшествий. Эти участки должны особенно детально обследоваться.
Наиболее опасными являются следующие элементы дорог:
- участки, проходящие через населенные пункты.
- пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне, на которых наблюдается 10...30 % всех дорожно-транспортных происшествий;
- участки с низкими сцепными качествами дорожного покрытия.
- участки с затяжными и крутыми подъемами и спусками, на которых число дорожно-транспортных происшествий достигает 7...25 %. Наиболее тяжелыми являются происшествия, возникающие при движении на спуск;
- кривые в плане малого радиуса;
- участки с ограниченной видимостью в плане и продольном профиле;
- мосты и путепроводы с недостаточной шириной проезжей части.
При осмотре участков дороги, где возникают наиболее тяжелые дорожно-транспортные происшествия, собирают следующие данные:
место происшествия; характеристика плана и профиля автомобильной дороги (горизонтальная прямая, кривая в плане, угол поворота трассы, длина кривой, наличие виража, уклона на спуске или подъеме, протяженность подъема и т. п.);
ширина проезжей части и обочин; ширина проезжей части на мостах и подходах к ним;
расстояние видимости встречного транспортного средства;
наличие пересечений или примыканий, железнодорожных переездов; наличие автобусных остановок или стояночных площадок; наличие населенного пункта;
сведения об инженерном обустройстве рассматриваемого участка дороги; состояние дорожного покрытия, обочин, откосов; наличие боковых препятствий, близко расположенных к проезжей части; отметка земляного полотна.
Особое внимание уделяется анализу распределения дорожно-транспортных происшествий по часам суток и устанавливается число и причины дорожно-транспортных происшествий в темное время суток и в период сумерек, когда резко ухудшаются условия видимости на дороге.
Учет потерь от дорожно-транспортных происшествий.
Для обоснования вида мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и установления очередности проведения этих мероприятий на дороге необходима оценка ущерба от дорожно-транспортных происшествий.
Ущерб в результате дорожно-транспортного происшествия включает в себя несколько составляющих:
• ущерб от гибели и ранения людей;
• ущерб от повреждения транспортных средств;
• ущерб от порчи или утраты груза;
• ущерб от повреждения дорожных сооружений.
Ущерб от гибели и ранения людей составляет самую значительную часть ущерба от дорожно-транспортного происшествия.
Ущерб от дорожно-транспортного происшествия оценивается на основании расчета прямых и косвенных экономических потерь.
К прямым (непосредственным) потерям относятся экономические потери владельцев подвижного состава автомобильного транспорта, службы эксплуатации дорог и грузоотправителей, затраты на расследование дорожно-транспортных происшествий, медицинских учреждений на лечение потерпевших, затраты предприятий и организаций, сотрудники которых стали жертвами аварий (оплата листков нетрудоспособности, выдача пособий), затраты государственных органов социального обеспечения (пенсии) и страховые выплаты.
К косвенным относятся экономические потери вследствие временного или полного выбытия человека из сферы материального производства, нарушения производственных связей и моральные потери.
К основным составляющим ущерба от гибели или ранения людей в результате дорожно-транспортных происшествий относятся:
потери экономического вклада из-за отвлечения из сферы производства людей, погибших или получивших телесные повреждения;
затраты на оказание пострадавшим первой медицинской помощи и лечение;
выплаты пенсий (инвалидам, семьям погибших);
оплата по временной нетрудоспособности.
При подсчете потерь в результате гибели человека определяется ожидаемая продолжительность его трудовой деятельности до пенсионного возраста и оценивается недополученный вклад во внутренний валовой продукт.